Александр Вадимович ГРАНОВСКИЙ, исполнительный директор НПЦ «Авиационное Литье»:  «Авиалит» — первый реальный опыт инновационного индустриального парка в Ржеве

— Александр Вадимович, ООО НПЦ «АвиаЛит» работает в Ржеве уже почти два года, но знает об этом производстве достаточно ограниченное количество ржевитян. Давайте дополним информацию.

— «АвиаЛит» — литейно-механическое предприятие по производству высококачественных фасонных отливок из магниевых (а в перспективе — алюминиевых и титановых) сплавов для нужд оборонного комплекса Российской Федерации.

— Размещается это производство в одном из корпусов ОАО «Электромеханика». А помимо территориальности, что связывает «АвиаЛит» и «Электромеханику»?

— Зарождение и развитие этого производства в Ржеве — прямой практический отклик на поставленную государством задачу по созданию научно-производственных, индустриальных парков. То есть, обеспеченных инфраструктурой территорий, на которых могли бы развиваться любые, по сути, производства. «Электромеханика» еще в 2012 году выразила намерение развивать это направление, создав решением Совета директоров технопарк «Популярная Электромеханика». «АвиаЛит» стал первой опытной площадкой, и успех его, кстати, послужил одним из факторов, подтолкнувших к более масштабному продолжению этого опыта.

— Вы имеете в виду подписанный в последних числах мая, на второй день научно-практической конференции на «Электромеханике», протокол о намерениях сотрудничества по созданию индустриального парка, специально для чего в Ржев прилетали руководители департаментов Минпромторга Российской Федерации? Уже приходилось слышать мнения обывателей, что это ничего не значащий и ничего не обещающий документ…

— Наше производство, повторю, и есть реальный пример начала деятельности. Для скептиков уточняю: в этом случае сначала появилось воплощение проекта, а потом был сформулирован и подписан документ.

— Раз уж мы стали говорить о скептиках и мнениях, вот Вам еще вопрос: насколько вредным является производство деталей из магния? В городе чего только об этом не говорят!

— Давайте будем отвечать последовательно на два вопроса: насколько вредным является производство для тех, кто на нем работает, и наносит ли вред окружающей среде.

Первый, о сотрудниках. У нас есть «горячий цех», где происходит собст-венно плавка. Там, как и в каждом подобном производстве, повышенная температура и влажность, ощущается специфический запах. Но класс вредности 3.2. всегда присутствовал на всех предприятиях, которые имели гальванические цеха, этот же показатель имеют любые сварщики, наждачники… В настоящее время этот класс 3.2. имеют и литейщики «АвиаЛита». Все остальные специальности безвредны, и это официально подтверждено документами.

Все сотрудники в обязательном порядке проходят обучение и аттестацию, в том числе и по технике безопасности на рабочем месте и охране труда.

Что касается охраны окружающей среды, то мы прошли все необходимые и дополнительные проверки, в ходе которых были оценены наши проекты по охране окружающей среды, взяты все замеры для оценки предельно допустимых вредностей. Пробы брали специально при максимально возможной и допустимой нагрузке производства. Это было сделано по инициативе руководства ещё до запуска производства, чтобы уже точно быть уверенными в достоверности результатов при любой загруженности предприятия. После проведенных проверок был сделан вывод, который можно проиллюстрировать одним фактом: санитарно-защитная зона «Электромеханики» с введением нашего производства расширена не была. Вредных выбросов в атмосферу, как показали анализы, нет. Мы проводили замеры по «розе ветров», стараясь оценить все риски. Есть определенный запах, но, извините, от повара тоже котлетами пахнет, и никто не говорит, что это вредно. Все наши отходы — 4-5 класса, а вот люминесцентные лампы, используемые в том числе и в школах, к примеру, намного вреднее.

При производстве отливок из магния выделяется какое-то количест-во оксида магния. Но магний присутствует в организме каждого человека, и исходя из медицинской точки зрения, он не вреден, а даже полезен. Если эта тема так волнует ржевитян, могу порекомендовать ознакомиться с материалами по оценке условий труда, вывешенными на нашем сайте.

— Когда я впервые была в корпусе, где размещается ваше производство, год назад, была освоена только малая часть площадей. Она разительно отличалась от остальных помещений — оборудование, косметический ремонт, современные системы вентиляции и кондиционирования… Сегодня увидела, что за год корпус преобразился практически полностью, производственные площади значительно расширены.

— Уже год назад нам было чем гордиться, поскольку система вентиляции, которую мы сделали по специальному проекту, с учетом всех факторов, удовлетворяет всем международным стандартам. Это приточно-вытяжная система, когда приток свежего воздуха обеспечивается одновременно с откачиванием отработанного. Ежемесячно к нам по договору приезжают специалисты для замены угольных фильтров — это стоит приличных денег, но руководство солидарно в том, что такие траты необходимы, потому что обеспечить соответствие условий труда всем нормативам считает первоочередным. К сегодняшнему дню расширены не только производственные площади. У нас оборудована химлаборатория (недавно купили и установили в ней даже газоанализатор), рентгенлаборатория (в этом помещении усилили стены, чтобы никакое излучение не проникало вовне), полностью отремонтированы душевые, туалеты и раздевалки для персонала.

— Плюс оборудование… Нево-оруженным глазом видны очень солидные вложения в производство. Сколько — не секрет?

— Около 200 миллионов рублей, и порядка 150-ти планируем вложить в ближайшие месяцы.

— Ничего себе… Сроки окупаемости?

— Со следующего года вложения начнут, думаю, окупаться.

— Качество ремонта я оценила своими глазами. Впечатляет, как и масштаб. А зачем на предприятии рентген?

— Рентгенотелевизионная установка (ее трубка по мощности подобна той, которая применяется в медицине, но гораздо слабее томографа) нужна для оценки качества готовой продукции. Выпускаемые изделия мы проверяем также на химсостав и механические свойства — поскольку заказчиком является Министерство обороны, требования к качеству очень высоки. Сейчас, к примеру, мы делаем отливки для ракеты системы С-300. Предваряя Ваш вопрос об излучении, скажу: толщину стен помещения мы тоже просчитывали специально, заказав спецпроект в институте, и делали бетонную камеру для установки в полном соответствии с этими параметрами. Точно так же был изготовлен противопожарный проект. Сигнализация срабатывает при малейшем задымлении, поскольку под потолком проходят лазерные лучи, и как только один из них не дойдет до приемника, сигнал поступит на пульт охраны. Специально для нашего производства были спроектированы и изготовлены специальные огнетушители — магний, в случае возгорания, нельзя тушить обычной пеной, только эмульсией или сухим способом. Магний очень горюч, именно по этой причине у нас на производстве категорически нельзя курить. Для курильщиков оборудовано герметичное помещение с кондиционером. Кроме этого, действует строгая дисциплина, одна из составляющих которой — сухой закон.

— Александр Вадимович, расскажите в двух словах о цехах «АвиаЛита» и, собственно, о процессе производства отливок из магния.

— Магниевое производство начинается с формования песчаных стерж-ней — это формовочное производство, где применяется и ручной, и механизированный труд. Стараемся как можно большее предпочтение отдавать второму. Все оборудование, применяемое на производстве (смесители, виброплиты и подобное), — современное, нового образца. Созданные песчаные формы передаются в литейный цех, где идет собственно плавка металла (заливают магниевый сплав в кокиль). А далее заготовки из магниевого сплава передают для окончательной доработки путем обрезки и зачистки в механическое производство. Последний этап — конт-роль. Вот, собственно, и все.

— На сегодняший день какова штатная численность предприятия в Ржеве?

— Более 60 человек — это новые рабочие места, которые появились в Ржеве с открытием «АвиаЛита». Большая часть из них — ржевитяне, налоги платятся в местный бюджет. Технических специалистов на наше производство найти непросто, поэтому пришлось «переманивать» с других предприятий и из Москвы — там у нас давно есть подобный экспериментальный участок, здесь же — основное производство. Что касается рабочих, набирали и готовили их уже здесь, специально обучили и аттестовали. Вообще, профподготовка и аттестации идут постоянно. Люди ездят на стажировки, консультации.

— А вакансии есть?

— На сегодняшний день нет. А желающих прийти к нам достаточно. В ближайшем будущем планируем расширение производства, штат будет увеличен до 120 человек, тогда будем проводить набор на конкурсной основе, размещая объявление в СМИ. В «Ржевских новостях», например. Сразу скажу: требования жесткие. Но и зарплата неплохая.

— А какие вузы готовят специалистов для подобных производств? Сейчас как раз закончились выпускные экзамены, возможно, кто-то захочет получить профессию и работать на таком предприятии в родном городе.

— Около года у нас работает технологом Ирина Соловьева — она пришла к нам сразу после окончания Национального минерально-сырьевого университета и сегодня с успехом трудится. У нас очень тесные связи с НИТУ «МИСиС» и МАТИ, которые занимаются проектированием литейных процессов и осуществляют научную и технологическую поддержку производств. Благодаря этому, у нас есть возможность обеспечить гарантированное поступление, обучить бесплатно (даже с предоставлением общежития бесплатно) 15-20 желающих выпускников. Есть договоренность об этом с заведующими кафедрами названных вузов. Обычное условие — вернуться в Ржев и отработать лет пять на предприятии.

— Заманчивое предложение.

— Да, и действует оно уже второй год. В прошлом году, правда, желающих оказалось мало.

— Странно. Неужели у всех ржевских студентов такие богатые родители, которые могут оплатить обучение и проживание в столичном вузе? Возможно, просто об имеющейся возможности не все знали.

— Мне бы хотелось на это надеяться. Посмотрим на итоги этого года и оценим желание абитуриентов поступить в технический вуз.

— Спасибо Вам за содержательный разговор. Очень надеюсь, ржевитянам будет интересно узнать больше о «Научно-производственном центре «Авиационное Литьё». Тем более, с учетом его растущих перспектив.

Беседовала Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Один отклик на Александр Вадимович ГРАНОВСКИЙ, исполнительный директор НПЦ «Авиационное Литье»:  «Авиалит» — первый реальный опыт инновационного индустриального парка в Ржеве

  1. Салават:

    В журнале «Электромеханик» №8 март 2016г. в статье НПЦ»АвиаЛит»: центр компетенции написанно о создании литейного цеха по получению спецсплавов а также о проведенииежегодных научно-технических конференциях. Как можно посетить, что для этого нужно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *