Самый быстрый защитник

Когда разговариваешь с Сергеем Цветковым, сложно поверить, что этому энергичному мужчине 11 февраля исполнилось 55 лет. Он всю жизнь посвятил футболу, начав играть еще в школьные годы. Потом продолжил выступать за «Торпедо» сначала в юношеской команде, а позже и в ветеранской, где он состоит до сих пор, постоянно заражая энтузиазмом и неуемной энергией своих одноклубников и подрастающее поколение футболистов. Сергей уверен, что увлеченность футболом — это секрет долгой физической активности как его самого, так и всей команды ветеранов.

Досье «РН»

Образование: окончил Ленинградский техникум физической культуры и спорта по специальности «Тренер по игровым видам спорта».

В футбол начал играть в 12-летнем возрасте на городских турнирах «Кожаный мяч».

В 1975 г. приглашен в юношескую команду «Торпедо».

1978-1980 — служба в армии в войсках ВДВ ГСВГ, был командиром отделения разведки спецназа.

С 1985 — игрок основного состава «Торпедо».

В 1987 — назначен капитаном и играющим тренером. «Торпедо» многократно становилось победителем первенства города и области.

В 2000 году возглавил команду ветеранов г. Ржева. Под его руководством команда стала чемпионом области, четыре раза занимала вторые и два раза третьи места, трижды выигрывала кубок губернатора. Также команда неод-нократно становилась призером различных соревнований по мини-футболу.

— Сергей Вячеславович, можете вспомнить, как начиналась Ваша спортивная деятельность? И были ли какие-то люди, повлиявшие на Вас в те годы? На кого равнялись?

— Начинал я как легкоатлет в школе N№ 6, где учился. Преподаватель физкультуры Александр Филатов заметил меня как спортсмена с хорошими скоростными качествами. Он начал включать меня в городские соревнования по бегу. У меня хорошо получалось, и это послужило стимулом, я стал усиленно тренироваться. И когда в школе и в летних лагерях начали играть в футбол, все эти мои качества пригодились — брали в команду нападающим. Мог обогнать любого, и это сказывалось на результативности моей игры. А еще стал понимать, что игровые виды спорта мне ближе, я люблю общение с людьми, коллектив, командный дух. А заинтересовал меня футболом Олег Баженов. Это был очень интересный человек! Он работал на стадионе «АТЭ-3», и сейчас чаще вспоминаю его заслуги как хоккеиста, но правильнее будет сказать, что он любил спорт вообще.

— А кто был тренером?

— Борис Марков. Легендарная личность в Ржеве. Это один из самых ярких футболистов того времени. Он вел за собой команду, его, кстати, потом забрали играть за питерское «Динамо».

Помню, детьми ходили смотреть на игру Марыча, как его уважительно называли зрители. И у меня тогда в мыслях не было, что мы будем вместе играть! Наше поколение его хорошо помнит. До него в Ржеве не было лучше футболиста и, наверное, после. Он обладал мощнейшим ударом: забивал голы с центра поля! Дриблинг (ведение мяча) высочайший. Еще он был, пожалуй, самый сильный человек в городе. Когда говорят про ржевские «подвалы», мало кто вспоминает, что именно Марков первый создал в Нижнем Бору такой спортивный клуб. И уже потом пошла на них мода. Марков вернулся из армии крепким, возмужавшим, а служил он в десантных войсках, решил продолжать занятия спортом. Еще, помимо этого, он отлично играл на гитаре. Тогда были открытые площадки для танцев, на которых он часто исполнял песни.

А когда я пришел, Борис Алексеевич нашел мне место в команде. Если раньше меня брали играть нападающим, то он поставил меня в защиту. И в этой роли я отыграл всю свою жизнь. Казалось бы, зачем ставить быстрого спортсмена в защиту? От меня никто не мог убежать, я догонял самых быстрых нападающих!

А во взрослую команду «Торпедо» меня привлек Михаил Махов, мы с ним вместе учились в Ленинградском спортивном техникуме. С тех пор вместе шагали по спортивной жизни. Хотя сейчас он уже не играет за ветеранов, но его влияние на команду сложно переоценить.

— А как Вы окончательно сделали выбор между легкой атлетикой и футболом?

— По складу характера, наверное. Я — коллективный человек. Был, кстати, интересный случай, как я попал в команду города. В Твери проходили соревнования по легкой атлетике, а я был привлечен за команду юношей. Меня тогда звали и за футбольную команду выступать. Программу по легкой атлетике я закончил и разминался на бровке. А наша футбольная команда как раз приехала. У них не хватало игрока. Мне и говорят: выручай! Я вышел на поле и сразу забил гол. Тогда я по легкой атлетике входил в сборную области. В 8-м классе меня брали на первенство округов, и я месяцами торчал на сборах.

— Мы уже говорили о поколении спортсменов, у которых Вы учились. Теперь поговорим о поколении нынешнем. Ваши дети спортом увлекаются? И кого из молодых спортсменов Вы бы хотели отметить?

— Из молодых спортсменов это, конечно, Александр Булыгин. Когда пришло мое время делиться опытом, именно ему я передал больше всего своих знаний.

У меня два сына. Старший, Стас, человек спортивный, но сейчас работает помощником машиниста и времени на серьезные занятия спортом не хватает. Зато младшему, Максиму, дается любой спорт. В свои 12 лет он попробовал свои силы в баскетболе, легкой атлетике, плавании. Но он себя пока ищет. Нравится футбол, но мы живем на Садовой, а ездить на тренировки на «Торпедо» нет возможности. Максим ходит еще и на дополнительные занятия по английскому. Недавно пошел в «Дельфин» на плавание и, отзанимавшись буквально год, поехал на соревнования в Торжок, где был одним из лучших.

— Расскажите про службу в армии…

— По своим физическим данным я попал в группу советских войск в Германии (ГСВГ). А в Вюнсдорфе в штабе наших войск нас собрали на плацу, провели показательное выступление и сказали: кто хочет остаться служить здесь, надо будет пройти отбор. Там был бег на 100 и 1000 метров, подтягивание, отжимания. В итоге меня отобрали. Оставляли определенное количество солдат по принципу: сколько человек службу закончили — столько же новобранцев и брали. Если в другие войска отбор был по личным делам, то нам, десантникам, важны были физические данные, для чего такой отбор и проходил. Но, замечу, что когда попал на место службы, мне казалось, что там какие-то великаны. Настолько там была отличная физическая подготовка у бойцов. А после учебки уже сами смотрели на молодых сверху вниз. У нас был не тактический десант, а спецназ по уничтожению ядерных ракет. Часть была маленькая — 800 человек, из них половина офицеры. Два года я отслужил там.

Первые два месяца — в спортроте. Показал лучшие результаты по бегу. А потом ко мне подошли старослужащие и говорят: вот ты сейчас отслужишь в спортроте и, вернувшись домой, что будешь говорить родным? Что бегал, прыгал, а оружия в руках толком не держал? На меня это подействовало, и впервые в жизни я изменил спорту, решил, что хочу попробовать настоящей службы. Сейчас не жалею об этом. У меня 38 прыжков с парашютом. В том числе ночью с вертолета, там вообще ощущение, что в бездну прыгаешь! С самолёта, напротив, легко, потому что после шести месяцев тренировок, мысль одна: быстрее бы прыгнуть. А в воздухе чувство радости — как птица летишь.

— А вернувшись домой, чем занялись?

— Сначала устроился к Геннадию Пояркову на стадион «Локомотив». Но у меня было много друзей, играющих за «Торпедо». Михаил Махов, с которым мы вместе учились в ленинградском техникуме физической культуры и спорта, в конце концов перетащил на «Торпедо», где я и стал работать.

— Что-то из этого периода больше всего запомнилось?

— Всё в памяти как-то смешалось: каждая игра как последняя. Иногда было тяжело, выезжали на игру по 11 человек ровно. Никаких замен, играли на характере. Ржевская команда всегда славилась тем, что у нас очень волевые люди. Потом я общался с ребятами из тех команд, с которыми мы играли тогда. Они говорили, что боялись ехать в Ржев: наша команда никогда не проигрывала на своем поле, и они знали, что им предстоит тяжелая игра. Да и на других стадионах мы сражались достойно. В Твери часто местные судьи подсуживали своим, но в Ржеве мы просто не могли позволить себе поражения.

— А чего было больше, трудностей или радостей побед?

— Хорошее всегда лучше запоминается. Сейчас, оглядываясь назад… нам, ветеранам, за 50, но мы все в строю! Были и те, кто появился эпизодически, мелькнул. Сейчас они как-то исчезли из активной жизни, и я не говорю, что они спились или что-то в этом роде. Нет! Но как-то сменился круг интересов, человек закрылся, выстроил вокруг себя раковину, многие даже выглядят лет на десять старше.

— Расскажите о работе в ветеранской команде.

— За эти годы было много разных трудностей. Команду плохо финансировали, а у меня была возможность доставать все необходимое. Также большим подспорьем команде стало наше сотрудничество с фондом Михаила Евдокимова, губернатора Алтайского края. Мой друг Михаил Махов однажды познакомил нас с ним. К Евдокимову на Алтай летали люди, которые играли за сборную страны, в командах «Спартак», «ЦСКА» и других. Турнир проходил в родной деревне Михаила Сергеевича. Несколько лет подряд я тоже принимал в нем участие. После этого турнира ребята из «Спартака» приезжали к нам в Ржев, играли тут. Еще я в дружеских отношениях с олимпийским чемпионом Алексеем Прудниковым. И благодаря его приглашению, наша команда ветеранов уже шесть раз смогла принимать участие в турнире «Негаснущие звезды», который проходит ежегодно с первого по восьмое мая в Турции. Соперниками нашей команды на этом турнире были звезды советского и российского футбола: Ловчев, Юран, Кузнецов, Бубнов, Горлукович, Кирьяков, Панов, Смертин и многие другие.

Недавно мы решили вспомнить молодость и поиграть в хоккей. Договорились с командой ветеранов ржевского хоккея, купили себе форму и сейчас играем в Ледовом дворце. Это просто для себя и соревнования между собой, иногда к нам присоединяются ветераны хоккея. Это такой непередаваемый позитив! Вспомнились детские годы, когда почти в каждом дворе был залит каток и мы учились играть. Это другие эмоции, другие приемы, другая тактика. За два года у нас ощутимый прогресс, уже лучше катаемся, точнее пасуем.

— Какие виды спорта требуют развития в Ржеве на Ваш взгляд?

— Считаю, что должны быть представлены максимально все виды спорта. Каждый человек индивидуален, и надо раскрывать его лучшие качества. Если закрыть человека в какие-то рамки, то толку немного. Но нужна хорошая тренировочная база и тренерский состав. Долгое время спорт был забыт, и не только футбол, а вообще. После нашего поколения в спорте наблюдается пробел. И молодцы те, кто занимается с детьми. Это тяжелый и не всегда адекватно оплачиваемый труд.

— За какими видами спорта Вы следите? Например, на Зимней олимпиаде в Сочи за кого болели?

— В 42-м училище оборудована комната, где собраны призы нашей команды. Там более 50 снимков с разных игр и более 40 кубков и медалей, что мы завоевали. А еще там стоит телевизор, и мы там все собираемся, чтобы вместе поболеть за успехи наших спортсменов. В том числе и на Олимпиаде. Я болел за Александра Легкова, и был рад, что закончилась та череда неудач, что преследовала его до Игр. Он принес команде в эстафете серебро и в личной гонке стал чемпионом. Большой поклон и спортсменам, и тренерам, которые подвели их к Олимпиаде.

— Спасибо за интервью.

Владимир КУТУЗОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *