Легенда Ржевского сыска

Его действительно можно считать легендой ржевского сыска. Шутка ли — проработал более 30 лет в ржевской милиции, и не где-нибудь, а в самой ведущей службе — уголовном розыске. Такого работника угро, пожалуй, не сыскать и по всей области. За годы службы — множество раскрытых преступлений, задержаний, работа по профилактике и пресечению противоправных действий, встреч с людьми, опасных (а порой и комических) ситуаций, из которых приходилось искать верный выход.

23 апреля Виктору Николаевичу Тихомирову, ветерану правопорядка — 70 лет. О нем мой рассказ.

Родился Виктор Тихомиров в Ржеве. Семья жила на Зубцовской улице (ныне ул. Гагарина), учился в Пушкинской школе. По поведению всегда было «5». «А что вы хотите, — говорил директор школы, — кто полезет на крышу флаг перед праздником ставить? А за школьной елкой перед Новым годом? А болт на токарном станке выточить сможете? А он может. Какая тут еще характеристика нужна…»

В 14 лет Виктор поступил работать в «Ремпоезд» и перешел учиться в вечернюю школу. В 18 лет получил права на управление автотранспортом и год отработал водителем в следственном изоляторе на Зубцовском шоссе.

Потом была служба в армии, в группе советских войск в Германии. Там Виктор Тихомиров был награжден своей первой из нынешних одиннадцати медалей. Та первая была юбилейная — «20 лет Победы над Германией».

В 1967 году Виктор Тихомиров демобилизовался из армейских рядов, прибыл в свой родной город на Волге и сразу поступил на службу в систему МВД, в Ржевский городской отдел внутренних дел, в уголовный розыск. Начальником угрозыска тогда был Владимир Дергачев. Инспектору угро Виктору Тихомирову было присвоено специальное звание младший лейтенант милиции. Так началась его служба в качестве солдата правопорядка.

Одним из первых неочевидных преступлений, которые ему довелось раскрывать, была кража из магазина, расположенного в деревне Муравьево Ржевского района. Потом было много всего. Какие-то преступления раскрывались быстро, по «горячим следам» (или как теперь принято говорить — в течение дежурных суток), по каким-то преступлениям приходилось работать долго и терпеливо. Убийство гражданки Р., к примеру, оперативники раскрывали чуть менее года.

В деревне Клешнево пропала женщина, переехавшая туда из Нелидово. Через две недели со дня пропажи об этом сообщил в милицию ее гражданский муж, а проще говоря, сожитель Ч. На место выехала оперативно-следственная группа, в составе которой был Виктор Тихомиров.

В таких случаях первое подозрение падает на мужа или сожителя. Опера провели в доме обыск, обнаружили затертые пятна, похожие на кровь. Мужчина им в ответ: «Ну и что? Бил кроликов». Он так ни в чем и не сознался. Нужно было как-то его «приземлить», чтобы держать в поле зрения, продолжая с ним работать. Ч. посадили на полгода за кражу мешка картофеля и продолжали следствие по делу о пропаже женщины.

Нашли свидетелей, которые видели гражданку Р. мертвой. А мотив преступления до банальности оказался прост. Женщина вернулась домой с работы раньше сожителя и нашла в доме две бутылки водки, которые припас Ч. Одну бутылку она выпила. Когда об этом узнал пришедший домой сожитель, он избил ее. От нанесенных ударов дама упала на ступеньки крыльца и скончалась. Утром Ч. принес тело подруги в дом, расчленил его, а части тела стал сжигать, а затем выбросил — часть в «барский» пруд, часть у реки Бойня. Две недели он никому ничего не говорил, а потом сообщил в милицию, будто гражданка Р. ушла из дома и не вернулась.

Виктору Тихомирову довелось участвовать в поисках останков убитой женщины. В пруду он нашел череп. Проведенная в Москве экспертиза определила: это та самая пропавшая женщина. Ч. судили за убийство и приговорили к смертной казни (тогда эта мера наказания еще не была отменена) — расстрелу, но Верховный суд заменил расстрел на 10 лет лишения свободы. Правда, Ч. этих десяти лет не отбыл за решеткой — через год умер в следственном изоляторе.

В 70-80-е годы прошлого века кражи из сельских магазинов совершались довольно часто. В один из дней Виктор Тихомиров был ответственным по горотделу милиции. В его обязанность входила проверка несения службы дежурными нарядами.

Пришел он около часа ночи в отдел, а помощник дежурного сообщает, что на его обслуживаемой оперативной территории жулики в Мин. Дворах магазин «подломали» (этот магазин и до этого обворовывали). Потом рассмеялся и сказал, что пошутил. Возвратился Тихомиров домой, а в четыре часа ночи звонок из дежурной части отдела: магазин в Мин. Дворах взломали. И это была уже не шутка. Выходит, напророчил ему помощник дежурного. Собрали опергруппу, выехали на место. Следователем тогда была Александра Катина.

Метрах в 150-ти от обворованного магазина Виктор Тихомиров нашел выброшенную ветошь. Сделали предположение, что у преступников имелся автомобиль. А утром стало известно, что в городе был угнан самосвал «ЗИЛ». Нашли водителя, показали найденную возле места преступления ветошь, которую водитель опознал.

Стали искать автомобиль, обнаружили брошенный «ЗИЛ» на Старицком тракте. В то же самое время оперативники угрозыска продолжали отрабатывать версию, что угон автомобиля мог совершить человек, имеющий склонность к этому и проживающий неподалеку от места угона. Так вышли на некоего гражданина К., в доме которого нашли коробку шоколада из обворованного магазина. К. ничего не оставалось, как признаться и раскаяться. Он рассказал, что с подельником угнали «ЗИЛ», поехали в Мин. Дворы и обворовали магазин. Похищенное спрятали, а машину бросили. Да вот коробку с шоколадом он прихватил себе. И было К. невдомек, что данное преступление помогла раскрыть обычная ветошь, которую они выбросили около места преступления.

Это только на первый взгляд кажется, что кража — тайное хищение имущества. Ведь даже тайное тоже оставляет свои следы, и рано или поздно становится явным. Главное — внимательно ко всему присмотреться. Об этом все опера знают.

А были и такие эпизоды, о которых Виктор Тихомиров рассказывает не без юмора. Например, как он злоумышленника «в перьях» задержал.

В городе произошла квартирная кража. Через неделю выяснили, что кражу совершил мужчина из Твери, условно-осужденный с направлением на стройки народного хозяйства (в то время на Урицкого, 82 была спецкомендатура, а ее контингент в народе называли «химиками», кстати, «химики» строили бройлерную фабрику). В общежитии спецкоменадатуры его не оказалось: пустился в бега. Якобы выехал в областной центр.

Ночью оперативники выехали на задержание и в шесть утра были уже в поселке Сахарово на окраине Твери, где проживала знакомая беглеца. Нашли нужный частный дом, постучали, женщина открыла дверь. Работники угрозыска представились, зашли в дом, стали расспрашивать даму о ее знакомом. «Да, он заезжал ко мне три дня назад, но уехал», — ответила женщина.

В доме никого. Пора заканчивать разговор и ехать обратно в Ржев, как говорится, «не солоно хлебавши». Только бензин зря сожгли. И тут вдруг раздается громкий чих. Оказалось, что пока оперативники стучали в дверь, дама быстренько разрезала ножом перину на кровати, и беглец в одних трусах забрался туда, как в спальный мешок. Одного не учел, что перышки его защекочут, и он чихать начнет. Вылез бедолага из перины весь в перьях, как общипанный петух, тут его и «повязали»…

В другом случае запах жареного мяса помог раскрыть кражу поросенка. Из микрорайона лесозавода в милицию поступило заявление: из сарая украден поросенок. В составе оперативной группы на место выехал Виктор Тихомиров.

Действительно, дверь сарая взломана, поросенка нет, видны следы крови. Осмотрев место происшествия, Тихомиров вышел на дорогу. Тогда в этом микрорайоне находилась база газовиков, стояло около десяти вагончиков, в которых рабочие проживали. Рядом лежали трубы, стояла техника.

6_2Оперативник направился в их сторону. Под видом пожарного (оперативники угрозыска всегда ходят в гражданской одежде) стал заходить в вагончики и осматривать их. В одном из вагончиков чувствовался приятный запах жареного мяса. Спросил, кто живет здесь, ему назвали фамилии двух человек. В это время пришел один из них — командировочный из Тюмени.

— Жареным мясом пахнет… — поинтересовался у него Тихомиров.

— Да купили на рынке, — ответил газовик.

«Ну, купили и купили», — подумал опер, однако, выйдя на улицу, заглянул под вагончик и обнаружил куски шкуры поросенка.

Тихомиров привез парня в отдел. Парень сознался в содеянном, поведал, как они вдвоем забрались в чужой сарай, прямо там зарезали поросенка, а тушу завернули в простыню и унесли, спрятав в траншею под газопровод. Да вот не удержались — решили мяса пожарить…

Надо было ехать изымать тушу. Прибыли на базу, с помощью трактора подняли трубу, а из траншеи достали полтуши поросенка. Дали этим жуликам по 4 года лишения свободы. Тогда за воровство судили строго, и кража поросенка «мелочевкой» не считалась.

За годы службы в уголовном розыске Виктору Тихомирову приходилось выезжать на задержание лиц, совершивших преступления, и в другие города нашего региона. Как-то в течение двух месяцев в Ржеве было обворовано более двух десятков квартир. Принятыми мерами розыска удалось установить подозреваемого. Им оказался некий гражданин Г. из поселка Жарковский Тверской области. Вор-гастролер приезжал в Ржев, совершал кражу и быстренько возвращался домой в Жарки, посмеиваясь: мол, ищите ветра в поле.

Дело было в феврале. В составе оперативной группы выехал Тихомиров. Добрались до Западной Двины, оттуда до Жарков еще около 30 километров. Прибыв в Жарки, подошли к дому вора-гастролера, да видно он заметил оперативников в окно, выскочил на улицу и дал деру. Тихомиров бросился за ним, пробежал около километра, догнал. Привел к машине и поехали в Ржев. В отделе милиции вор-гастролер признался в совершенных преступлениях и даже сел писать явку с повинной.

За годы службы в ОУР всякие обязанности приходилось выполнять — и преступников Виктору Тихомирову довелось разыскивать, и без вести пропавших, и даже переговорщиком быть.

Как-то в деревне Ильи Горы мужчина застрелил из ружья свою тещу, после чего забаррикадировался в доме и кричал прибывшим оперативникам: не подходите, всех порешу. Пришлось с ним вести долгие переговоры, уговаривать сдаться. И мужчина сдался операм, отдав ружье с патронами.

В 1985 году Виктор Николаевич окончил Академию МВД СССР, а в 1996 году вышел на заслуженный отдых. А хобби у него всегда было и есть одно — он заядлый охотник.

И сегодня Виктор Тихомиров не сидит дома сложа руки. Выполняет общественную работу. Он председатель Совета ветеранов МО МВД России «Ржевский» и входит в состав городского Совета ветеранов, член Общественного совета МО МВД России. А еще более десяти лет преподает в Учебно-производственном центре N№ 1 (бывшая «Дортехшкола») дисциплины, связанные с правоведением.

В феврале этого года Управление МВД России по Тверской области отмечало 80-летие со дня своего образования. На торжественное мероприятие по данному случаю в Тверь был приглашен и Виктор Тихомиров. Начальник УМВД региона Владимир Андреев вручил ему Почетную грамоту, пожелав дальнейших успехов в деле воспитательно-наставнической работы с молодыми ржевскими сотрудниками правопорядка. А как же иначе? Кому как не ветеранам ржевской милиции заниматься этим.

Евгений ОЖОГИН

Фото Владимира КУТУЗОВА

и из архива В. Тихомирова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *