Театральное искусство живо

21-22 марта в Ржеве прошел XYII областной фестиваль любительского театрального искусства «Театральные встречи-2015». В нем приняли участие пять ржевских коллективов и гости из Бельского, Кесовогорского, Пеновского и Торопецкого районов. Десять спектаклей, поставленных по пьесам современной и классической драматургии, прошли на сцене Дворца культуры, городского Дома культуры, клуба железнодорожников и ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума. А у всех ржевитян была уникальная возможность еще раз посмотреть полюбившиеся спектакли местных режиссеров и оценить уровень мастерства гостей.

О ФЕСТИВАЛЕ
В ЦЕЛОМ…

В состав жюри вошли ведущие деятели театрального искусства Верхневолжья. Один из них — Сергей Коноплев, Заслуженный артист России, ведущий актер Тверского театра юного зрителя, провел мастер-класс по театральной дисциплине для юных артистов эстрадного театра «Мальчишки и девчонки» (реж. Ольга Кресницкая). Именно этот коллектив блистательно выступил со спектаклем по мотивам рассказа Д. Хармса «А зачем нам буквы-рцы?!» и стал лауреатом фестиваля. Триумфальной для народного театра городского Дома культуры стала комедия «Аз и Ферт» (реж. Елизавета Паршикова). Этот коллектив тоже назван лауреатом, а исполнитель главной роли Юрий Артемьев получил диплом «За лучшую мужскую роль». У талантливых артистов режиссера Елизаветы Паршиковой — диплом II степени за комедию по пьесе К. Гольдони «Трактирщица», а исполнитель роли Фабрицио Андрей Соколов награжден дипломом «За дебютную роль». Дипломами II степени отмечены также творческое объединение «Школьный театр» (ДШИ N№ 3, реж. Ольга Кресницкая), театр-студия «Волшебная страна» (ДШИ N№ 2 им. А.Г. Розума, реж. Валентина Гусева). На третьей ступеньке почетного пьедестала — ребята из детского музыкального театра «Шоколадная страна» (ДШИ N№ 2, реж. Оксана Порфирьева) и театральная студия «Зеркало» из г. Белый (реж. Татьяна Иванова). Остальные коллективы отмечены дипломами участников фестиваля.

Подводя итоги, Валентина Николаевна Облова, Почетный работник культуры и искусства Тверской области, заместитель директора Тверского областного Дома народного творчества, отметила, что в год 70-летия Великой Победы только один коллектив из Торопца — детская театральная студия «Сюжет» (реж. Ольга Андреева) показал спектакль на военно-патриотическую тему — «Апрель 45-го». Валентина Николаевна выразила надежду на то, что в течение этого юбилейного года мы все-таки увидим спектакли о войне в исполнении детей и взрослых, и поблагодарила за помощь в проведении фестиваля администрацию Ржева и лично Валентину Бременеву.

Своими впечатлениями о «Театральных встречах» поделился с читателями «Ржевских новостей» Сергей Александрович Коноплев, актер Тверского театра юного зрителя, Заслуженный артист России, педагог по сценической речи Тверского колледжа культуры им. Львова.

— Театральный фестиваль в Ржеве произвел очень приятное впечатление. Особенно понравились спектакли «Аз и Ферт» режиссера Елизаветы Паршиковой, «А зачем нам буквы-рцы?!» в постановке Ольги Кресницкой. Это два очень сильных коллектива. Водевиль Елизаветы Паршиковой поставлен на очень высоком профессиональном уровне. Он сделан «вкусно», в нем все настолько выдержано, все выстроено, что заслуживает наивысшей похвалы. У Ольги Кресницкой был совершенно замечательный, по всем параметрам выдержанный, спектакль по мотивам рассказа Даниила Хармса. Ребята блистательно двигаются, безукоризненно владеют формой, которая в этом спектакле очень важна. Несомненно, в успехе постановок большая заслуга режиссеров. Это в театре, пожалуй, главный человек, который собирает все воедино. Именно эти коллективы стали лауреатами I степени на фестивале. Абсолютно заслуженная награда.

— Как Вы смотрите на то, что в спектакле «Аз и Ферт» классика переплетается с современными мелодиями?

— Жанр водевиля вполне допускает такие вещи. Вспомните спектакль «Свадьба Кречинского», который начинался с современной темы, а также водевили с участием Андрея Миронова.

7_2— Сергей Александрович, не кажется ли Вам, что работа самых маленьких участников фестиваля детского театра «Шоколадная страна» (реж. О. Порфирьева) заслуживает более высокой оценки? Спрашиваю потому, что в разговоре про спектакль «Огниво», член жюри фестиваля Валентина Облова отметила: «Педагог сделал все, чтобы естество детей заиграло в музыке, песнях, танцах, мизансценах. Это увлекало и восхищало».

— Да, дети чрезвычайно приятные, и всегда радостно на них смотреть. Колоритные фигуры — Король, Королева. Но, как мне показалось, не было общей сюжетной канвы. Конечно, этого сейчас от таких маленьких детей добиться трудно, поскольку они все воспринимают в игровой форме. Хотя в другом спектакле «Лоскутик и Облако» (ДШИ N№ 3, реж. О. Кресницкая), где играли дети примерно такого же возраста, все выстроено по-режиссерски грамотно, все «причесано». Вторая Лягушка без слов так старалась всеми своими частями тела. Она играла!

— Возможно, для малышей нужно было учредить отдельную номинацию?

— Конечно же, и «Огниво», и «Лоскутик» нужно было выделить в другую возрастную группу. Их нельзя уравнивать со взрослыми участниками фестиваля. Не могут такие маленькие дети конкурировать с теми, кто их намного старше. Это разные возрастные категории.

7_1— Какое впечатление оставили гости фестиваля, приехавшие из других городов Тверской области?

— Совершенно дивный спектакль показала театральная студия «Зеркало» из города Белый. «Тишина» — пьеса сложная. Там нет костюмов, нет декораций. Но у актеров все замечательно получилось.

— Несколько слов о кукольном театре из поселка Кесова Гора.

— В Тверской области всего три народных театра кукол, и старейший из них Народный театр кукол районного Дома культуры пос. Кесова Гора, который существует вот уже 40 лет. Проделана большая работа с куклами, декорациями, костюмами. И вообще кукольный театр — это тяжелейший труд. Замечания (в основном, технического характера), конечно, были. К примеру, в начале спектакля Золушка пребывает в немом состоянии. И это неправильно. В сказке есть прекрасный текст, где Золушка разговаривает с огнем, поет о своей горькой судьбе. К сожалению, в спектакле мы этого не увидели. Жаль, что голос актеров идет в записи. Это чувствуется сразу, скрадываются интонации, нет живого общения со зрителем. Есть замечания и по поводу кукловождения, над этим надо еще много работать. В целом, спектакль надо доработать, добавить спецэффектов, песен, подумать над характерами героев и, конечно, нужно живое звучание, чтобы раскрыть эти характеры в полной мере. Но, как мне думается, у коллектива есть огромное желание работать. И это главное. Остальное, уверен, придет.

— Лично Вам, что понравилось больше всего?

— Спектакли «Тишина», «Аз и Ферт» и «А зачем нам буквы-рцы?!».

— Есть будущее у ржевского театра?

— Есть. В Ржеве много способных, талантливых людей.

— Вы ожидали, что увидите столько интересных спектаклей?

— Да. Я в Ржеве не первый раз. Был и на конкурсе чтецов. Очень радует, что театральное искусство живо.

… И ОБ ОДНОМ СПЕКТАКЛЕ

Среди многих других спектаклей на сцене городского Дома культуры можно было видеть мелодраму под названием «Тишина» в постановке театральной студии «Зеркало» (г. Белый).

«Тишина» — это история о первой любви, повторенная миллионы раз и остающаяся бесконечно новой для каждой юной пары. В спектакле всего два персонажа: девушка и юноша, Нина и Олег. Они любят друг друга, как могут любить только молодые сердца — пылко и безоглядно, не задумываясь о завтрашнем дне. У влюбленных есть тихое место на берегу реки, где они часто встречаются, болтая обо всем на свете. Точнее, болтает Нина, она без умолку трещит о своем застенчивом брате, веселой подруге, о «счастливых» билетах на экзаменах, раздумывает, в какой цвет лучше покрасить волосы… Олег же немногословен: он больше слушает, иногда вставляя односложные комментарии. Правда, иногда и у него возникают оригинальные идеи, например, побродить по чужому саду, где еще не поспели сливы, или вместе крикнуть «Ау!» в колодец, в котором, наверное, обитают два страшных существа, пугая всех громким эхом.

— Можно, я укушу тебя за нос?

— Ты уже спрашивал. Я сказала, что согласна.

Но все меняется после вечеринки у друзей Олега, куда приглашают Нину. Девушке кажется, что ее любимый променял ее на свой «круг общения», и она начинает ревновать Олега к друзьям, которые, по ее мнению, дурно на него влияют. Олег считает упреки Нины беспочвенными, уверяя ее, что остался прежним и любит ее так же сильно, как и раньше, и никакие друзья не в силах помешать их чувству. Девушка отказывается поверить в это; между влюбленными вспыхивает ссора.

В финальной сцене оба, как обычно, приходят к реке, чтобы «послушать тишину», которая им так нравится. Нина и Олег вместе, но в мыслях далеки друг от друга. В конце концов, девушка решается прервать молчание и объявляет, что скоро уедет из этих мест. Олег с видом, полным раскаяния, просит у Нины позволения хотя бы изредка писать ей. И тут молодым людям становится ясно, насколько глупы и несущественны были все прошлые обиды и взаимные обвинения, ведь любовь на то и любовь, что способна перевесить и простить все плохое. А посему не стоит жертвовать ею ради пустяков. Влюбленные мирятся; счастливый конец.

— А знаешь, что лечит от усталости? Тишина.

Постановку «Тишины» можно по праву считать смелым экспериментом в сфере театрального искусства. Во-первых, спектакль очень короткий — всего сорок минут, во-вторых, на сцене почти полностью отсутствуют декорации (в этом плане решили обойтись одной скамейкой), а персонажи одеты более чем просто. И при всех этих особенностях, включая то, что в спектакле заняты всего два актера, а разыгранная на подмостках история не принадлежит к числу всемирно известных, посмотреть было на что, во многом благодаря обилию прекрасных стихов, прочитанных «за кадром». А главное — для сценического воплощения избрана вечная тема первой юношеской любви. Жаль только, что нашлось немного желающих вспомнить любовные переживания молодости: в зрительном зале насчитывалось не больше двадцати человек.

Страницу подготовили Елена Сооляттэ
и Татьяна Сафронова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *