В ПОМОЩЬ СЕМЬЕ — «СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Семья — одна из значимых ценностей для каждого человека. Но зачастую в реальной жизни мы это осознаём не сразу. Каждый из нас вкладывает в семейную жизнь, в процесс воспитания детей личные представления, имеющийся опыт. Кто-то стремится быть собственным детям другом, кто-то чрезмерно опекает, а есть родители, кто мало задумывается о детском счастье и благополучии, ограничиваясь лишь тем, чтобы отпрыски были накормлены-одеты. Так или иначе, со временем последствия нашего обращения с детьми обязательно скажутся на их поведении, отношении к окружающим, к жизни, проблемам.

Когда человек оказывается в трудной жизненной ситуации (ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина: (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно), для него и близких это серьёзное испытание. Преодолеть его подчас непросто даже вполне благополучной семье. В семьях же неблагополучных и взрослые, и, что страшнее всего, дети живут в ситуации социального напряжения постоянно.

Конечно, в первую очередь в этом виноваты сами родители. Взрослые не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, жестоко с ними обращаются, ведут асоциальный образ жизни, не работают. Таких семей, состоящих на учёте в Комиссиях по делам несовершеннолетних, в городе и районе несколько десятков. С ними проводят серьёзную работу специалисты различных учреждений: отдела опеки, КЦСОН, приюта, КДН. Консультирование родителей, материальная и натуральная помощь, а также помощь в трудоустройстве, и оформлении детей в детские учреждения — дают свои положительные результаты. Есть примеры, когда семьи выходят из ситуации социально опасной, но на первых порах все они продолжают находиться в трудной жизненной ситуации. Помощь таким семьям нужно оказывать систематически, постоянно держать их в поле зрения.

В городе следить за жизнедеятельностью ячейки общества проще, до села или деревни нужно ещё доехать. Мобильные бригады из числа специалистов семьи, конечно, посещают, но этого недостаточно. И хорошим подспорьем в оказании дополнительной помощи и поддержки таким семьям является «социальное сопровождение» детей, проживающих в семье, находящейся в ТЖС. (Данное направление, существует в Тверской области с 2010 года).

Наставниками семьи могут быть совершеннолетние граждане РФ независимо от пола, семейного положения, образования, занятости (ограничения: алкоголизм, наркозависимость, судимость и другие негативные факторы). Действия наставника узаконены правительством Тверской области как дополнительная мера поддержки детей и снижения риска перехода семей из категории ТЖС в категорию СОС, где родители могут быть угрозой жизни для своих детей. Вестись социальное наставничество может не более чем за 10-ю детьми из семей, находящихся в ТЖС, с посещением не реже 2-х раз в неделю. За работу полагается ежемесячное вознаграждение в размере 870 рублей. Социальное сопровождение осуществляется по заключённому трёхстороннему договору между Территориальным отделом социальной защиты населения, наставником и родителями ребенка.

Положительный пример наставничества в Ржеве есть. Уже три года сотрудничает с ТОСЗН Ирина Багаутдинова. Благодаря этой небезразличной женщине, несколько семей вышли из категории ТЖС, расторгли договоры о «Социальном сопровождении» и сейчас самостоятельно и добросовестно справляются со своими родительскими обязанностями.

— Обвинить человека в родительской некомпетентности и нежелании ухаживать за своими детьми проще всего, — рассказывает Ирина Викторовна. — Сложнее — понять причины, почему отец или мать должным образом не исполняют свои прямые обязанности. Общаясь с такими семьями, убеждаешься: они всё делают так, как понимают, какой опыт вынесли из своего детства. Не голоден, вроде, одет, а остальное — не главное. Но бывает, нет и этого…

Когда наставник входит в семью (причём происходит это только при согласии родителей, и в некоторых случаях, это их последний шанс исправить ситуацию, чтобы детей не забрали в приют), он имеет представление о каждом, будь то взрослый или ребёнок.

Зачастую вмешательство в уклад семьи посторонних воспринимается взрослыми её членами в штыки, с агрессией. Они не сразу понимают, что социальные службы хотят помочь, считая их надзирателями. Но социальные службы — это благо. Изъятие ребёнка из неблагополучной семьи — последний шаг, крайняя мера. И задача всех заинтересованных сторон этого не допустить. Задача проекта «Социальное наставничество» — чтобы такие семьи увидели доброжелательное окружение.

Наблюдая за взаимоотношениями в семье, беседуя с их окружением, мы совместно с отделом материнства и детства работаем над коррекцией детско-родительских отношений. Детей в любом возрасте нужно уважать, уметь с ними договариваться.

Учить выстраивать отношения приходится взрослых, причём, исподволь, порой прибегая к игровым ситуациям. Ведь в 90 процентах случаев, «мои» родители сами были лишены необходимой заботы и внимания: росли в приюте, детском доме или в асоциальной семье, были социальными сиротами. Не имея перед глазами достойного примера, модели настоящей семьи, они не могут выстроить правильные отношения ни между собой, ни со своими детьми и действуют, как привыкли: через крики, рукоприкладство, безразличие. В образовании главное воспитать, обучить, а социальное наставничество призвано сопроводить по жизни, помочь социализироваться. Порой семье неизвестны элементарные правила организации быта, не соблюдаются санитарные нормы. Ни взрослые, ни дети не знают, что вещи должны лежать на местах.

Когда начинаем общаться, то подопечные хитрят, идут на безобидные уловки, чтобы казаться лучше, и я воспринимаю это как естественное стремление человека.

Самое сложное в таком общении — чтобы тебя услышали и правильно поняли. Когда люди не знают, как можно жить по-другому, им трудно объяснить, что они делают что-то не так.

Я не выполняю за них те или иные обязанности, единолично не решаю возникающие проблемы, действовать по принципу «чужую беду руками разведу» неприемлемо. Мы — партнёры. Каждый из нас — личность, это нужно уважать, невзирая, что образ жизни человека для меня может быть и не приемлем. Постоянно беседуем, совместно ищем пути решения возникших трудностей, тем самым наставник помогает наладить взаимоотношения внутри семьи.

С каждой из «моих» семей мы принимали друг друга доброжелательно. Сотрудничали, согласно условиям договора, год. Если помощь требуется дальше, годовой договор может быть продлён. Но даже когда семья уже не нуждается в наставнике, добрые, дружеские отношения сохраняются. Людям ещё долгое время требуется моральная поддержка. Общаясь с такими семьями, ты учишься сам, становишься терпимее, отчётливее понимаешь, что все люди разные, становится проще поставить себя на их место.

Моей нынешней подопечной дали социальное жильё, она растит двух детей. Не всё идёт гладко, но она принимает изменения, ждёт перемен к лучшему, следит за детьми, ищет работу. Я искренне верю и надеюсь, что она преодолеет трудности и станет примерной мамой, ответственным работником, устроит свою жизнь. Учитывая многие факторы, мы с ней не хватаем звёзд с небес, ставим реальные, достижимые цели.

Был случай, когда сотрудничество не сложилось. Семья находилась в социально опасной ситуации, и участие наставника могло бы ей помочь обрести положительный социальный статус. Молодая мама договор подписала, но была настроена ко всем посторонним крайне агрессивно. В итоге, к сожалению, дети были изъяты из семьи в приют.

Моя задача как наставника — чтобы взрослые члены семьи из позиции потребителя перешли в позицию активного члена общества, не замыкались на себе, работали, вели домашнее хозяйство, были достойным примером для своих детей.

Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *