Егор Ковальчук, путешественник: «Хочу проехать на велосипеде по всем континентам!»

От автора: это интервью с одним из самых необычных людей, с которыми мне довелось общаться, поэтому вначале хочется описать свои впечатления от встречи. Бывают люди увлеченные, а бывают… такие, как Егор, для которого путешествия — это образ жизни. Некоторые из его высказываний казались странными, но тут надо понимать, что есть разница между привычной жизнью и тем бесконечным путешествием, в котором живет Егор. Он прибыл в Ржев по приглашению Ржевской епархии и 4 марта провел встречу с ржевской молодежью в здании детской библиотеки.

— Егор, по традиции рубрики начнем с биографии.

— Родился в деревне в Томской области, и до 12 лет жил там: на природе, с огородами, покосами, хозяйством. Отец был охотником и рыбаком, и его интерес к природе передался мне. С шести лет он брал меня с собой в походы по лесам, болотам, сибирской тайге. Было трудно, учитывая мой возраст на тот момент.

— Как учился, и любил ли географию?

— Учился хорошо, старался, чтобы все было готово, не оставалось каких-то долгов и можно было посвятить свободное время другим делам или походам. География же особого отклика не вызывала. Вот показывают тебе на карте Африку, смотришь на фото местного населения в учебнике. Но это картинка и текст — ничего больше.

Потом учился в архитектурном университете по специальности «инженер-строитель». В это время начал путешествовать, решил вспомнить то, чем занимался в детстве. Были и другие виды активного спорта: прыгнул с парашютом, начал искать единомышленников, которые ходят в горы, занимаются сноубордом, лазают по пещерам. Потом начал форумы и сайты смотреть, оказывается, что таких людей много по всему миру.

— Путешествия автостопом — это сложно?

— В первое путешествие до Байкала мы отправились вдвоем с другом, не зная правил автостопа, и у нас получилось, скорее, как в романе у Керуака, такое непонятное бродяжничество. Машины не хотели останавливаться — мы не выглядели путешественниками в обычной одежде, с пакетами. Голосовали неуверенно, а надо контактировать взглядом с водителем, диалог начинается еще до того, как машина остановилась. Когда ты стоишь веселый, с рюкзаком, и уверен в себе, то останавливаешь, не вызывая чувства, что ты чем-то обязываешь человека.

— А деньги часто берут?

— Предупреждать, что ты без денег, надо только в нескольких регионах. Вообще, по мимике, поведению можно понять, что человек будет требовать платы. А чаще бывает так: останавливаешь машину, спрашиваешь, можно ли проехать по пути в сторону города N, потом начинаешь рассказывать о себе, кто такой, чем занимаешься, для чего едешь. Плату обычно не берут.

— Скажи, это навык такой или любой может?

— Может, в принципе, любой, потом на своих ошибках поймет, как надо. Тут важно осознавать, что ты едешь не потому, что ты безденежный и хочешь сэкономить, а что ты действительно извлекаешь из такого путешествия особый смысл.

— Кем ты работал после института и почему решил выбрать судьбу путешественника?

— Работал промышленным альпинистом, потом мастером монтажных работ. Как-то сидел и думал: вот сейчас работа стабильная, карьерный рост, а что-то в глубине души настойчиво рвется наружу. Прощу ли я себе потом, через 20-30 лет, что оказался слабаком и не дал себе возможность быть тем, кем хотелось? Решил попробовать, с работы уволился.

— Расскажи о своих путешествиях на велосипеде.

— Первое путешествие в 2012 году, 1900 км по Сибири через Красноярский край, Кызыл, Хакасию, Томскую, Кемеровскую область. Потом был период «автостопный», а потом поехал на 12500 км в Среднюю Азию, выезжал из Томска, через Алтай, по республикам Средней Азии. Прервался на совместную зимнюю экспедицию «Дорогами памяти», сейчас — продолжение по Средней Азии, еще я достаточно подробно объехал Кавказ.

— А как общаешься с местным населением?

— Где как, иногда приходится составлять разговорник, но не тот, что обычно выдают туристам, с фразами, вроде: «как мне найти отель за 300 долларов». Иногда приходится делать универсальные таблички, особенно в тех странах, где важна интонация и просто сказать слово недостаточно. Кстати, английский — не панацея. Напротив, лучше общаться на своем, через слово вставляя известные тебе местные слова.

— Ты записываешь свои впечатления?

— Да, в конечном итоге думаю написать книгу. А сейчас мои заметки появляются ВКонтакте http://vk.com/rirura_velecot и http://vk.com/velecot. Также в планах появление сайта: заметок уже очень много и надо их как-то структурировать.

— Почему путешествие по Якутии носило название «Дорогами памяти»?

— Места, по которым мы ехали, в советское время были сосредоточением лагерей для заключенных. Тематика близка, потому что у нас в семьях были люди, испытавшие на себе последствия сталинских репрессий, близка и в плане человеческого подвига, ведь это не только политическая история — виновны люди или нет, им приходилось выживать в сложных условиях. И люди сохраняли свою жизнь и свою человечность, не погибали духовно. Было более 30 встреч с молодежью, школьниками и студентами, рассказывали им о тематике Гулага, о подвиге людей и о тех местах, что мы посещали по дороге. Например, там очень много урановых рудников, они и сейчас хорошо сохранились — народ боится мародерствовать в таких местах.

— А как ты относишься к той эпохе вообще?

— Так же, как к этой — значит, нужна такая эпоха. Нам даже ставили в укор, мол, дедушку Сталина хотите очернить. Нет. Только напомнить о людях, которым довелось жить в то время.

— Скажи, ты предпочитаешь путешествовать один или в компании? Как я понял, по Средней Азии ты ехал один, а по Якутии — в компании.

— Я предпочитаю путешествовать один. В дороге много сложностей, и собираясь в якутское путешествие, я много думал: как все пройдет? Ведь важна и выносливость каждого, и психологическая совместимость. Но на удивление все прошло хорошо.

Со мной были Кшиштав Суховерский, по образованию фельдшер, ему 29 лет. Он поляк, но живет и работает в Англии, поскольку в Польше с работой плохо. Еще был 23-летний Иоанн Чечнев, он самый младший, но он же был организатором экспедиции. Иоанн отслужил в армии, создал благотворительный фонд и сейчас реализует проекты от русского географического общества. Грезит арктическими экспедициями. Еще с нами была фотограф Оксана, она самый взрослый и состоявшийся человек. У нее семья, она медик по образованию, фотограф по призванию. Путешествовала не на велосипеде, мы ее перебрасывали с машинами администрации, епархии, МЧС, иногда просто на попутках. Начинали с города Нерюнгри, через Якутск, потом Уснера, Среднекалымск и конечный пункт, поселок городского типа Черский. Это порт, рядом Колыма, а в 100 км — Северный Ледовитый океан и Восточно-сибирское море.

— А как добирались обратно, тоже на велосипедах?

— Была машина, которая могла двух человек взять и отвезти от Черского до Якутска за небольшую плату. Оксана с Иоанном отправились, а мы поехали автостопом. Велосипеды не было возможности забрать обратно, поэтому мы за небольшую денежку продали их, а 80% снаряжения просто раздарили: оно выполнило свою задачу, мы были рады, что достигли цели.

— Много ли денег с собой надо?

— А сколько есть. Но лучше оставить и просить родных, чтобы перечисляли на карточку порционно. Автостопное путешествие в 2012-13 году вышло в 20 тысяч. Но тут надо смотреть по потребностям. Я не живу в гостиницах, считаю, что это что-то вроде аквариума, в котором созданы удобные для гостей условия и жизнь людей в этом регионе никак не отражают. Неинтересны мне и клубы с дорогими ресторанами. Всё, что мне нужно: люди, природа, достопримечательности. Якутское путешествие вышло очень дорого, одни спальники стоили 20 тысяч, плюс там очень остро стоял вопрос с износом велосипедов из-за экстремально низких температур. Если человек может адаптироваться к любым условиям, то техника — нет. Кстати, велосипеды не надо брать дорогие. Ехать можно на самом простом, главное — его правильно оснастить и подготовить. У нас были простые, марки GT, за 10-13 тысяч, а вот покрышки обошлись почти в такую же сумму. Хорошо, что нам снаряжение часто предоставляют со скидкой, а велоклубы, расположенные по маршруту следования, помогают запчастями. Очень много было помощи нематериальной — заброска вещей, продуктов, которые на месте стоят огромных денег.

— Сейчас ты возобновил путешествие по Средней Азии и вернулся в Россию. Дальше куда?

— Да, я опять выехал из Томска, но поехал другими дорогами. Может быть, 10% маршрута повторилось, но остальное новое. Сейчас удалось оформить визы в Европу и Америку, путешествие получится кругосветным. Тут важно еще, что имея за плечами такой проект, будет гораздо проще организовывать новые. Чтобы двигать свои идеи на государственном уровне, нужно портфолио, что ли. Для меня лично кругосветное путешествие — это не поездка от пункта А в пункт Б. Я хочу побывать если не во всех странах, то как минимум, на всех континентах.

— Какой у тебя запланирован маршрут по Европе и Америке?

— По Европе виза на 90 дней, поеду через Норвегию, Швецию, Финляндию, очень хочется до Сербии доехать.

— Почему именно Сербия?

— Да вот что-то тянуть она меня стала. Во всех местах начинаю Сербию встречать: книгу открою или открытку, сны даже снятся про Сербию. Еще надо планировать вылет в Америку из Испании, поскольку виза испанская. Надо это как-то совместить, чтобы и визу не просрочить. Дальше маршрут будет Нью-Йорк — Сан-Франциско. Сейчас это просто линия на карте, надо еще почитать о местах, через которые стоит проехать. В Америке много природных достопримечательностей, пустыни, каньоны, водопады, которые мне хотелось бы увидеть. Сейчас надо, с одной стороны, плодотворно съездить, с другой — не затянуть путешествие, чтобы через год вернуться к родным. Из Сан-Франциско последует перелёт либо в Китай, либо в Корею, либо во Владивосток — куда дешевле. А оттуда и до дома недалеко. Поездку через всю Россию я хочу оставить на будущее. Есть в планах путешествие от Мурманска до Магадана.

— Как ты зарабатываешь деньги на путешествия?

— Иногда в дороге какую-то работу выполняю, велосипед помогают оснащать велосипедные клубы, в городах, через которые еду, люди откликаются. Часто друзья помогают, подписчики группы. Но я не транжирю, главное — чтобы хватало на поездку. Потом, я не покупаю дорогих продуктов. В дороге есть секрет — вода с медом — 100-процентный источник энергии. Еще хороши молотые орехи и сухофрукты, чтобы удобнее было есть, не останавливаясь. А мясо я вообще не ем.

— Вегетарианец? У тебя же такая нагрузка!

— Как-то в одном походе у нас ничего, кроме гречки и яблок, не было, и я с удивлением понял, что мне этого хватает. Матери сказал дома, что с этого дня я мясо не ем. Потом даже боялся, когда в Средней Азии нас угощали пловом на курдюке. Мясо я не ел, но плов же на жиру, потом педали крутить тяжело — мясо долго переваривается. Еще я пробовал голодать, не в дороге, естественно. Голодал, что называется, «насухо»: не пил воды, только обливался и полоскал рот. Зато теперь я знаю все реакции своего организма на перегрев, голод и обезвоживание.

— Назови самые главные вещи в дороге?

— Голова, руки, ноги. Паспорт.

— А в бытовом плане?

— Спальник, туристический коврик-пенка, ключи для велосипеда. Продуманная оснащённость велосипеда — чтобы ремонтом в дороге как можно меньше заниматься, хорошие покрышки, несколько запасных камер. Еще нужен мешок подарков. В дороге ты встретишься с таким добром, что тебе будет просто неудобно не подарить что-то в ответ. Если это азиатские страны, то тем более. Слоистая система одежды: термобелье, флис и куртка-непродувайка. Их комбинация позволяет регулировать температуру тела при практически любых условиях. Главное — не перепотевать и не перемерзать. Готовить организм, обливаться холодной водой. Научно доказано, что мышцы восстанавливаются через холод.

— Ты вообще часто болеешь? Есть секрет, как оставаться здоровым?

— Бывает, конечно, загоняешь себя, и организм говорит: та-а-ак, друг, я тебе устрою день, когда ты будешь вынужден отлежаться! Устроит температуру или иной сбой. Надолго никогда не было: несколько часов, максимум — день. Есть методы подготовки и адаптации к дороге: холодная вода, массажи, эфирные масла, травки, разминки, зарядки, растяжки. Иначе могут начаться профессиональные болезни: суставы и сухожилия могут болеть. К жаре и холоду также можно адаптироваться. Вот, например, из первого путешествия по Средней Азии у меня есть фото, где обгорели руки: поехал без футболки. Можно, например, сшить балахон из марли, он в дырочку, и кожа будет привыкать постепенно.

— А есть у всего, чем ты занимаешься, цель?

— Самосовершенствоваться. Изучать новое, исходя из увиденного. Становиться лучше.

Записал Владимир КУТУЗОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *