Владислав Александрович ШЕПЕЛЁВ, коренной ржевитянин: «ЕСТЬ ОПЫТ, СИЛЫ И ЖЕЛАНИЕ — ХОЧУ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН РОДНОМУ РЖЕВУ»

— Владислав Александрович, мы с Вами беседуем в канун Вашего юбилейного дня рождения…

— Да, годы бегут. Но я не позволяю себе их считать. Чувствую себя моложе своих лет, хочу и могу работать, стараюсь быть активным членом общества.

Живу в своём родовом доме на Карла Маркса, там прошли мои детство, юность, и я искренне рад, что не променял Ржев на иное место жительства. Отец умер, когда мне было всего полгода. Мама растила меня одна. Работала главным бухгалтером дистанции сигнализации связи. Я увлекался авиамоделизмом, закончил семилетку. И одержимый мыслью быть лётчиком, поехал в Одессу поступать в спецшколу ВВС, но не прошёл медицинскую комиссию по зрению. Учиться по технической специальности не остался, вернулся в Ржев и закончил 10 классов. А потом поехал в Москву, хотел даже поступить в театральный институт.

— У Вас скрытые актёрские способности?

— Сколько себя помню школьником, всё время участвовал в самодеятельности. Играл в пьесе «Город мастеров», посещал клуб железнодорожников, был ведущим конферансье хора имени Павлова, ходил в танцевальный кружок.

— Увлечения и способности, наверняка, передались от родителей?

— Да. Отец был руководителем струнного оркестра, мама пела в клубе «Коминтерна», до войны был такой на Ржеве-1, там они и познакомились. В те годы оркестр постоянно выступал у пруда на Советской площади. Родной брат отца — скрипач, играл в оркестре Леонида Утёсова. Мой двоюродный брат входил в состав оркестра Эдди Рознера, снимался в фильме «Карнавальная ночь».

— И поступил талантливый юноша в институт…

— Думал в архитектурный, но, узнав, что идёт набор студентов в институты путей сообщения по направлениям «промышленное и гражданское строительство», определились с приятелем поступать туда. Из всех городов, где находились эти учебные заведения, выбрали Петербург. Тогда вуз назывался Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ).

— Говорят, студенческие годы — самые счастливые.

— Полностью согласен. Жила наша студенческая братия весело и интересно. Я продолжал участвовать в художественной самодеятельности, организовывали танцы и концерты. Создал инструментальный квартет: аккордеон, кларнет, контрабас и гитара. После окончания войны у нас в доме квартировал советский офицер, среди трофеев, что он привёз с собой, были рояль, машина «Опель» и аккордеон. Мама его выкупила и научила меня играть. Студентами отстаивали честь факультета на конкурсах, на выходных выступали с номерами в других институтах. В 1956 году приехали в ленинградский университет, где познакомились с Эдитой Пьехой. Были и курьёзы. Так, наше общежитие находилось рядом с Санкт-Петербургской соборной мечетью (для нас «татарская церковь»). Молодые, любопытные, однажды мы попытались проникнуть на службу. В толпу прихожан не пошли, забрались повыше, на балкон, а как оказалось, это место для женщин… Нас быстро и с позором выпроводили из храма. В первые годы учёбы можно было, используя бесплатный проезд, выдаваемый институтом, кататься по всему Советскому Союзу, я же все каникулы проводил дома, в Ржеве. В пору студенчества у знакомых мне довелось увидеть Марка Бернеса. К общению легендарный артист был не расположен и ограничился лишь приветствием.

— Владислав Александрович, когда началась война, Вам было шесть лет. Успели эвакуироваться, прежде чем Ржев оккупировали немцы?

— За два дня до того, как 16 октября 1941 года немцы заняли город, мы успели эвакуироваться в Торжок. До него враг не дошёл шесть километров. Домой вернулись через несколько дней после освобождения Ржева. Нас забрал дядя, он восстанавливал разрушенные железнодорожные пути от Старицы до Ржева. Города не было: сплошь пепелище, множество трупов, мусор… Наш дом немного задело взрывом, но он уцелел. Мама много работала и сумела восстановить его первоначальный вид. После окончания института я устроился работать мастером в УчДорСтрой (за ДК РМЗ).

— Какое здание было Вашим первым самостоятельным объектом строительства?

— Двухэтажный шестнадцатиквартирный дом на пересечении улиц Революции и Елисеева. Потом было здание типографии, горкома партии, керосиновая лавка на Кирова, сейчас на этом месте двухэтажный торговый павильон. За эту лавку я тогда получил нагоняй от главного архитектора Ржева Николая Дмитриевича Чудовского.

— Проявили чрезмерную инициативу?

— Да, подошёл к делу творчески и выполнил художественный метод кирпичной кладки. Сама лавка была в силикатном кирпиче, подоконники, уголки, где пилястры и карниз — в красном. В общем, оживил здание. И с этого момента зародилось желание быть архитектором. В 1965 поступил на заочное отделение московского архитектурного института, защитил дипломную работу «Город Ржев в стадии развития» и получил вторую специальность — архитектор города.

— Строитель, архитектор — востребованные специальности, плюс молодость, трудовой азарт. Перед Вами были открыты все пути.

— Возможно. Но так уж складывалось, что найти общего языка с советскими и партийными властями мне не удалось. Жизнь посылала разных людей, испытания. Несколько лет работал на Украине, шёл по карьерной лестнице, но когда умерла мама, всё бросил и вернулся на родину. Был начальником управления в облмеж-колхозстройобъединении, начальником ОКС в управлении сельского хозяйства, работал в совхозе-техникуме… Одно время, прямо скажу, работу найти было невозможно. Но я остался при своих интересах, своих планах.

— Порой, чтобы подняться выше, сначала нужно упасть. Сколько продлилось отчуждение?

— Так случилось и у меня. Непростой период был полгода точно. Потом Борис Николаевич Панфилов, он тогда возглавлял «Тверьгражданпроект», предложил осуществлять технический надзор за строительством в Ржеве, Зубцове, Старице. Затем контролировал строительство Краностроительного завода, позвал Валентин Титович Степанченко. Через мои руки прошли многие строительные управления, которые занимались строительством Краностроительного завода: с Дальнего Востока, Грузии, Прибалтики. Наряду с техническим надзором проектный институт «БрянскСтройИндустрия», который разрабатывал документацию на строительство, предложил вести и авторский надзор. Но я никогда сразу не становился на букву закона, старался помогать. После сдачи и приёмки в эксплуатацию Краностроительного завода много лет проработал на экспериментальном ремонтно-механическом заводе, позже — на РМЗ. Сейчас на общественных началах вхожу в состав комиссии, отслеживающей ремонт городских дорог.

— Прислушиваться к советам и рекомендациям в наше время умеют не многие. Как оцениваете качество производимого, например, дорожного ремонта?

— Если махать руками и кричать «так делай, так не делай», ничего дельного не получится. Спокойно решить можно многие проблемы, главное, надо уметь договариваться. Делает работник не так — не нужно ругать. Достаточно спросить: как думаешь, можно было сделать по-другому? Как? Человек сам найдёт ошибку. Нужно давать ему эту возможность. И при разногласиях нужно уметь спорить с мнением, а не с человеком. На улице Никиты Головни ямки чуть залатали, через полгода они снова на прежнем месте. Почему? Отсутствовал должный контроль за работами. Чтобы заделать выбоины как следует, нужно добросовестно выполнять работы по ремонту и придерживаться технологий.

— Проблем в городском хозяйстве достаточно. Компетентных специалистов порой недостаёт. У администрации есть с Вами контакт? Сотрудничество предлагали?

— Наблюдая за ходом строительных работ в городе, замечаю, что порой они ведутся без размещения паспорта объекта. Например, на Ленинградском шоссе безымянных стройки сразу две.

Когда два года назад с «дамбой» возникла проблемная ситуация, я предложил сделать оголовок, он бы задержал землю и не дал ей осыпаться. Но его не установили. В этом году в комиссию приглашали, но я считаю, к советам нужно прислушиваться, а иначе, зачем собираться? Когда обсуждались вопросы градостроительного совета, предлагал облагородить набережную Волги от Обелиска. Возле телевышки я предлагал сделать спуск и устроить городской пляж, а сам спуск зимой можно бы было использовать как горку для катания. Да и состав градостроительного совета должен быть пересмотрен, в него должны входить люди опытные, знатоки своего дела.

— Владислав Александрович, что, по-Вашему, нужно обязательно улучшить или изменить в архитектуре Ржева?

— К 800-летию Ржева были намечены мероприятия по культурному и художественному оформлению города в целом, многие могут не знать этого. В первую очередь надо привести в порядок фасады на главных улицах города и, конечно, дороги с тротуарами и газонами. Плюс, наладить уличное освещение. Причём, не только фонарных столбов вдоль дорог, фонарей в скверах и парках, но и рекламных конструкций. Жильцы должны принимать самое активное участие в облагораживании своих дворовых территорий.

— В настоящее время творческую деятельность продолжаете?

— А как же! Пока работал, участвовал в самодеятельности от гарнизонного Дома офицеров. Пел, правда, не выступая на концертах, в хоре Павлова. Но мне больше нравится художественное чтение. В своё время участник самодеятельности, капитан общевойсковой службы Геннадий Юринов прочёл «Клопа» Маяковского, да так точно, с помощью не только текста, но и жестов, мимики передал сюжет пьесы, что мне тоже захотелось попробовать. Впервые «Муху-цокотуху» читали с ним на пару. Она принесла нам звание лауреатов смотра гарнизонов Московского военного округа противовоздушной обороны и путёвку на участие в фестивале, который демонстрировали по центральному телевидению. Выступая на фестивале «Я люблю тебя, жизнь» в 2010 году в ГДК, я прочёл «Цокотуху» самостоятельно. Без ложной скромности признаюсь, этот номер произвёл сильное впечатление на зрителя. С тех пор каждый год со сцены что-нибудь да читаю: «Заяц во хмелю», «Лев и осёл», был в репертуаре и отрывок из книги Льва Кассиля, сам играл на аккордеоне и исполнял песню Владимира Трошина «Ты рядом». Сейчас вхожу в коллектив «Волжанка». Пение даёт правильную постановку голоса, дыхания. Мне нравится это занятие, приятное общение с близкими по духу людьми.

— Ещё Вы — внештатный корреспондент, Ваши заметки периодически появляются в нашей газете…

— Да, «Ржевские новости» выписываю с самого первого номера. В своё время Игорь Ладыгин привлёк меня к этой деятельности. В любимой газете публикуются мои критические статьи по градостроительству города, по работе отдельных городских организаций, по благоустройству города в целом, юмористические заметки и рассказы, например, о славных свойствах русской бани.

— У Вас насыщенная жизнь, требующее самоотдачи увлечение. Что придаёт Вам сил?

— Я себе внушаю, что мне столько лет, на сколько я себя чувствую. Живу тем, что хочу быть полезен городу, ищу для этого возможности. Имею большой опыт в строительстве, и его нужно использовать для блага родного города.

Ещё я поддерживаю дружбу с великолепным художником Львом Клюшиным. Он интересный собеседник, нам всегда есть о чём поговорить.

Ежегодно приезжают в Ржев дочка с внуком. Дочь живёт в Италии, внук после окончания университета в Риме работает в Лондоне.

— Спасибо за душевную беседу. Всего Вам доброго.

Беседовала Ольга Жданова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *