Ольга Зиновьевна Игнатова, психолог, учитель русского языка и литературы сш № 1 им. А.С. Пушкина: «Хвалите детей за ошибки»

— Ольга Зиновьевна, давайте сегодня поговорим о психологической готовности детей к школе, о новых стандартах, новых учебниках и программах. На что должны обратить внимание родители будущих первоклассников?

— Обращать внимание надо, прежде всего, на проблемы своего ребенка, поскольку все очень индивидуально.

— Многие родители считают, что еще до школы надо обязательно научить ребенка читать, писать и считать.

— Этому точно научат в школе.

— Что же тогда значит — быть готовым к школе?

— Прежде всего — это физиологическая готовность: насколько ребенок может сидеть, слушать, сохранять внимание и делать то, что, порою, ему не очень нравится хотя бы 10 минут (это считается нормой).

— Моя шестилетняя дочь с увлечением может час или два рисовать или смотреть мультфильмы.

— Это, скорее, показатель интереса. А вот если ребенок пишет палочки, крючки и не отвлекается при этом на другие дела, значит, он достаточно усидчив.

Конечно, никто сразу не будет в школе требовать, чтобы ребенок все 30-40 минут сидел и занимался одним делом. Учителя это хорошо понимают и применяют разные способы для переключения детей с одного вида деятельности на другой. Это во-первых. Во-вторых, ребенок должен быть достаточно эмоционально устойчив. То есть, он должен уметь управлять своим настроением. Это непростая задача. Вот они на перемене хорошо побегали, а потом пол-урока в себя приходят. В-третьих, смотрим, насколько готова к школе кисть руки, развит ли фонематический слух, память и внимание, сформированы ли мыслительные операции.

— Какие, например?

— Ребенок должен уметь классифицировать предметы. Это мебель, посуда, фрукты и так далее. Дети должны также улавливать последовательность действий: что за чем происходит. Должны понимать, где стоят число или предмет: перед или после. К примеру, после субботы наступает воскресенье, а перед средой был вторник. К сожалению, многие дети не бывают к этому готовы. Некоторые, например, не ориентируются на листе бумаги. И мышление у них развито хорошо, а отстают потому, что не могут начать работать.

Трудно бывает детям, которые не посещали детсад. Их часто хорошо готовят к школе, но они в коллективе теряются. Не понимают, что вопрос, который обращен ко всем, это вопрос, который обращен и к ним тоже. В классе идет постоянная работа с группой детей, а не лично с одним ребенком. На перемене еще сложнее, дети бегают, кричат. И это — единственная возможность для ребенка снять с себя усталость. У маленьких детей весь организм требует размашистых, больших движений, потому что растут кости, растут большие мышцы, а они вынуждены 30-40 минут сидеть за партой и совершать мелкие движения. Поэтому на перемене они должны активно двигаться. Дети, которые к этому не привыкли, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Им наладить контакт бывает сложно, они стоят в сторонке, пытаются куда-то забиться, то есть, они не отдыхают, очень устают и с трудом адаптируются к школе.

— И как же быть, ведь, кто-то медлительный, кто-то нетерпеливый, кто-то гиперактивный, кто-то болеет часто?

— Чтобы как-то сгладить период привыкания, в нашей школе в сентябре проводится неделя адаптации, когда дети знакомятся на уроках, учатся вести себя в классе, путешествуют по школе, чтобы можно было не заблудиться, знакомятся с учителями и другими работниками школы. Мы учим детей общаться в группе, в паре, задавать вопросы. Конечно, лучше адаптируются дети, которые уже прошли «Школу первоклассника», где дети работают в классе с учителем. Правда, сейчас мы не делаем им замечания. Потому что нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя в чем-то неуспешным. Нужно чтобы ему обязательно понравилось само действие, которое здесь происходит.

— То есть, если ребенок очень хочет проявить инициативу, например, ответить, если его не спрашивают, пусть отвечает?

— Инициативу вообще никогда нельзя гасить. Когда ребенок растет в системе запретов, он теряется и не знает, а что же можно. Поэтому с ребенком начинать надо не с того, что нельзя, а что можно. Да, это трудно для нас, педагогов и родителей, так как мы сами росли в системе запретов. Я говорю родителям: важно, чтобы ребенок делал ошибки, и за эти ошибки его не ругали, а хвалили.

— Это действительно не вписывается в традиционную схему воспитания.

— Обычно у родителей на лице недоумение, а как это, за ошибки хвалить? Скажите ребенку: как это здорово, что ты сейчас эту ошибку сделал, я ее вижу и могу тебе сказать, как ее исправить. И ты уже ее не повторишь. А если бы ты не сделал ее, я бы не знала, что тебе это трудно.

Маленький ребенок должен не бояться ошибиться, он должен понимать, что ошибка — это стимул для дальнейшей деятельности.

— Ольга Зиновьевна, как же все-таки помочь родителям развивать внимание, память, речь, логическое мышление у ребенка? Поделитесь секретами.

— Никаких секретов нет. Просто родители не знают, на что надо обратить внимание, так как редко видят ребенка во время учебной ситуации. Присутствуя на занятиях в «Школе первоклассника», многие родители открывают своего ребенка заново.

Возьмите детскую книжку и попросите ребенка за 5 минут зачеркнуть все буквы «а», которые ему встретятся, на следующий день — другую букву. Нужно сказать: ты должен сделать задание внимательно и необязательно много. Пусть он сделает 5 строчек, но не пропустит ни одной буквы. Если увидим, что сделал очень мало, но правильно, обязательно похвалим: «Это здорово, что ты такой внимательный». Чем чаще ребенок будет делать такое упражнение, тем быстрее все у него получится. Для того чтобы усложнить упражнение, можно добавить еще одну букву: одну зачеркиваем, другую подчеркиваем. Чтобы формировать переключение внимания, мы можем одну минуту букву А зачеркивать и букву Б подчеркивать, следующую минуту наоборот. Вариантов здесь множество.

Кроме того, можно использовать упражнение «параллельный счет». Считать можно все, что угодно, начиная с собственных пальцев: первый большой, второй указательный, третий средний, четвертый безымянный, пятый мизинец, шестой мизинец, седьмой безымянный, восьмой средний, девятый указательный, десятый большой. Можно считать дни недели: понедельник — первый, вторник — второй… или буквы: А — один, Б — два, В — три… или месяцы: январь — первый, февраль — второй…

Эти упражнения формируют и концентрацию внимания, и переключение внимания, и распределение внимания.

— Ольга Зиновьевна, нужны ли классы коррекции в школах?

— Если есть в них необходимость. Мы не организуем такой первый класс. Если в результате обучения выявляются дети, у которых проблемы с речью, вниманием, если они отстают в развитии, создается класс коррекции. И такие классы в городе есть, в том числе, и в нашей школе. Другое дело, что в каждой школе могут быть дети, испытывающие трудности в обучении, их может быть разное количество, если набирается 8-10 человек, и в школе есть необходимые специалисты, можно открыть такой класс.

— Пушкинская школа уже несколько лет занимается по программе «Школа 2100». В чем ее отличие от других федеральных программ? Правда ли, что именно эта, «Бунеевская программа», самая сложная?

— Программа «Школа 2100» сегодня совсем не та, что была шесть лет назад. Эта программа адаптированная, переработанная. И родителям не надо пугаться. Учебник не так важен, как то, что может дать на уроке учитель. А достоинство учебника Бунеева в том, что там может найти для себя материал ученик с любым уровнем знаний. И учитель может дать задание дифференцировано: для сильных — одно, для слабых — другое. Можно пойти от простого к сложному и стремиться к «пятерке». Учебники по программе «Школа 2100» дают возможность и родителям оценить подготовку ребенка.

— Но далеко не все родители к этому готовы.

— И это наша беда. Учиться вместе с ребенком нелегко. Поэтому они и говорят: программа сложная. А надо просто быть рядом со своим ребенком и оказывать ему ту помощь, которая ему необходима, но только в том случае, если ребенок сам не справляется. Часто оказывается, что ребенок нуждается не в помощи, а в поддержке.

— Какова же, на Ваш взгляд, роль новых стандартов, введенных в нашу систему образования?

— Прежде всего, ребенок должен научиться оценивать свою работу самостоятельно. Он должен уметь ставить для себя задачи, находить пути решения проблемы и давать оценку своим действиям. Очень часто дети оценивают себя по затраченным усилиям. Я много работал, потратил много сил, значит, меня должны похвалить. Он не вышел, к примеру, за «троечный уровень» — решил не три, а четыре задачи, т.е. сделал много. И он ставит себе высокий балл, потому что работал долго. Ребенок может видеть, что он достиг одного уровня, но другого пока еще не смог. Значит, есть к чему стремиться. Значит, есть возможности для роста. Поэтому и учебники построены по-новому, и уроки строятся по-новому.

— Но без помощи родителей ребенок вряд ли справится с домашней работой самостоятельно.

— Помогать детям надо. Но не надо делать все вместо него. Важно сотворчество, при котором родители не должны мешать детям быть самостоятельными. Каждый год в нашей школе дети создают проекты и защищают их публично на научной конференции. У каждого ученика есть научный руководитель. Проект может быть любой: по рисованию, физкультуре, по технологии, русскому языку. Любой, где ребенку интересно проявить себя. Проекты разные по уровню сложности, поскольку один ребенок может одно, другой — другое. Что интересно, дети уверенно чувствуют себя на такой конференции, потому что объясняют всем, что и как делали, потому что могут чему-то научить других. Но трудно выступать тем, за кого проект делают родители. Это сразу становится видно. Поэтому цель родителей: конечно, помогать, контролировать, но при этом не надо делать так, чтобы ребенку было трудно. Для этого он должен трудиться сам.

— Другими словами, в том и преимущество новых стандартов, что они вырабатывают интерес к учебе?

— Уточню, вырабатывают интерес к деятельности. Ведь учеба сама по себе не нужна. Она нужна для чего-то. Когда ребенок понимает, для чего он учится, возникает интерес. Конечно, для этого нужны стимулы. И это не только «пятерка», похвала. Это еще и возможность отличиться, чтобы родители тебя заметили. Хвалить детей надо обязательно, особенно, если у ребенка что-то не получается. Не надо делать замечания, особенно первоклассникам. Или делать, но очень осторожно. Сейчас на занятиях я вижу, как мамы во время урока стараются помочь своему ребенку. «Начни тут рисовать. Ты рисуешь неправильно», — говорят они. Конечно, мы все волнуемся за своих детей, но надо же дать им возможность учиться. И родителям надо учиться быть родителями.

— Ольга Зиновьевна, вопрос как к филологу. Как привить детям интерес к чтению? Ведь не секрет, что современные школьники читают мало.

— Все идет из семьи. Если читают родители, ребенок с детства это видит. Волей-неволей он тоже возьмет в руки книгу.

— Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

— У меня два сына и три внука. Александр, инженер, начальник технического отдела на «Элтре». Сергей занимается радиоэлектроникой, у него собственная фирма, работающая на оборону, живет в Москве. В свободное время обожаю играть с внуками. Это такое счастье! Мы читаем, играем, поем, танцуем. Летом ходим в походы. Бабушка превращается во что угодно. Люблю походы и со своими учениками.

— В Пушкинской школе давно работает общественная организация «Круг».

— Да. Уже 16 лет. Вот на Масленицу пекли блины до самой ночи. 15 раз были на фестивале детских общественных организаций «Содружество». Раньше, когда город выделял средства, ездили на «Распахнутые ветра». Проводили много коммунарских сборов. В прошлом году я вела «Школу лидеров». И мне предложили в августе поработать в Фирово, где будет проходить такая школа. Поедем туда с нашими ребятами.

— А в Ржеве?

— У нас это никому не надо. Еще несколько лет назад мы проводили коммунарские сборы в лагерях, в школах. Теперь, чтобы пойти с детьми в поход, надо получить массу разрешений. Почему-то по новым санитарным правилам йогурт взять с собой можно, а тушенку нельзя. Столько запретов, что вывезти детей стало практически невозможно и очень опасно. Потом, у нас нет в городе денег… В Фирово есть. Нам дают автобус, и нас там готовы встретить, накормить, они могут взять на себя ответственность за организацию такого мероприятия.

— Будем надеяться, что и в Ржеве есть люди, которым не все равно, какими наши дети вырастут, и они найдут необходимые средства. Благодарю за интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *