Александр Андреевич ЦВЕТКОВ, член Союза художников России, преподаватель ДШИ № 2 им. А. Розума: «ЖИТЬ В МИРЕ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ»

— Александр Андреевич, на страницах газеты мы уже не раз рассказывали о Ваших творческих работах, которые демонстрировались на городских и областных выставках. Вот и сейчас экспозицию, посвященную 70-летию Великой Победы, где есть и Ваши произведения, после Твери покажут и в Ржеве. Но, я думаю, нашим читателям будет интересно поближе познакомиться с ржевским художником, у которого за плечами солидный творческий путь. И начнем, пожалуй, с автобиографических штрихов.

— Родился я в деревне Хвостово, неподалеку от станции Осуга. Теперь эта деревня называется Рогачево. Родители — сельские труженики. А учился я уже в Ржеве, в средней школе N№ 30 (теперь это одиннадцатая школа). Увлекся рисованием, стал заниматься в кружке изобразительного искусства Дома пионеров. После окончания девяти классов решил поступать в Ярославское художественное училище, но не прошел отборочный конкурс по рисунку. Возвратился в Ржев и стал заниматься с известным в городе художником Николаем Васильевичем Кротовым. На следующий год поступил в Рязанское художественное училище на декоративно-оформительское отделение. После окончания первого курса меня призвали в ряды Советской Армии. Служил на Украине, в городе Винница. С собой прихватил этюдник. Через некоторое время сумел договориться с офицерами, чтобы они разрешили мне уходить в увольнительную на три часа, вечером, три раза в неделю на посещение занятий в местной художественной школе для взрослых. После службы в армии возвратился в Рязань. Закончил училище в 1971-м году и был направлен на работу в Александров Владимирской области. Устроили меня художником-декоратором по оформлению магазинов. После женитьбы в Ржеве, привез молодую супругу в Александров, где ей нашлась работа на полупроводниковом заводе. Жили в старом деревянном доме с печным отоплением. Обещали дать квартиру. Очень нравились здешние места: Александровская слобода, Кремль, грибные леса. Но мне хотелось продолжить художественное образование, поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова. С первого захода не удалось, не выдержал экзамен по рисунку. Поехал в Загорск, в Абрамцевское училище, ориентированное на прикладное творчество. Один знакомый студент из Александрова познакомил меня с преподавателем — выпускником Строгановки, который разрешил посещать его занятия. В свободный день, один раз в неделю, ездил на электричке в Загорск осваивать предмет «обнаженная фигура».

На следующий год поступил в Строгановку на отделение дизайна промышленного факультета. Супруга с маленькой дочкой отправилась в Ржев, а я — в институтское общежитие, которое находилось неподалеку от метро «Сокол».

— Кто из преподавателей Строгановки оставил добрую память?

— Зав. кафедрой по рисунку Андрей Львович Орловский. Учебный академический рисунок — это дисциплина, которая раскрывает принципы построения предметного мира и его изображения на плоскости листа и дает художественную культуру, необходимую для самостоятельной творческой работы.

Каждый художник вносит свою лепту в искусство рисования, хотя имеется общее мнение о рисунке как основе, костяке изобразительного искусства. Влюбленный в свой предмет он сумел убедить и нас, что художник может создавать шедевры не только красками, но и карандашом, демонстрируя при этом великолепные рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера, Рембрандта, Врубеля, Серова. Сияющими вершинами их творчества является живопись, но основанием служит рисунок.

— Как складывался жизненный путь после окончания института?

— Проучившись 5 лет, я получил направление в г. Ковров Владимирской области, на крупный военный завод, в отдел главного архитектора. Выделили однокомнатную квартиру. А когда у нас родился второй ребенок — сын, нам дали трехкомнатную. Но по семейным обстоятельствам все же пришлось возвратиться в Ржев, где остались престарелые родители. Сначала немного поработал в Тверском фонде проектировщиком и на полставки в Детской школе искусств N№ 2, а потом полностью перешел на преподавательскую деятельность.

В те годы в основном здании работал на художественном отделении Артур Федорович Кондратьев, а я с детьми занимался на улице Косарова, где раньше был детский сад.

— Александр Андреевич, как проходит набор в Вашу группу? Принимаете всех желающих или проводите экзамен?

— Раньше брал всех детей, от 5 и выше, разных по возрасту. К каждому нужен индивидуальный подход. Маленькие детки — более податливый материал. Мне с ними интересней работать. Сейчас мы устраиваем при новом наборе экзамен. Дети приносят готовую композицию на любую тему, а потом выполняют рисунок, графику. В этом году вступительную проверку намечено провести с 21 по 28 мая. А в сентябре начнется новый учебный год.

— По каким дисциплинам ведется преподавание?

— В программу занятий моих учеников входит рисунок, живопись, композиция станкового характера и, поскольку я по образованию дизайнер, дети знакомятся с графическим дизайном, где решаются свои задачи: выявление центра, трансформация плоскости, создание объемно-пространственных композиций и так далее. Когда мы проводим итоговые выставки учащихся, работающих в разных техниках, обязательно организуем отдельный стенд с дизайнерскими разработками моих воспитанников.

— Ваши юные художники участвуют в выставках различного ранга: международных, всероссийских, областных, городских, где не раз становились лауреатами. А есть ли среди них те, кто после ДШИ продолжил художественное образование?

— Ирина Дроздова закончила Тверское художественное училище им. Венецианова, получила диплом с отличием и поступила в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. Штиглица на факультет монументально-прик-ладного искусства. Екатерина Тимошкова продолжила учебу в тверском художественном училище на факультете живописи, а Карина Трифонова в той же Венециановке выбрала факультет «Дизайн среды». Несколько человек получили специальность в Тверском полиграфическом лицее.

По большому счету, не так уж важно, кем стали мои питомцы. Главное — они научились жить в мире гармонии и красоты.

— Педагогическую деятельность Вы успешно совмещаете с творческой. Судя по представленным на городских выставках произведениям, работаете в разных техниках, но предпочтение отдано пастели, где Вам удалось выработать индивидуальный творческий почерк.

— Когда учился в институте, любил рисовать углем — мягким материалом, который идет под основу пастели, где мягкие, расплывчатые касания. Не надо, как для акварели, готовить воду. Взял пастельные мелки и начинай работать. С годами вырабатывается определенный навык. А вот когда участвовал в пленэрах «Ржевская палитра», в основном, писал маслом на холсте живописные достопримечательности Верхневолжья. На пленэрах мы не только создавали новые произведения, но и общались с художниками из разных регионов России. Очень жаль, что такой успешный творческий проект прекратил свое существование.

— А приходилось ли Вам общаться со своими коллегами, работающими в других странах?

— Да. Два раза мне посчастливилось участвовать в международных пленэрах, которые проходили в украинском городе Ковеле, а через год — в польском Легионове. В Ковель я приехал вместе с ржевским художником Юрием Кокшаровым, а в Польше был со Светланой Азаренковой, которая, как и я, является членом Союза художников России. Оба пленэра проходили по образу и подобию наших ржевских. Только количество художников было больше и уровень  — международный. Кроме украинских и польских мастеров кисти, здесь были художники из Литвы, Белоруссии, Франции и Дании. По оговоренным условиям, каждый художник должен был из написанных работ оставить две: одну — с изображением местного пейзажа, другую — на вольную тему.

— Какие направления представляли художники и в каких техниках работали?

— Среди представителей реалистической школы, кроме нас, были украинцы и белорусы. Литовцев тоже можно отнести к реалистам, но у них другое цветовосприятие. Две француженки-абстракционистки. А художница из Дании передает мироощущение через символы. Много абстракционистов и символистов у поляков. Работали в разных техниках. Так что, в подаренных художниками картинах есть и живопись, и графика, и пастель, и офорт.

— А Вы со своими учениками во время занятий выходите на пленэр?

— Обязательно. Ближайший выход на природу запланирован на 19 мая. Обычно для этюдов выбираем живописный берег Волги в районе Филипповой дачи. А в дни летних каникул дети выбирают места и темы сами. В итоге в начале нового учебного года в ДШИ мы организуем выставку «Как я провел лето».

— Александр Андреевич, как и все художники советской эпохи, Вы воспитаны на реалистической школе. Есть ли среди Ваших кумиров представители других направлений?

— Начну с того, что одним из почитаемых мною — мастер пастели, французский график, живописец и скульптор Эдгар Дега. Картины со строго выверенной ассиметричной композицией, неожиданными ракурсами фигур сближают его творчество с импрессионизмом. Нравится авангардная школа, ярким представителем которой является Наталья Гончарова, которая после проведения двух грандиозных персональных выставок (в Москве в сентябре 1913 г. и в Петербурге весной 1914 г.) покинула Россию и большую часть жизни провела во Франции, где писала пейзажи, портреты, декоративные и орнаментальные композиции, отдавая дань то реалистической приверженности натуре, то отвлеченным формам. Сегодня ее произведения можно увидеть в Русском музее. Нравятся фантастические иррациональные произведения Марка Шагала и работы основоположника кубизма Пикассо. Я приветствую художников, которые находят свой собственный прием, чтобы быть узнаваемыми.

— Скоро закончится учебный год. Где собираетесь провести летний отпуск?

— Как обычно, на своей даче в Псковской области, среди озер и лесов. Любой уголок природы так и просится на мольберт, кругом готовая композиция — садись и пиши.

— Остается пожелать Вам приятного отдыха, творческого вдохновения на создание новых произведений.

— Спасибо.

Беседовала

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *