Полный провал

Трубный гудок о том, что дорога через Холынку требует пристального внимания специалистов, прозвенел в 2013 году: весной, в большое половодье, вдруг оползла часть берега вместе с деревьями почти до самого тротуара. Тогда последствия удалось устранить, перекрыв движение и очистив воронку с помощью автокрана, а потом около недели ведя земляные работы. Тогда же стало известно о существовании документа под названием «Акт обследования путем осмотра водопропускной трубы и разрушений дамбы через реку Холынка по ул. Краностроителей в городе Ржеве» от 11 сентября 2012 года, выданного специалистами Дирекции «Территориального дорожного фонда». Оказывается, несколькими месяцами раньше на основании обследования комиссия уже сделала вывод, что сооружение в неудовлетворительном (предаварийном) состоянии, и рекомендовала вначале провести еще одно, более расширенное специализированное обследование, которое определит вид ремонтно-восстановительных работ, а затем незамедлительно включить объект в план ремонтных работ на ближайшее время.

Ответ на вопрос, почему не было такого обследования, прост: любая работа стоит денег, а проекты ремонта и реконструкции строительных сооружений стоят больших денег. Паводок закончился, и объект перестал быть первостепенным…

…до весны нынешнего года, когда уже при малом половодье труба под дорогой снова перестала пропускать воду. В результате берег подмыло, и утром 10 марта ржевитяне увидели уже знакомую и пугающую картину: часть насыпи сползла вниз, тротуар стал значительно уже и заканчивался резким обрывом в глубокую яму, куда ушли и повисли на проводах столб и растущая рядом береза. И что самое страшное — обрушение продолжалось буквально на глазах: песок сыпался, и все новые сантиметры, а позже — метры асфальта падали вниз. Обнажились и были разорваны кабели электросвязи, район, где расположено большинство промышленных предприятий, объекты минобороны и треть жилого и социального сектора города, оказался без проводного телефона и Интернета…

— Ситуация уже стала поводом к экстренному проведению сегодня заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, — прокомментировал «РН» в этот день Александр Абраменков. — Место обвала огорожено, мы установили специальные маячки, по которым будет возможно каждые полтора-два часа отслеживать динамику подъема воды и дальнейшего сползания грунта. Если он будет оставаться стабильным, движение автотранспорта по дамбе перекрыто не будет. Если же размывание продолжится, завтра утром этот участок перекроют. Уже сегодня на этот случай начат ямочный ремонт щебнем объездной дороги, который проводит МКП «Благоустройство и ландшафтный дизайн» при технической и материальной поддержке других городских предприятий, руководство которых очень оперативно откликнулось на наши просьбы о помощи.

Надежды не оправдались: сползание грунта продолжилось в течение дня, причем угрожающими темпами. И в 23 часа 10 марта движение по участку улицы Краностроителей было полностью перекрыто. Утром треть ржевитян опоздали на работу: о закрытии дороги знали не все, а таких пробок и такого состояния пусть и подсыпанной объездной дороги не ожидал никто. Маршрутка шла час, люди нервничали и звонили начальству, таксисты мигом подняли тариф до 110 рублей…

ПРИГОВОР: ДОРОГА БУДЕТ РАЗРУШЕНА

11 марта утром в администрации вновь было созвано экстренное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, члены которой единогласно проголосовали за введение на территории города Ржева режима ЧС, что позволило бы привлекать к решению проблемы с дамбой дополнительные силы и средства. На заседании присутствовали представители всех оперативных служб города, а также дорожно-строительных организаций. Из Твери прибыли специалисты территориального дорожного фонда, занимающиеся мостами и гидротехническими сооружениями, которые сразу же поехали на место.

Здесь, на КЧС, впервые, как приговор, прозвучало: дорога по ул. Краностроителей через русло Холынки будет разрушена, а потом ее придется восстанавливать. Поскольку вода продолжала скапливаться с одной стороны, размывая берег, и не могла через затор в сломанной трубе перейти на другую, на КЧС рассматривались три варианта: взорвать грунт, чтобы дать свободный проход воде (тогда разрушений будет меньше, нежели если вода сама промоет новое русло снизу), разрушить его экскаватором (но есть риск, что машина будет смыта в процессе работ) или ждать, пока вода сама проложит себе дорогу. Произошло по последнему варианту: уже в ходе КЧС мониторинг показал: за последний час уровень воды опустился на 20 см, значит, она уже нашла себе дорогу на другую сторону дамбы…

Здесь же обсуждали меры по снижению тяжести последствий ситуации. Директор БиЛД Сергей Селезнев заверил, что организация будет держать объездную дорогу под контролем и при необходимости постоянно подсыпать. Руководство «Ростелекома» заверило, что без связи и Интернета микрорайон не останется (там расположены объекты Минобороны и здравоохранения). Пожарная машина уже второй день постоянно дежурила в Захолынском микрорайоне, чтобы при необходимости прибыть на место пожара без пробок, решался и вопрос об организации на базе роддома временного пункта скорой помощи.

27 МИЛЛИОНОВ
И 2 МЕСЯЦА В ОБЪЕЗД

В этот же день на место выехали специалисты территориального дорожного фонда и представители администрации с оперативными службами. Пока Игорь Корольков давал перед камерами комментарий по теме, мы поговорили с ведущим экспертом дорожного хозяйства ГУ «Территориальный дорожный фонд» Николаем Потерянским:

— Все дороги, и тем более гидротехнические сооружения, надо должным образом содержать, выделяя на это средства. Проводить ежегодный осмотр и по необходимости текущий ремонт, составляя дефектные ведомости. Иначе наступают последствия, подобные тем, что мы сегодня видим с дорогой через Холынку. Она разрушена, потому что вовремя не было уделено должного внимания состоянию водопропускного сооружения. Если бы вовремя расчистили оголовок трубы для беспрепятственного прохода паводковых вод и привели ее в нормативное состояние, сегодняшней ситуации можно было бы избежать. Еще два года назад специалисты из ТДФ сделали заключение, что текущего ремонта хватит на год, максимум — на два. Как видим, оказались правы. Но сегодня искать виновных уже поздно, надо ликвидировать чрезвычайную ситуацию.

А она такова, что пользоваться этой дорогой уже нельзя. Надо ждать завершения паводка и проводить восстановительные работы, которые будут включать в себя установку новой водоотводной трубы большого диаметра (не менее 2-3 метров), подсыпку около 120 тысяч кубометров грунта, укладку нового дорожного полотна. Пока будут проводиться работы, разумно построить временный пешеходный мост. С учетом всего этого и изготовления проектно-сметной документации, стоимость строительства составит около 27 миллионов рублей.

— Насколько сложно получить средства из вышестоящих бюджетов на ликвидацию подобной ситуации? У вас наверняка есть опыт…

— Не сложно. Это рабочая практика, и ежегодно подобные работы в области проводятся — возможно, не столь масштабные. Есть организация, которая содержит гидротехнические сооружения, так вот, на текущий ремонт выделяется ежегодно примерно 10 миллионов рублей на три района. На ликвидацию последствий паводка, разрушившего трубопереход в деревне Сухуша Ржевского района, было израсходовано 5 миллионов рублей. В Ржеве работы предстоят гораздо более масштабные.

А глава администрации Ржева Игорь Корольков, комментируя ситуацию, в первую очередь принес извинения ржевитянам за неудобства. Он подтвердил, что на ликвидацию последствий аварии потребуется не меньше двух месяцев. Это, сказал он, самый оптимистичный срок, в течение которого ржевитянам придется пользоваться объездной дорогой.

— Введение чрезвычайной ситуации позволит определить организацию-подрядчика, которая будет заниматься строительными работами, без конкурсной процедуры, иначе сроки бы еще затянулись. Что касается выделения средств, губернатор уже извещен о происходящем и о необходимой сумме на строительство новой дамбы, и мы возлагаем большие надежды на эту помощь. В ближайшие дни пройдет заседание областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, и станет более понятен порядок действий со стороны области. Со своей стороны, хочу попросить ржевитян набраться терпения, корректировать свое время с запасом, чтобы вовремя добираться до необходимого места, а администрация, в свою очередь, будет контролировать состояние объездной дороги и сделает все возможное, чтобы сделать проезд как можно более комфортным. Мы подсыпали и грейдировали эту дорогу и вчера, продолжаем сегодня и будем делать это и дальше по мере необходимости.

Тем временем, вода продолжала проходить из запруды под дорогой на другую сторону дамбы, но поскольку объем ее был больше, чем могла пропустить труба, образовалась воронка, куда вместе с водой втягивался грунт, что вызывало новые разрушения. По словам специалистов, к полудню при ширине проезжей части 12 метров, примерно под 3,5 метрами грунт уже был вымыт водой…

НИЧЕГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО

А в четверг, 12 марта, в Ржеве побывал губернатор Андрей Шевелев, сопровождавший в официальной поездке по Городам воинской славы полномочного представителя Президента. Официальные лица заглянули и на улицу Краностроителей. И сразу обратили внимание на неточность формулировок. Оказывается, то, что ржевитяне привыкли называть «дамбой», не является гидротехническим сооружением. Это «водопропускная труба на реке Холынка, проложенная под дорогой по улице Краностроителей». И сразу после отъезда официальных лиц, режим ЧС, введенный 11 марта, был снят: по мнению главы региона, его введение было «глубоко непрофессиональным решением».

— Ситуация аварийная, но ничего чрезвычайного нет, — сказал вечером губернатор в комментарии областным СМИ. — Сейчас на этом участке дороги ограничено движение, есть объездной путь. Составляется смета, чтобы в дальнейшем определиться, делать мост или прокладывать трубу.

Андрей Шевелев озвучил также и то, что из резервного фонда областного бюджета на ремонт будет выделена необходимая сумма.

Примерно в это же время дня ржевских журналистов собрал глава администрации Игорь Корольков, чтобы, в свою очередь, прояснить ситуацию. Он вновь начал с извинений перед жителями за неудобства.

— 10 марта у нас произошел провал железобетонного сооружения на ул. Краностроителей, в результате чего часть грунта съехала вниз и была смыта потоками воды. Разрушение насыпи продолжилось  из-за повышения уровня воды. В результате этого нам пришлось постановлением N№ 266 ввести режим ЧС, а сегодня, видя, что пик паводка спал, мы сняли этот режим. На сегодняшний день мы имеем движение пешеходного и автомобильного движения по ул. Краностроителей и возможность продолжить работу по ремонту данного участка дороги и водопропускной трубы. Наше обращение к правительству Тверской области поддержал губернатор, и сегодня идет плановая работа по составлению документации на восстановление разрушенного трубоперехода. Предварительную стоимость работ проектировщики озвучили еще вчера, сейчас дирекция Территориального дорожного фонда вплотную работает над составлением технического задания. По какой причине могут произойти задержки? По погодной, ведь паводок еще не закончился, а проектно-изыскательские работы можно будет начать только после его завершения.

Я понимаю, сколько неудобств испытывают ржевитяне, и хотел бы еще раз извиниться. Объездная дорога у нас, к сожалению, одна, движение там затруднено, и мы будем работать над приведением ее в более-менее пригодное состояние.

Но я хотел бы обратиться к ржевитянам вот еще по какому поводу. У некоторых хватает ума ездить на автомобилях через деревянный пешеходный мост на Холынке. Это надо прекратить, иначе мы потеряем и этот мост, который сейчас в удовлетворительным состоянии, но если автовладельцы будут его испытывать таким образом, скоро пешеходам ходить будет негде.

По поводу того, не рассматривается ли вариант строительства моста на месте водопропускной трубы, Игорь Иванович ответил, что он был бы втрое дороже, а на вопрос о сроках ответил: «Два месяца с момента начала строительных работ». Вспомнив вышесказанное, надо уточнить, что они начнутся не раньше, чем будет завершен паводок. То есть, по пессимистичному сценарию, дорога по ул. Краностроителей будет восстановлена к концу лета. Сроки может увеличить и тот факт, что подрядчика теперь, после отмены режима ЧС, придется определять путем конкурса, а эта процедура занимает около месяца…

ПРО ВОЛЖСКИЙ МОСТ
И ОСТАЛЬНЫЕ ДОРОГИ

На этой внеплановой пресс-конференции мы не могли не задать вопроса о состоянии нового Волжского моста, нагрузка на который в связи с произошедшим еще более возросла, и перспективах ремонта остальных городских дорог.

— Мост функционирует без капитального ремонта уже тридцать лет, — подтвердил Корольков. — За это время только однажды на нем укладывали сплошное асфальтовое покрытие, которое сейчас разрушено. Три дня назад мы вызывали передвижной асфальтовый завод из Твери и устранили основную ямочность на мосту, остальное будет восстановлено эмульсией, которую можно укладывать при температуре воздуха не ниже 15 градусов тепла. Что касается капитального ремонта этого моста, который у нас значится в программе подготовки к 800-летию Ржева, сегодня губернатор в присутствии Беглова подтвердил, что этот ремонт ржевского моста в нынешнем году останется приоритетом для области. Документация на капитальный ремонт готова, техзадание корректируется, о сроках начала ремонта сообщим дополнительно. Документация готовится и на ремонт дорог, на следующей неделе сметные расчеты на капитальный ремонт пяти дорог будут сданы на проверку, пакеты документов для его начала будут скоро полностью готовы. Вторым этапом будут отремонтированы еще пять дорог.

Напомним, ранее мы писали, что речь идет о скором начале капремонта ул. Кирова (в отношении нее есть решение суда), ул. Свердлова, ул. Бехтерева (участок от Советской площади до ул. Елисеева), ул. Куйбышева и ул. Чернышевского.

На ямочный ремонт других дорог можно рассчитывать только в рамках 2-х млн. рублей, которые есть в муниципальном дорожном фонде. В прошлом году на аналогичные цели было потрачено 3,5 млн…

* * *

Когда верстался номер, стало известно: администрация запросила мнения у ГИБДД и прокуратуры относительно возможности открытия однорядного движения для транспорта весом менее 3 тонн на участке дороги через Холынку. О том, что такой вариант всерьез планировался, говорили сдвинутые ночью в ряд и специально окрашенные бетонные блоки. Но и в понедельник такого разрешения получено не было: машины шли в объезд, на Садовой непривычно пустели дороги, и в этой непривычной тишине к утреннему пению птиц удивленно прислушивались люди, которым пришлось вспомнить, что такое ходить на работу пешком. Кто-то шел, кто-то ехал в объезд, кто-то ругал таксистов и власти, кто-то радовался забытым ощущениям…

Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *