Человек и кукла как единое целое

Посещали ли вы хоть раз в детстве представление кукольного театра? Переживали ли за судьбы героев, смеялись ли над их движениями? Зародившись в глубине веков, кукольный театр продолжает жить, он, как и триста лет назад, интересен маленьким зрителям. О том, как развивается этот жанр искусства в Ржеве, рассказывает руководитель кружка «кукольный театр» Дома детского творчества Елена Демидова.

— Наш кукольный театр при ДДТ был создан в мае 2003 года. Это был юбилейный год для учреждения, и мы со старшеклассниками из совета кружковцев сочинили сказку «Чудесенка» о нашем любимом Доме детского творчества. Объединились с девочками из кружка «мягкая игрушка», они пошили нам кукол, помогли изготовить реквизит и декорации. Так на 30-летии ДДТ состоялась наша премьера, а главная героиня сказки стала талисманом всех творческих дел. С тех пор уже несколько раз обновлялся основной состав коллектива нашего театра, были новые спектакли. К концу этого учебного года планируем поставить «Дюймовочку» как премьеру, хотя она у нас уже шла, но в этот раз мы думаем усложнить сюжет, сделав его максимально приближенным к оригинальному произведению. Соответственно, и по времени спектакль будет идти дольше.

9_1— А какие постановки у вас уже есть?

— Мы ставим спектакли по сказкам — народным и авторским. Все-таки нашими зрителями являются маленькие дети, как правило, учащиеся начальных классов, и репертуар ориентирован на них. Среди наших постановок есть сказки попроще — «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и посложнее — это та же «Дюймовочка», «Кошкин дом», «Волшебник Изумрудного города» и даже «Маленький принц». Иногда ставим что-то для праздника — к примеру, под Новый год у нас была сказка «Похищение Новогодней Елочки». Я уверена, что для малышей сказки имеют большое воспитательное значение: они учат добру, честности, смелости, дружбе и т.д. А уж когда сказка рассказана маленьким зрителям таким интересным и необычным образом, я считаю, она запоминается еще лучше.

— Известно, что куклы бывают разные. Какие они в вашем театре?

— У нас несколько видов кукол, и дети в процессе обучения в кружке переходят от одной стадии к другой. Начинаем мы с пальчиковых кукол — дети делают из бумаги разных персонажей и надевают их на пальцы, в результате на руке получается что-то вроде перчатки под названием «Дружная семейка», и почти всегда один из «членов семьи» — это главный герой русского кукольного театра, Петрушка, который веселит народ и высмеивает людские пороки. Знакомство ребят с этим персонажем — своего рода введение в жанр.

Затем мы переходим к куклам из пластилина и природных материалов. Используя их, можно поставить как известную сказку (в нашем репертуаре есть «Пластилиновая Репка»), так и придумать сюжет самому, с созданными тобою же персонажами, «завязкой», основным повествованием и «развязкой» — такие занятия проводятся в рамках особого раздела программы «Сказкотерапия».

Дальше следуют плоскостные и конусные куклы. Они представляют собой плоские и конусные фигуры из картона, которые могут без посторонней помощи стоять на любой плоской поверхности. Это техника настольного кукольного театра. Дети передвигают кукол по столу, говоря за своих героев. Так мы играли сказки «Заюшкина избушка» и «Курочка Ряба» для родителей. Настольный кукольный театр доступен для домашних кукольных представлений. На открытых занятиях я всегда предлагаю его родителям, так как он более прост в изготовлении, но не менее интересен и важен для творческого развития ребёнка.

И, наконец, вершиной мастерства являются перчаточные куклы, которые надеваются на руку. Основная масса постановок создается как раз с куклами этого вида.

— А марионеток нет?

9_3— К сожалению, они у нас не прижились. Ученик из основной группы, Денис Щербаков, однажды сделал пробную марионетку — Пьеро. Но ребятам оказалось сложновато управлять такой куклой, а поскольку в кружок ходят в основном ученики начальной школы, «марионеточную» практику пришлось свернуть.

— Дети какого возраста посещают Ваш кружок? И чему Вы их обучаете — в общих чертах?

— У меня есть две категории учеников. К первой относятся учащиеся начальных классов гимназии N№ 10 и школы N№ 12 — их обучение проводится в рамках реализации ФГОС по внеурочной деятельности, а ко второй — учащиеся 2-7 классов из разных школ. Вот их мне хотелось бы назвать. Это семиклассники Денис Щербаков, сестры Аня и Маша Телятниковы, четвероклассницы Анжелика Турыгина, Полина Семенова, Ирина Некрасова, Лиза Суязнова, третьеклассница Алина Ярмольчик, второклассник Сергей Гладышев. Эти ребята уже очень многое умеют. В кружке занимаются больше трех лет, а Алина Ярмольчик пришла ко мне шестилетней дошкольницей и на сегодняшний день добилась весьма значительных результатов. Я называю их основным составом нашей большой театральной труппы, так как именно они играют большие спектакли репертуарного плана кукольного театра.

Я рада тому, что сложились очень хорошие отношения с их родителями. Они всегда поддерживают своих детей, понимают меня и помогают во всем.

В кружке «кукольный театр» дети обучаются актерскому мастерству, сценическому движению и речи, а также кукловождению. Наверное, это наиболее сложная часть курса: необходимо научить ребят «оживлять» представляемых ими персонажей так, чтобы они двигались, разговаривали, пели и танцевали совсем как настоящие актеры! И если актер обычного театра, образно говоря, отдает зрителям самого себя, то кукловоду необходимо слиться с куклой в одно целое и выступать в представлении, не выходя из-за ширмы, а значит, не обмениваясь энергией со зрительным залом — так играть очень нелегко. Недаром в театральном мире мастерство кукольников ценится столь высоко. Наши ребята осваивают вполне конкретные навыки: например, учатся правильно надевать куклу на руку, следить за тем, чтобы рука не слишком возвышалась над ширмой и не наклонялась вперед больше, чем нужно. Вообще, подобного рода занятия хорошо развивают мелкую моторику, гибкость рук, а также пространственное мышление.

По окончании курса выпускнику выдается удостоверение, подтверждающее изучение всех заявленных в процессе обучения дисциплин. Выпускники кружка играют главные роли в своего рода «дипломных» спектаклях.

Совместно со мной занятия в кружке ведет Татьяна Орлова, учитель технологии гимназии N№ 10. Она учит детей изготовлению кукол, реквизита, декораций, иными словами, отвечает за материальную сторону дела, в то время как я преподаю актерские навыки и занимаюсь непосредственно постановками. Также помогают шить кукол, конструировать и отделывать ширму родители учеников, за что им огромное спасибо.

— Скажите, вы даете представления в ДДТ или выезжаете на гастроли?

— На первых порах мы приглашали зрителей в наш зал, к примеру, в 2007 году устраивали большой праздник на сцене ДДТ «В гостях у кукольного театра». Пытались гастролировать: выступали во многих детских садах, школах города, в детском развлекательном центре «Обитаемый остров». В прошлом году мы выступали на Дне города на Советской площади — вели свою игровую площадку «Домик Игрульки». Дело в том, что нам удобнее работать перед камерной аудиторией, не превышающей 40 человек — маленьким актерам трудно говорить громко, так, чтобы их было слышно в настоящем зрительном зале и на открытой концертной площадке. Конечно, здесь могут выручить микрофоны, но тогда они должны располагаться не в руках, а около рта. Такой технической возможности у нас пока нет. Возникают трудности и при транспортировке ширмы, хотя у нас есть и переносная. Поэтому для нас гораздо удобнее и качественнее оформить свой кабинет в ДДТ, установить настоящие декорации, пригласить зрителей и играть кукольные спектакли на своей базе. По этой же причине мы пока не выезжали за пределы города, но очень мечтаем о серьезных творческих гастролях. Показать-то нам есть что!

Помимо зрительского признания, у нас уже есть некоторые скромные достижения. В частности, мы заняли первое место в своей номинации «Театральное творчество» на открытом конкурсе-фестивале «Детскому творчеству — браво!», посвященному 95-летию системы дополнительного образования детей, стали победителями городской выставки «Сказочное волшебство» в номинации «Куклы». Призовые места нам доставались на городских выставках «Славим тебя, город родной!», «От Москвы до Сочи» в различных номинациях по технике исполнения, на областной выставке-конкурсе «Текстиль и фурнитура» в номинации «Игрушка». Работы ребят нашего кружка каждый год можно видеть на православной выставке «Христос рождается — славите!»

— Желаем Вам дальнейших творческих успехов, способных и терпеливых учеников, благодарных зрителей, новых наград! Большое спасибо за беседу.

Татьяна САФРОНОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *