Галина Андреевна ТИТОВА, директор некоммерческого партнёрства  «Верхневолжская ассоциация периодической печати» (ВАПП),  Почётный работник культуры и искусства Тверской области: «»Майские звезды» зажигают и это очень нужно»

— Галина Андреевна, поводом к нашему разговору послужило проведение очередного, пятнадцатого, областного фестиваля районной прессы «Майские звезды» на ржевской земле. Начнется он уже завтра, 28 мая. В Ржевский район съедутся делегации 43 районных газет, которые входят в Верхневолжскую ассоциацию периодической печати.

Что такое ВАПП, знают все газетчики региона, а вот наши читатели — вряд ли. Просветите, пожалуйста, когда именно и почему объединились «районки» в своё профессиональное сообщество, и что представляет собой ВАПП сейчас?

— В 90-е годы прошлого столетия, когда рушилась советская система, а газеты из разряда финансово обеспеченных партийных изданий переходили в разряд брошенных в бурное море перестройки утлых «бумажных корабликов», нам, редакторам районных газет, пришлось вспомнить притчу о прутиках и венике. По отдельности, без серьёзной финансовой и организационной поддержки, нас действительно могли «переломать»…

Решение объединиться в ассоциацию было единодушным, а главное, нашло (хотя и не сразу) поддержку и у представителей областной исполнительной власти, и в Российском Министерстве печати, которое стало одним из соучредителей ВАПП.

Именно благодаря этому политическому и грамотно воплощённому в жизнь шагу, область не потеряла ни одной районной газеты. Выживали, сразу скажу, трудно. Редакциям, чтобы пополнять свои скудные бюджеты, приходилось продавать книги, бытовую технику — их поставляла на реализацию дирекция ВАПП. Занимались издательской деятельностью. Выпускали, опять же через ВАПП, информационные странички по заказу областной власти.

Потом в ВАПП был разработан и принят Законодательным собранием Закон об экономической поддержке районных газет. Вместе с реализацией подобного же федерального закона это обеспечивало редакциям стабильность. Закупалась новая издательская техника, автомашины… Задумались мы и о повышении журналистского мастерства районных газетчиков. При активном участии ВАПП в Тверском Госуниверситете было открыто отделение журналистики, куда по направлению ассоциации принимались сотрудники «районок».

И конечно же, надо было поднимать творческий потенциал районной прессы. С этой целью проводились ВАППовские конкурсы, работали творческие лаборатории…

Всё это и сегодня — главные составляющие деятельности ВАПП. Плюс упор делаем на правовую и социальную защищенность районных журналистов.

— Галина Андреевна, а ведь Вы тоже журналист. Именно поэтому можете понять нашу братию как нельзя лучше. Расскажите немного о себе — откуда Вы, где начинали трудовой путь, какие события сегодня можете назвать важными в своем прошлом, чем увлекаетесь и как отдыхаете?

— Со мной всё просто. Я — исконно тверская, родом из Фировского района. После восьмилетки окончила Торжокское педучилище, два года учительствовала в Зубцовском районе. А с июня 1969 года — вот уже 45 лет — служу районной газете. Прошла всё ступеньки журналистской профессии в вышневолоцком «Ленинце», была главным редактором фировского «Коммунара». Потом — ВАПП.

Ассоциации в будущем году исполняется 25 лет. Это и мой личный юбилей, поскольку с объединением «районок» я — с самого первого дня. И последние 17 лет — директором. Это да ещё учёба на факультете журналистики МГУ и есть главные вехи моего профессионального пути.

Как отдыхаю, чем увлекаюсь? В юности главным моим увлечением был туризм: походы на байдарках по рекам области, на лыжах — по Уральским горам, ориентирование на местности. Потом — семейные походы на реки и озёра: сын увлекался рыбалкой. Сейчас очень люблю читать, люблю бывать на даче, и по-прежнему люблю семейные — с детьми, внуками — вылазки на природу, поближе к воде. Я же по гороскопу — рак…

— Районные газеты, выходящие на территории области, — очень разные. Ржевитяне привыкли к обилию местной прессы — все газеты у нас достаточно объемные, полноцветные. Но так далеко не везде. Как сегодня выглядит «средняя» районная газета?

— Средняя районная газета выглядит так, как и положено районной газете. Несмотря на то, что только треть «районок» выходит в цвете и объёмом более 12 полос, муниципальная газета — самый любимый и доступный вид СМИ для населения. И привлекает она читателей не красотой своей рекламы, пестрыми заголовками и цветными фотографиями, а близостью к людям и их проблемам. Жителям Сонково, скажем, очень интересно читать очерки Марины Энгельгард, потому что они — о знакомых, соседях, коллегах по работе. В кувшиновском «Знамени» папы и мамы, бабушки и дедушки в первую очередь ищут фамилии своих детей и внуков — участников и победителей спортивных соревнований, конкурсов художественной самодеятельности. А «Вести Максатихи», информирующие о народных инициативах по улучшению жизни и отдыха в родном районе, воспринимаются людьми «запевалами» и подвижниками общих добрых дел… Такая тесная связь, можно сказать, единение «районки» и читателей, и есть главная составляющая взаимного уважения и доверия. Не случайно в сельских районах свою газету выписывает каждый третий-пятый житель.

Ну а выглядеть современным изданием местной газете помогает организованная ВАПП совместно с областной администрацией учёба дизайнеров и верстальщиков газет. Кстати, лучшим по дизайну в прошлом году был признан чёрно-белый и очень стильный «Кимрский вестник».

— Большая часть районных газет, которые объединяет ВАПП, — официальные. Коммерческих изданий, как «РН» или «Ржевский вестник», немного. Сколько их в области?

— Делить районные газеты на официальные и коммерческие сегодня неправильно. Ни одна из «районок», входящих в ВАПП, не является официальным органом муниципальной власти. Учредители этих газет не только администрации районов, но и сами редакции, то есть, автономные некоммерческие организации (а это, на минуточку вспомним, по статистическим кодам — частные организации). В соответствии с этим, и финансирование изданий идёт за счёт двух источников — бюджетных средств и денег, заработанных АНО. В рамки бюджетного финансирования укладывается публикация материалов о работе муниципальных и областных структур. Кстати, почти в таком же примерно объёме даются официальные материалы и в четырёх наших коммерческих газетах, естественно, не безвозмездно.

Сказать, что «районки» сидят на шее у власти, значит, погрешить против истины. Большую часть средств на издание газет редакции зарабатывают сами. Даже в небольших сельских районах. Ну а выпуск трети муниципальных газет покрывается самими редакциями на 70-80 процентов.

— Какие проблемы у редакций периодических печатных изданий сегодня?

— Сегодня проблемы у «районок», как и во всей стране — где в кризис найти денег на качественное издание газет? Как организовать их доставку читателям при наличии «зверских» аппетитов Почты России? Как провести подписку на электронные версии газеты («районки» уверенно выходят в Интернет)? Как привлечь на работу в редакцию умную, талантливую молодёжь при небольших, прямо скажем, зарплатах…

— Галина Андреевна, разговоры о скором отмирании «бумажных» изданий идут уже лет десять. Теперь уже соцсети и другие интернетовские сайты выполняют функцию информирования и обсуждения… Но «бумажные» газеты по-прежнему востребованы пожилым населением, сельскими жителями, которым электронные новинки пока непонятны или недосягаемы. И в этой ситуации, я думаю, большой удар по газетам наносит не столько популярность электронных СМИ, сколько политика, как Вы сказали, «зверских аппетитов» Почты России на доставку изданий, отказ государства дотировать эту социально значимую статью. Последнее повышение стоимости доставки подписных изданий привело к падению тиражей, читателям стало слишком дорого их выписывать… Прокомментируете?

— Да, повышение цен на доставку газет привело к падению тиражей примерно на 10 процентов. Предвидя это, мы рекомендовали редакциям усилить альтернативную доставку, начинать переход на распространение электронных версий газет. Конечно, более разумной политикой и государства, и Почты России была бы политика сдерживания доставочных цен на районные газеты, поскольку это самые массовые и востребованные сегодня газеты, имеющие высокую социальную значимость. Кроме того, мы посчитали резкое повышение почтовых тарифов необоснованным и донесли свои расчёты, выводы и позицию и до Министерства связи и массовых коммуникаций, и до федеральной Антимонопольной службы. И нас, то есть ВАПП, услышали. Сейчас дело о нарушении Почтой России антимонопольного законодательства рассматривается в специальной комиссии этого весьма серьёзного ведомства. Ждём результатов…

А интернетовские блоги всё же не могут тягаться с газетой — с профессионально подготовленной информацией, выверенной, аргументированной и написанной грамотным литературным языком. Я вот блоги не читаю: очень уж «режут» глаз грамматические ошибки, стилистические неточности, а иногда и просто нецензурщина…

— Немного о фестивале. Как мы уже сказали, нынче он 15-й по счету. Понятно, что без поддержки областной власти проводить подобные мероприятия было бы сложно, если не сказать — невозможно. А откуда вообще взялась идея проводить их? Какими были фестивали прошлых лет?

— Первый наш фестиваль прошёл в 2001 году, в честь десятилетия создания ВАПП. С тех пор прошло 15 лет, но традиции и тенденции его проведения сохранились. Это — не просто смотр достижений районных газетчиков, это — возможность совместного обсуждения проблем, проведение мастер-классов специалистами высокого профессионального уровня, это встречи с интересными людьми. Это, в конце концов, проверка властей предержащих на слышимость. Слышат ли они своё население? Вникают ли в проблемы, поднимаемые районными газетами? Есть ли обратная связь между властью и народом?

Выявить это, обсудить, сделать поправки в стратегии и тактике помогают «круглые столы» и деловые брифинги фестиваля, которые ведёт, обычно, Президент нашей ассоциации Сергей Анатольевич Дудукин — первый заместитель председателя правительства области

Наш фестиваль — кочующий. Специально задумали побывать во всех муниципалитетах области, чтобы лучше знать свой регион, иметь достоверную, из первых рук, информацию о том, какие социальные процессы происходят в том или ином районе, чем он по-особому знаменит. А ещё журналистский фестиваль всегда оставляет добрый след на принимающей его территории. Это, скажем, и помощь оргтехникой Старицкому детскому Центру, и посадка ив у пеновского мемориала Ксты, и сиреневая аллея в усадьбе Домотканово…

— Ежегодно фестиваль подводит итоги творческого конкурса районных журналистов и редакций по различным номинациям. Нынче он проходил под девизом «Мы этой памяти верны» в честь 70-летия Великой Победы. Конкурсные материалы были яркими? Что запомнилось?

— На фестивальный конкурс было подано свыше ста работ — это хороший показатель творческой активности районных журналистов. И тема была благодатная: сегодняшняя политика восстановления забытых ценностей, духовности народа, исторической памяти находит живой отклик у журналистов и их читателей. Все яркие работы, все интересные находки и темы, все достойные газетные акции и проекты были замечены и отмечены очень профессиональным жюри. Но это пока информация, скажем так, закрытая. Иначе не будет в работе фестиваля элемента открытия и новизны…

 — Мы обязательно расскажем о том, как проходили «Майские звезды» на страницах газеты, на сайте «РН» и в соцсетях — это уже запланировано. Но все же, как один из организаторов, приоткройте тайну, что, помимо интересного общения, ждет редакторов и журналистов, участников фестиваля, в нынешнем году?

— Их ждут замечательно интересные и полезные мастер-классы, знакомство с героической ржевской землёй, ждут достойные награды за высокий профессионализм, встречи с друзьями, единомышленниками, гостями фестиваля. Ну а жителей ржевского поселка Победа ждёт достойный и очень символичный в юбилейный год Победы подарок от районных газетчиков…

— Спасибо Вам за интересное интервью. Увидимся на фестивале!

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *