Работать и верить

Мой собеседник — очень спокойный, рассудительный, говорок мягкий, с небольшим акцентом, который за годы жизни в Глебово стал почти уже незаметен. И все же угадывается мягкая певучесть молдавской речи. В Глебовской округе его знают все. Иван Серафимович Лека живет здесь с семьей уже 18 лет.

А перебралась семья Лека сюда из Челябинской области, куда пришлось бежать, покинув охваченное войной молдавское Приднестровье.

Обосновались крепко, дом купили, дочка Лена в школу пошла. А там и вторая, Маша родилась. Иван и Анастасия занимались торговлей. В конце 90-х многие и многие хорошие специалисты шли таким путем, чтобы выжить в кризисном безработном хаосе, торгуя на вещевых рынках, спасая в какой-то мере провинциальное население от кризиса в легкой промышленности за счет турецко-китайского импорта. К слову, Иван Серафимович — квалифицированный электрик, и в свое время работал на миасском УралАЗе.

Сколько бы еще продлилась торгово-кочевая жизнь, неизвестно, если бы в деревне не закрылся последний продуктовый магазин. В огромной деревне не то что колбасы, муки и крупы, но даже соли со спичками и хлеба можно было купить только два раза в неделю, когда приезжала автолавка.

Вот тогда к Ивану Лека обратились председатель колхоза и председатель сельсовета с такой просьбой — открыть в деревне продуктовый магазин. Почему именно к Ивану? Знали, что человек он ответственный, и, взявшись за дело, не бросит его на полпути. Под магазин выделили помещение на первом этаже совхозной конторы с условием, что предприниматель сделает отдельный вход в магазин. Так и появилась новая торговая точка в деревне Глебово, которая существует уже десять лет. Было это в 2004 году.

У каждого человека жизнь делится на «до» и «после». У каждого по-своему. Какое-то событие в жизни становится рубежом, после которого и характер, и мировоззрение круто меняются, да и сама жизнь делает крутой вираж, заставляя двигаться в противоположную прежним желаниям и устремлениям сторону. Ведь так?

Для семьи Лека таким переломным моментом стала тяжелая болезнь дочери. Трехлетней Маше поставили страшный диагноз — лейкоз. И вся жизнь Ивана и Анастасии с того момента была посвящена борьбе за здоровье дочки. Возможно, борьба и увенчалась бы успехом, ведь появилась возможность отправить малышку на лечение в Германию, но даже документы оформить не успели. Иван Серафимович говорит, что виной всему банальная врачебная ошибка. Перечеркнутая надежда на спасение. Маша умерла в 2006 году, ей было всего 3,5 года.

Иван пытался судиться с клиникой, но ведь ребенка не вернешь. Вернуться к жизни после страшной потери помогла случайная встреча со священником. В дни тяжелых испытаний семье Лека помогла выжить вера.

— Я тогда после разговора с батюшкой словно очнулась, — рассказывает Анастасия. — Уже и не верила, что когда-то станет легче, но он сказал, что Бог обязательно пошлет еще детей в утешение. Знаете, мы все время куда-то спешили, старались денег заработать побольше, купить побольше всего в дом, гнались за чем-то, а оказалось, что это совсем не главное…

Но семье Лека было уготовано еще одно испытание. В 2007 году один за другим сгорели и дом, и магазин. Горькую чашу пришлось испить до самого донышка.

Бог никогда не даст ношу тяжелее, чем человек сможет нести. Видимо, и Иван, и Анастасия — недюжинной силы духа, раз им столько выпало на долю, но не сломило.

Много воды утекло в речке Бойня с тех пор. Тяжко было, но магазин постепенно восстановили, а дом отстраивали заново на полученную от государства субсидию. Одна за другой родились еще две дочери — Аня и София — утешение родительское. Старшая Лена сейчас учится в другом городе, получает профессию в сфере гостиничного бизнеса. Аня пошла в первый класс, а София еще ходит в садик. В тот самый садик, который в прошлом году открыли на первом этаже бывшего интерната Глебовской школы.

— Это большая радость для деревни — что детский сад переехал в такое красивое, благоустроенное, а главное — просторное помещение, — радуется Иван Серафимович. — Ведь места в детском саду для детишек были больным вопросом, некоторые семьи уехали отсюда не столько из-за отсутствия работы, сколько из-за того, что детей было в садик не устроить. Теперь — хорошо, грех обижаться. Очень многое зависит от отношения властей к селу.

Аня-первоклашка учится в том самом просторном светлом классе Глебовской школы, которую вместе с другими родителями ее одноклассников ремонтировал прошлым летом, да что там — буквально реконструировал — и ее папа. Родители собрали необходимые средства, и собственными силами из двух маленьких помещений сделали одно большое, где и разместились первоклашки. Иван Серафимович помогал не только силами и средствами, но и привозил краску и строительные материалы из города.

В прошлом году, буквально под занавес, произошло еще одно важное событие, в котором огромная доля трудов предпринимателя Ивана Лека. 19 декабря, на Николу-зимнего, торжественно освящали часовню в честь Николая Чудотворца. Ту самую часовню, которая долгое время стояла недостроем посреди пустыря в Глебово. Идея строительства часовни принадлежит ныне уже покойному председателю совхоза «Глебовский» Владимиру Синицкому. В 2002 году он начал ее воплощение в жизнь. Но до конца строительство довести не успел.

8_2Это благородное дело решил продолжить местный предприниматель Иван Лека с помощью жителей, администрации и депутатского корпуса сельского поселения. У часовенки появился купол с крестом, двери; внутри и снаружи постройку оштукатурили и покрасили, сделали крылечко — словом, часовня приобрела завершенный вид, стала такой, какой должна быть.

— Это не только моя заслуга, — немного смущаясь, говорит Иван Серафимович. — Мне очень помогали Галина Александровна Базулева, Галина Петровна Азарова, Михаил Алексеевич Базулев. Огромная заслуга в том, что часовня обрела завершенный вид, и отца Константина Чайкина. Он все это взял под контроль, где-то и людьми помогал, когда надо было проводить отделочные работы, чтобы это все сделалось, чтобы заработало, чтобы люди туда ходили.

— Что Вам это дало? — спрашиваю.

— Знаете, я где-то читал, что деревни и села рушатся оттого, что там нет храмов. Если нет веры, нет Бога, то присутствует хаос. Теперь у нас в Глебово, хоть маленькая, но есть часовня. Она способствует, чтобы люди жили с верой в душе, может что-то к лучшему переменится. Когда-то в деревне стояла большая церковь Успения Пресвятой Богородицы, но ее разрушили, кажется, еще до войны.

— Весной вокруг часовни с помощью администрации обещали разбить парк, — дополняет Настя. — Мы обязательно поможем, все, что от нас зависит — сделаем. Раньше часовня серая, неприглядная, брошенная какая-то была. Теперь беленькая, уже что-то значит, потом цветочки посадим. И люди сюда потянулись. По воскресеньям в часовне читают акафист. Бывает, записки отдают Ивану, он отвозит отцу Константину. Мы — люди верующие, воцерковленные. При каждой возможности стараемся ехать в церковь. Вера дает все, без нее было бы очень все сложно и непонятно. Надежда на Бога помогает.

А еще Анастасия искренне уверена, что красота спасет мир. Например, с помощью цветов, которые растут у них на участке в великом множестве. Да и вообще, на земле у них растет все, что возможно, и урожай всегда прогнозируемо хороший.

А как же зона рискованного земледелия — именно так называют тверской край с суглинистой почвой?

— Называют так нашу землю те, кто не желает работать, — продолжает Анастасия — Мы привезли доломитовой муки, песок, грунт привозили оттуда, где раньше летние дойки были. И так несколько лет. Участок подняли, и почва теперь рождает все очень хорошо, да и мы ухаживать за ней не ленимся.

Один год только земля не плодоносила — когда дом сгорел и Лека были вынуждены перебраться в Васюково. Но все постепенно наладилось. Сейчас душа радуется — 22 сотки обихоженной земли, взяли в аренду еще небольшой кусочек за забором, будут расширять огород.

В большом уютном доме, пока еще до конца не достроенном, Иван и Настя все делают сами вместе с детьми. Для самых сложных строительных работ нанимали специалистов, а остальное — своими руками. Никакой работы в этой семье не боятся. Девчонки с малого приучены помогать родителям в огороде, по хозяйству, за птицей и кроликами — накормить и убрать. И так же, как родители, редко отдыхают.

Иван с 8 утра до 8 вечера ежедневно в магазине, а Настя — по хозяйству и с детьми. Летом, для удобства жителей в огородный сезон, магазин работает до 9 вечера, потому что не все успевают. Вот Иван Лека и увеличил график работы, хотя ему и самому на свой участок надо бежать.

Настя похвасталась, что старшая дочь Лена впервые в этом году побывала в отпуске на море. Для остальной семьи отпуск — это пока неосуществимая мечта, потому что заботы и хлопоты, к тому же, продолжающаяся стройка дома — важнее.

Легка ли жизнь предпринимателя? Со стороны — возможно, да. Но когда узнаешь эту жизнь изнутри, то понимаешь, чего стоит каждая заработанная копейка. Поэтому отдых семье Ивана Серафимовича пока только снится.

И Иван, и Анастасия — оба выросли в многодетных семьях. У Ивана пять братьев, а у Насти — два брата и три сестры. Когда многочисленная родня со своими семьями и детьми собирается за одним столом, то бывает тесно, но это счастье, когда такое огромное семейство. И они вместе и в горе, и в радости. В большой семье привыкаешь думать не столько о себе, а больше о других, и это распространяется далеко за пределы своего дома.

Много внимания в населенных пунктах района сейчас уделяется благоустройству, особенно в период двухмесячника.

— А мы не ждем, когда субботник объявят, идем и делаем уборку, — говорит Иван Серафимович. — Ухаживаем за территорией и вокруг магазина, и через дорогу. Летом с женой, сколько хватает рук, выкашиваем борщевик по нескольку раз за сезон. А чего ждать-то? Если люди постоянно будут ждать указа сверху, ничего не получится. Инициатива должна идти снизу…

Иван Серафимович очень немногословен, когда речь идет о его персоне, и не любит давать пустых обещаний или говорить о том, как и что наметил делать. Получится — тогда и увидите.

Мы еще очень долго говорили о делах деревенских, об огородах и всякой всячине. Я поделилась опытом борьбы с отключением электричества в деревне, оказалось, что эта проблема и для глебовцев не нова.

На прощание гостеприимные хозяева вручили мне внушительный пакет с деревенскими куриными яйцами. С пустыми руками не отпустили. Такие уж они, Иван и Анастасия Лека.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *