На одном дыхании

«В Ржеве художника такого уровня еще не было», — утверждают местные мастера кисти. Ее работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Ярославском художественном музее, в частных коллекциях России, Германии, США, Японии. Теперь и у ржевитян есть уникальная возможность заглянуть в яркий и самобытный мир народного художника России Марии Красильниковой.

26 июня в Выставочном зале открылась выставка живописных работ московской художницы. 33 произведения станковой живописи: портреты, деревенские пейзажи, а также сюжетные картины философской направленности, написанные маслом на холсте и оргалите.

По образованию и основной профессии Мария Владиленовна — художник-монументалист, владеющий едва ли не всеми видами и техниками этого вида искусства. Она унаследовала талант известной столичной художественной династии и сама немало преумножила славу фамилии. В 1979 году окончила МВХПУ, отделение монументальной живописи. Работала над множеством проектов в Москве и других городах России. В Доме музыки в Москве ею выполнен фонтан, похожий на светящийся шар, в фойе малого зала установлена инсталляция «Букеты», выполненная в технике флорентийской мозаики.

7_1В России и за рубежом хорошо известны монументальные работы Марии Красильниковой и ее супруга Игоря Пчельникова: фонтан на Рижском вокзале в Москве, интерьер посольства нашей страны в Париже, декоративная композиция культурного центра имена Мейерхольда и другие. Живопись сопровождала Марию Владиленовну на всем творческом пути, а теперь захватила всецело, поскольку, по ее словам, «станковые работы позволяют ставить задачи намного сложнее, чем монументальные».

Работы Красильниковой впечатляют свежестью взгляда, непринужденностью исполнения. Даже в малом формате ее видение остается крупным и целым, в больших же работах художница пишет лишь самое существенное, смело фрагментируя изображение. Лаконизм несет остроту и многозначность содержания. В Ржеве представлены работы, где в полном объеме раскрывается внутренний мир Марии Красильниковой, человека неравнодушного, вдумчиво воспринимающего и анализирующего действительность. Здесь серия картин, написанных в деревне Матюшино Тульской области, в которых рассказывается о жизни простых людей, наполненной каждодневными заботами.

7_2По мнению Марии Красильниковой, для того, чтобы тонко ощущать гармонию бытия, необходимо покинуть душную столицу и уединиться в деревенской глуши. В деревне ведь неважно, народный ты художник или Марья Петровна. Важно, насколько ты добросовестный, честный, отзывчивый…

Мария Владиленовна живет с мужем в деревне, поэтому ей знакомы обычные сельские хлопоты, о которых, например, рассказано в картине «Февраль». Многим она может показаться излишне суровой в силу ассоциации с самым холодным месяцем в году. Но здесь ничего ужасного нет: обычные деревенские заботы — сходить в лес, дров наколоть. Для сельского жителя это привычное дело.

Художнице достаточно одной детали, одного предмета, одного жеста, чтобы выразить на полотне самую сущность происходящего. Вот «Кормящая кур баба Таня», босая, в темном платье с передником. Простая деревенская женщина, видавшая на своем веку немало — вглядитесь в ее лицо в морщинках, задумчивое, полное забот и печалей. Но главный акцент художник делает на ее руки. Сильные, мощные, крепкие, в которых она держит миску с зерном для кур. Руки, не боящиеся никакой черной работы. Руки простой крестьянки, без которой, как сказал русский писатель, «не стоит ни город, ни село наше».

Картина «Сенокос» дышит ароматом полевых цветов, июльским зноем. В центре — крупная фигура босого крестьянина, на спине которого свежескошенная трава. Предельно просто и лаконично говорит художница о горячей поре в деревне и в картине «Июнь. Трава». Мы видим лишь очертания фигур мужчины и женщины с граблями. Но за этой недосказанностью улавливается некий подтекст, что-то не названное, но ощущаемое — и людские отношения, и быстротечность жизни, и неповторимость момента, и тяжелый крестьянский труд, без прикрас.

7_3Во многих живописных произведениях Мария Красильникова ограничивает себя в изображении предметов, «отсекая лишнее». Натюрморт с рюмкой («За упокой»), накрытой куском хлеба, говорит о похоронах так пронзительно и полно, что другие подробности были бы действительно ненужными.

В картине «Брак в Кане Галилейской» изумление чудом передано очень коротко — кто-то невидимый наливает в чашу воду, превращаемую в вино, кто-то всплескивает руками, в бессилии молвить слово.

Интересны и необычны пейзажи Марии Красильниковой, точнее, фрагменты, выхватывающие наиболее значительное: упавшие на землю яблоки, красный угол избы, части интерьера, выводящие взгляд через окно в осень или лето. Впечатляет «Последний букет», стоящий под иконкой, прощальный подарок золотой осени. Он занимает центральную часть большого полотна. А за распахнутым окном — «унылая пора, очей очарованье…». Запах поздней осени ощущается и в картине «Один букет и три яблока». Ветер сдувает последние листочки с деревьев, уцелело лишь одно яблоко на ветке. А два других, ароматных, спелых, красных, красуются рядом с большим букетом полевых цветов.

7_5А вот зима. «Времена года. Рождество». Здесь нет такого буйства красок, как в осенних пейзажах. Кому-то может показаться, что картина очень грустная, но, если всмотреться внимательнее, почувствуешь, как от нее исходит спокойствие и умиротворение. В красном углу избы — лампадка у иконы. За окном — тихая зимняя ночь, а в небе горит Рождественская звезда, освещая своим светом мир…

Или другая работа про деревню: сочная трава, белый пушистый кот, сидящий возле ноги хозяина. В верхней части — стол, накрытый белоснежной скатертью, ваза с фруктами, кувшин с вином, тарелки с аппетитным борщом и женская рука с бокалом, а все вместе — жизнь, обычная, незамысловатая деревенская жизнь с ее маленькими радостями, которая складывается в единое целое из таких фрагментов.

Живопись Марии Красильниковой — это верность традициям русской реалистической школы. Деревенские пейзажи, портреты, цветы, хранящие всю непосредственность общения с натурой и живое впечатление. Это реализм, а точнее, реальность — ощущение мира, чувства боли, скорби, трагедии и радостей жизни — реальность существования и самого художника, и его времени, воплощенная в произведениях высокого профессионального качества, которое возможно «добыть» лишь огромным многолетним трудом и талантом художника.

7_6Для живописца важно, чтобы кисть поспевала за мыслью, важно сохранить ритм дыхания. О работах Марии Красильниковой можно сказать, что они сделаны именно на одном дыхании.

В живописи Марии Красильниковой нет никакой политики, но в каждой работе звучит наше время — трудное, тревожное, каким, кажется, не было никогда, с потерей всех ориентиров, с непонятным будущим. Куда идти? На что опираться, кто поможет? Ответ, не для всех очевидный, не для всех приемлемый: Бог. Христос-Спаситель.

Нельзя пройти мимо композиций на тему библейских и евангельских мотивов, которые органично переплетаются с событиями наших дней, побуждая зрителя к размышлениям о природе человека и, прежде всего, о себе.

Это «Ангел и Тобий», «Марфа и Мария», «Изгнание бесов» и «Награда», повествующая о мученической кончине святого Иоанна Крестителя.

«В темах современных Мария Красильникова прозревает вечное, повторяемое в каждом поколении людей, в какой бы эпохе они ни жили, — утверждает искусствовед Татьяна Нечаева. — В ее работах рождаются и умирают, приходит зима, за нею весна, осенью собирают урожай. Кажется, все уже было, но не перестает удивлять, волновать и всякий раз открываться заново…».

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *