На свободу с чистой совестью

Наши сюжеты из зала суда, как правило, заканчиваются тем, что оглашается обвинительный приговор. Конвой захлопывает на запястьях осуждённого наручники, и автозак увозит человека в следственный изолятор, а потом этапом отправляют в колонию. Кого — на малый срок, кого — на долгие годы в неволю.
Жизнь на этом не кончается, и однажды, рано или поздно, наступает для осужденного долгожданный миг свободы. Распахивая двери колонии, периметр которой обнесён лагерным забором с колючей проволокой поверху, бывший заключённый выходит на волю, будто окунаясь в новый для него мир. Ведь сколько событий и разных преобразований произошло в жизни страны и общества, пока он сидел на зоне, подчиняясь неукоснительному внутреннему распорядку учреждения!
Он вышел на свободу, но исправился ли? Осмыслил ли своё негативное прошлое и неразумное поведение? Это уже те вопросы, на которые, кроме самого бывшего «зека», никто не ответит. А ему самому некогда, потому что впереди, вот она — свобода.
Но свобода тоже бывает разной. Бывает горькой, от которой не ждёшь ничего хорошего, потому что, например, начинаешь понимать: человек из зоны чаще всего не нужен никому. Сейчас и законопослушным гражданам приходится порой несладко, а бывшим осуждённым и подавно. Вот они и берутся за старое: начинают воровать и совершать иные противоправные действия. В результате — рецидив преступлений, новый срок.
В своё время довелось беседовать с неким ржевитянином Сергеем, мужчиной за сорок, освободившимся из колонии строгого режима.
В колонии Сергей оказался из-за антиобщественного поведения. Пил. Подворовывал. А потом ограбил человека. Вот и попал за это в места не столь отдалённые. Но своё наказание отбыл. Освободился. Приехал домой и понял, что свобода, оказывается, вовсе не такая сладкая, как представлялась в мечтаниях на лагерной шконке. В мечтах всё красиво. Но без денег мечты, как сон. Когда Сергей приехал домой, дома и семьи как таковых уже не было.
— А ты бы ещё и дальше сидел, — усмехнулась бывшая супруга, из-за спины которой выглядывал её новый муж. В комнате Сергея она поселила семью своей сестры, а ему, будто в насмешку, предложила жить где угодно, хоть в собачьей конуре.
— А будешь скандалить, мешать нам жить, враз отправлю на нары, — резко сказала бывшая и захлопнула перед носом калитку.
Сергей, хоть всё в нём и клокотало от негодования, тогда сдержался. Тронул бы супружницу — точно бы снова отправился по проторённой дорожке. Кто поверит словам бывшего зека, да и свидетели с её стороны нашлись бы обязательно. Надо сказать, что в советские времена человек, приговорённый к лишению свободы, автоматически терял прописку по прежнему месту жительства. И по возвращении не имел ни кола, ни двора.
Сейчас времена иные и другие законы. Более гуманные. Теперь, даже оказавшись «в местах не столь отдалённых», никто не теряет права на жилплощадь. Будь то дом, барак или квартира. А жилищный вопрос для любого человека — основной. Нет жилья и работы — иди воруй, скитайся по чужим сараям, подъездам и чердакам, пока не сгинешь в неизвестности.
Про хорошую работу и говорить нечего. Судимых оформлять не спешат. Да и вообще, смотрят на человека с судимостью, как на инфекцию, от которой может заразиться весь коллектив. Судимых в нашем обществе много. Лагеря и тюрьмы не пустеют, новые уголовные дела множатся, как грибы в лесу.
Помнится, посоветовал тогда Сергею обратиться за помощью к участковому. Чтобы тот, как представитель власти, образумил бывшую супругу и разъяснил законные права мужа на квадратные метры. Да будет ли толк от подобного проживания, когда человек пришёлся не ко двору?
Как сложилась дальнейшая судьба Сергея, не знаю. Больше никогда его не видел и не слышал о нём.
В первую очередь, в таких случаях всё зависит от самого человека. От его воли и характера. Потому что одной «чистой совести» мало, важно, хотя бы на первом этапе становления, чувствовать и иметь за спиной чью-то поддержку и помощь. Ведь не всякий, даже крепкий и уравновешенный гражданин, способен бороться с превратностями судьбы. Особенно, когда люди, к которым ты стремишься, отталкивают тебя. Вот почему прежде, чем сесть на скамью подсудимых, а потом отправиться на годы в неволю, следует сначала подумать о том, какая свобода вас может ожидать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *