РЖЕВ — ТРЕВОЖНЫЙ НАБАТ ГОСУДАРСТВА

«Солдаты Красной Армии выстояли под Ржевом!» — так называлась научно-практическая конференция, которая 16 апреля прошла в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Помимо ржевской делегации, которая насчитывала свыше 40 человек, здесь присутствовали делегации из Твери, Старицы, Белого, Селижарово, Оленино, Зубцова; на мероприятие приехали и другие гости. Точнее, гостями их назвать нельзя: с нашим городом большинство этих людей связаны тесными узами. Как народный артист, поэт и композитор Михаил Ножкин. Как участник Ржевской битвы, а ныне профессор, доктор военных и исторических наук, президент Академии военных наук России Махмуд Гареев. Как большой друг нашего города и патриот России, военная летчица из Сербии, писатель, журналист Радмила Тонкович, и многие другие. Вела конференцию советник губернатора Галина Мешкова — именно она связывает всех этих людей с Ржевом, хранит традиции и знает историю города как никто другой.

— По последним данным, потери Советской Армии на Ржевском выступе были больше, чем в Сталинградской битве, — сказал генерал-майор Владимир Романенко, кандидат политических наук, пожелав участникам конференции успехов в исследовании одного из самых трагических и кровопролитных эпизодов всей Великой Отечественной войны. — Именно здесь, где за дни гибли тысячи солдат и офицеров, именно здесь враг понес такие потери, которые не позволили ему взять Москву и выстоять в Сталинградской битве.

Виктор Абрамов, член Совета Федерации, с трибуны конференции озвучил такие цифры: 3,5-5 миллионов погибших!

— Мы каждый год поднимаем и хороним их останки, и этот процесс будет продолжаться еще долгие годы… — констатировал сенатор.

4_2Если бы не Ржев, исход войны мог бы быть другим. Это ясно уже сегодня. Но вчера значимость боев под Ржевом замалчивалась, их называли «боями местного значения», и восстанавливать историческую справедливость начали десятилетиями позже и продолжают до сих пор. Сейчас, когда история претерпевает не только забвение, но и попытки фальсификации. Принижается не значение отдельных эпизодов войны — со стороны западных стран предпринимаются попытки отнять у России победу, максимально девальвировав ее значение. Сохранить свою великую историю, передать ее детям и внукам — дело ныне живущих.

— Мой друг из Иркутска еще совсем недавно писал мне: его внук, внук воевавшего, не знает, с кем воевал его дед. Да, он знает, что 9 Мая — День Победы, но кто кого победил, это поколение уже сказать не может, — с болью говорил Махмуд Гареев, обращаясь в зрительный зал. — Если судить по сегодняшнему отношению и распространенным источникам информации, получается, что Сталин для народа и Победы не сделал ничего, а хуже всех воевала пехота, раз у нее до сих пор даже своего Дня в календаре нет! У всех родов войск есть, а у пехоты — нет. А в глобальном масштабе что происходит? — продолжал Махмуд Ахметович. — Америка мнит себя исключительной, верховной над всеми страной, имеющей право устанавливать правила для всех остальных — точно такой же, какой мнила себя тогда Германия!..

4_1Я участвовал в боях под Ржевом и помню их до мельчайших подробностей по сей день. Помню, как мы стояли на этом рубеже, полуодетые, полуголодные, как нам на роту давали две мины в день — остальное на Сталинград отправляли. И мы выстояли! Поэтому сегодня не имеем права предать память погибших и тех, кто воевал против захватчиков.

— События 72-летней давности — для вас история, а для нас — вчерашний день, — продолжил участник Ржевской битвы, генерал-майор в отставке Алексей Рапота. Он тоже говорил о сложностях тех боев, но уже с позиции авиатора. Но помимо этого — укорял своих современников: в происходящем сегодня есть часть их вины. — Не написали историю Великой Отечественной в полном объеме за 70 лет — кого винить, что ее фальсифицируют?.. Исправить это, не допустить разорения страны, а тем более ее покорения, может только нынешнее поколение. Молодые, мы вам оставляем Россию. Сохраните ее…

В словах ветерана чувствовалась горечь. Но когда на сцену поднялся Михаил Ножкин, эмоции вышли еще на более высокий уровень.

— Ржев для меня — это тревожный набат. Набат государства. И как сигнал того, что здесь происходит что-то неладное, звучит он в последние годы все громче. Недаром в Ржеве события отражают все проблемы в стране!

А что касается полувека молчания по поводу значения Ржевской битвы — это не случайность, а прекрасная работа так называемой «пятой колонны». Пятая колонна — это те, кто притворяется такими же, как мы. Только у них совершенно другие цели. Они находятся рядом с нами, и удара от них не ожидаешь. А бьют они сзади… Их активное присутствие видно во всем, что касается истории. Разум истории выражен в языке, а сама история определяет место человека в жизни. И вот скажите мне — какие предатели позволили выпускать в России 67 вариантов учебников истории?! Кто это позволил, кто одобрил? Судить за это надо, где бы они ни сидели, хоть даже в министерстве! — бурные аплодисменты показывали: зал полностью солидарен с Ножкиным. А Михаил Иванович продолжал:

— История — это опыт поколений. Из тысячи лет нашей истории 650 — война. Война с теми, кто посягал на наше государство. В последнюю войну против нас шла вся Европа — а мы позволили себе забыть, что эти страны — самые настоящие предатели, и унижаем себя, оглядываясь, что они там про нас думают? Да наплевать на их мнение и на то, что они думают против нас! Или мы будем оглядываться еще и на тех, чья история всего 200 лет?

В восьмидесятые вышел 14-серийный документальный фильм «Стратегия Победы». Его показали зрителям всего один раз. Я долго пытался его найти позже — безуспешно. А когда нашел, увидел, что серий осталось всего 10. Все самые значимые для нас и нашей истории, самые героические эпизоды, показывающие роль нашей страны — исчезли! Вырезаны!

Надо наконец перестать не только оглядываться «что скажет княгиня Марья Алексеевна», надо перестать врать себе и миру, надо перестать искать героев в Рембо — у нас масса своих! Почему молчим, что союзники нам помогали техникой в обмен на наше золото, точно так же и одновременно помогая нашим врагам топливом? Почему не напоминаем, что СССР не только освободил Европу от фашизма, но еще и многие страны избавил от колониального ига? Надо напоминать! Надо печатать архивы. И надо перестать ругать Советский Союз и признать, что нынешняя Россия жива только благодаря его достижениям…

Песню «Под Ржевом», которую Ножкин не мог не исполнить, зал слушал стоя. Стояли на нетвердых уже ногах ветераны, утирая слезы, рядом с ними стояло четвертое по счету от них поколение — ребята из Постов N№ 1, в составе делегаций приехавшие из муниципальных образований Тверской области. Второе поколение — дети фронтовиков — присутствующие тоже увидели и услышали. Достойное поколение, великие дети великих отцов.

— Отец мой погиб под Ржевом, — вышел к трибуне летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Александр Иванченков. — 10 августа 1942-го он, комбат, погиб возле Полунино. Эту его могилу я нашел, уже будучи юношей — сейчас там покоится свыше 13 тысяч солдат — вот уж поистине «в три слоя солдаты России лежат».

Плечом к плечу с Иванченковым за трибуной стоял сын прославленного летчика Ивана Ловейкина, тоже летчик-космонавт.

— В тот день, когда погиб отец моего друга, мой отец в небе над Ржевом за него, получается, отомстил — сбил два юнкерса. Я выяснил это по летным книжкам уже после его смерти, — продолжил Александр Ловейкин, и еще рассказал о том, как летчики, в том числе и его отец, сбрасывали знамя Победы над Рейхстагом с самолетов.

Очень эмоциональным было выступление Радмилы Тонкович из Сербии. Она говорила от имени своего народа, сербов, которые любят и уважают русских, и в истории которых много горьких и кровавых страниц.

— Герои Советской Армии освободили Европу. А она, старая и коварная, этого не признает, — эмоционально говорила Радмила Дмитриевна. — Она сейчас как День Победы отмечает 8 мая — только чтобы не признавать 9-го. Это малая толика фальсификации истории! Вы зря уважали столько лет болгаров — теперь они, как и поляки, говорят, что русские — это захватчики. Традиции предательства… Желаю России никогда не быть чужой мишенью, какой стала Сербия.

В назидание молодым несколько слов сказала историк, преподаватель военного университета, профессор Наталия Конева, дочь Маршала Советского Союза. Она привела такие данные: по ответу на запрос из архива, на Ржевско-Вяземском плацдарме потери составили 1 млн. 28 тысяч человек.

— Попыткам захватить и переделать нашу историю мы можем противопоставить только нашу силу, наш дух, единство и память, — сказала Наталия Ивановна.

С этим поспорить нельзя. Понять это просто. Выполнить — гораздо сложнее. Но что сделать это сегодня жизненно важно — нельзя не признать, ни поспорить.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Отклики (2) на РЖЕВ — ТРЕВОЖНЫЙ НАБАТ ГОСУДАРСТВА

  1. Андрей:

    Мой дедушка, Котовщиков Александр Ниловичч,был призван в январе 1942 года из Иркутска. Воевал подо Ржевом в 243 стрелковой дивизии. Погиб 12 августа 1942 года, похоронен в братской могиле у деревни Кокошилово Ржевского района. К сожалению, я никогда не был на могиле своего деда. Но я пойду с его портретом 9 мая в колонне Бессмертного полка.
    Уважаемые жители города Ржева, если кто-нибудь из Вас будет проездом у деревни Кокошилово, посетите памятник погибшим воинам, поклонитесь им от меня, заранее большое спасибо! С уважением Захаров Андрей г. Иркутск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *