Как рождается чудо

Заслуженного художника России, скульптора-анималиста Анатолия Бурова знают не только ржевитяне. Его имя давно известно среди российских скульпторов. Произведения Бурова хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Третьяковской галерее. Немало работ находятся в Ржеве. Радуют детей и взрослых забавные зверюшки и сказочные герои из дерева — в Пушкинской школе, в детской библиотеке, в краеведческом музее, в детском саду N№ 32. Большие медведи — скульптуры в бетоне — украшают загородный лагерь «Зарница», бронзовые олени — «Электромеханику». Недавно Анатолий Сергеевич передал в дар ГДК 12 деревянных скульптур, а в ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума — 4 гипсовых портрета современников. Есть повод снова вспомнить о художнике, тем более, что в прошлом году Буров отметил свое 80-летие. А в декабре 2014 года от Союза художников России ему вручена «Золотая медаль»: «Одухотворенность, традиции, мастерство». Как же простой деревенский паренек стал известным художником? Об этом сегодня наша история.

Родом из детства

— Родился я во Владимирской области, — начинает рассказ Анатолий Сергеевич. — Рядом с деревней — ткацкие фабрики. Был когда-то в роду нашем один художник по тканям. Остальные все люди рабочие. Отец рубил избы, резал карнизы и наличники, дед обжигал кирпич, был известным печником. Я, бывало, мальцом, любил наблюдать за его работой. Наверное, этой глиной меня и «мазануло», — смеется он. — Любовь к красоте, к материалу, к инструменту от них и мне передалась. Еще у дедов цвели прекрасные сады. И эта красота навсегда осталась в моем сердце.

7_1Мне не было и семи лет, когда отца забрали на фронт. Он погиб в 42-м, когда гнали немцев от Москвы, пропал без вести.

После войны я окончил семилетку и поступил в художественно-ремесленное училище во Владимире. Получил специальность: мастер-лепщик-модельщик, одновременно окончил и вечернюю школу.

После училища направили в Алма-Ату. Два года работал на стройке. Но уже тогда зрели мысли о том, как продолжить образование. Встал вопрос: чем заняться — искусством или наукой? Выбрал последнее. Поступил в Алма-атинский институт на факультет иностранных языков. Но потом потянуло меня на родину, и я перевелся в Калинин, где и закончил учебу.

Там, в университете, повстречал Анатолий Сергеевич свою вторую половину. Валентина тоже училась на этом же факультете.

— Когда закончили учебу, сделал ей предложение. На День Победы свадьбу сыграли.

7_5С тех пор прошло 55 лет. Валентина Ивановна всю свою жизнь отработала учителем немецкого языка в школе N№ 4. Немало учеников воспитала. А в прошлом году супруги отпраздновали изумрудную свадьбу. Вырастили Буровы двух замечательных дочек. У них две внучки, внук и уже подрастает правнук.

— Я очень признателен своей жене, — говорит Анатолий Сергеевич, — за ее любовь, терпение и понимание. И своей маме за то, что детей растить помогала. Благодаря им я воплотил свою давнюю мечту и стал художником. Ведь поступал я в Московское художественное училище «Памяти 1905 года», когда мне было уже 28 лет, у нас была семья, и учился я очно. Не каждая жена выдержала бы мужа-студента, который в течение пяти лет приезжал домой один раз в месяц.

Училище я успешно окончил и стал дипломированным специалистом. Сначала работал в Ржеве художником при клубе ЖД, занимался скульптурой и участвовал в различных выставках. Много раз ездил в творческие командировки в Республиканский Дом творчества в Переславль-Залесский, где совершенствовал свое мастерство. А в 1980 году был принят в члены Союза художников как скульптор.

В мастерской художника

7_2До 1976 года Буров занимался, как он говорит, «людской темой», то есть создавал в скульптуре портреты людей. В его маленькой мастерской можно увидеть несколько таких скульптур. На полочках — множество статуэток из гипса и пластилина — это этюды с натуры. Основную же часть комнаты занимают деревянные медведи, волки, совы, птицы всевозможных пород, причудливые русалки. Настоящее сказочное Буровское царство!

Когда он лепил своих первых птиц и зверей, ему это казалось легким и простым. Но чем дальше он работал над скульптурой, тем больше понимал, что «нужно постоянно изучать и материал, и животных». Такое признание свидетельствует о требовательности к себе и серьезном отношении к искусству в целом.

Буров работает, в основном, с деревом. Предпочтение отдает ели и сосне с их красивой текстурой, привлекает его и береза, обладающая естественным охристым оттенком.

Как из обыкновенного пня рождается образ? Ответить на этот вопрос может только художник, человек, у которого свой взгляд, свое особенное мировоззрение.

— Надо уметь чувствовать дерево, — говорит Буров.

— А талант?

7_7— Десять процентов таланта, остальное — труд.

— А сколько времени надо, чтобы сотворить нечто?

— Обычный обывательский вопрос. Моя работа временем не измеряется. Любой скульптор-деревянщик, как мы себя называем, ведет по 5-7 работ в течение года. Все вприглядку. Ведь работа с деревом — это импровизация. Это мои пластические ходы. И в том сложность. Я работаю как плотник. Хотел эту деревяшку выбросить сначала. Но потом повернул и так, и этак. И вот что получилось.

Длинный хвост, гибкое тело, ушки торчком. Да это же кошка! Получилось чудо! Обыкновенное чудо из неказистой коряги, мимо которой пройдешь и не заметишь.

Буров любит и понимает природу, тонко чувствует натуру, и эта любовь сделала его скульптором, которому сопутствует стабильный успех. Он участник многих крупнейших художественных выставок, которые проходят в нашей стране. Регулярно представляет на суд зрителей персональные экспозиции. В прошлом году в Москве проходила очередная Всероссийская выставка, где из 130 членов Тверского Союза художников только 19 человек прошли конкурсный отбор. В том числе и Буров. Произведения ржевского скульптора неоднократно публиковались в газетах и журналах, книгах об искусстве.

7_3Интересны и живописные работы Бурова. Великолепен пейзаж «Зимний день»: сияющий в солнечном свете снег, лазурное небо с белыми облаками, маленькие домики с заснеженными крышами.

— Всегда пишу с натуры, — говорит Анатолий Сергеевич. — В основном, это уголки Ржева, тихие окраины.

Вот «Вид на улицу Калинина», а это «Ржевский мост», по которому едут машины и куда-то спешат прохожие. А это очень вкусный «Натюрморт с грибами». Словно в лето попадаешь и чувствуешь аромат подосиновиков, белых, подберезовиков. На кухонном столе — кувшин, плетенный лозой, зеленый лучок, только принесенный с грядки. В его картинах, как и в скульптурах, все гармонично, естественно, приятно глазу.

В свои 80 Анатолий Сергеевич полон планов и идей, но с ностальгией вспоминает былые времена. Когда с художниками были договорные отношения, когда существовали областные художественные фонды, которые были посредниками между художником и заказчиком. Когда издавались прекрасные журналы «Художник», альманах «Скульптура». Когда были заказы на работы, ведь скульптура — это не только творчество, но и хлеб художника.

— Если раньше государство выделяло 2 миллиарда рублей в год по всему Союзу на проведение крупных выставок, то сейчас, с 1991 года, средств не выделяется вообще, — подводит итог Буров. — И как выживать сегодня художнику — это, похоже, только его дело. Я с трудом вышел на пенсию. И вот уже 25 лет без заказов. Но я живу от выставки до выставки, — говорит он. — Все время в движении. Работаю и совершенствуюсь. Даст Бог здоровья, проведу следующую персональную выставку. Вообще, все мы, художники, мечтаем об одном: чтобы наши работы не пылились в мастерской, а приобретались государством и радовали людей, чтобы были достоянием народа, выставлялись не в чьей-то частной коллекции, а в настоящем музее. Подарю городу половину своих работ, если будет в Ржеве такой музей.

Что же, очень хочется верить, что и эта мечта Бурова станет реальностью.

Елена Сооляттэ

Фото из личного архива А. Бурова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *