Екатерина Белоусова, начинающий писатель-фантаст: «Самое большое счастье когда рядом любимый человек и есть любимое дело»

— Катя, мы с Вами знакомы несколько лет, и всякий раз, встречая в городе Вас, молодую женщину за рулём не женского автомобиля, не перестаю удивляться, вспоминая, что Вы с семьёй переехали из мегаполиса, где большие возможности, в небольшую деревню.

— В Ржевский район мы с семьёй переехали в 2009 году. До этого жили в Москве и области на съёмных квартирах. А здесь купили свой дом. «Ниву» тоже пришлось приобрести для наших деревенских дорог. Она не раз вывозила нас и по грязи, и по снегу.

— Почему выбрали именно Ржевский район?

— Нам очень понравилось место: вокруг поля, лес, рядом Волга. Да и Ржев недалеко. Если есть дети, далеко от цивилизации не заберёшься. Честно, я всегда мечтала жить в деревне. После города особенно ценишь чистый воздух, близость природы и тишину.

— А откуда Вы родом?

— Родилась и выросла в посёлке Менделеево Солнечногорского района Московской области. В 2004 году окончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова. Жила в Москве, работала по специальности, юристом.

— Жизнь в деревне предполагает заботу о земле, разведение хозяйства…

— Пока у нас только огород, теплица, плодовые деревья и ягодные кустарники. Из живности — кот. Но в планах стоит завести как минимум кур.

— Это замечательно, что дети растут на природе. Но когда начинается учебный год, Вы каждый день, всю неделю сами возите их в город на дополнительные занятия.

— И мы с мужем, и наши дети очень довольны, что живем в сельской местности. Школу для детей мы выбрали тоже сельскую, в Победе. Осенью дочь пойдёт в четвёртый класс, а сын в этом году станет первоклассником. В городе старший ребёнок посещает музыкальную школу по классу скрипки, а младший ходит в художественную школу, и оба занимаются самбо. Стараемся дать им разносторонние знания, ведь в детском возрасте учиться легче, чем будучи взрослым.

— Август — грибная пора. В лес ходите?

— А как же. Увлекаемся сбором грибов. Можно сказать — это наше общесемейное хобби. Грибной лес у нас в двух шагах от дома.

— Знаю, что всей семьёй участвуете в ежегодном слете «Ява клуба», который проходит близ деревни Митьково.

— Да. В этом году состоялся пятый по счёту «Ржевский рубеж» — слёт любителей чешской мототехники «Ява». Мой муж — один из организаторов виртуального «Ява-клуба», а мы с детьми просто не можем пропустить приезд мотоциклистов, многие из которых стали хорошими друзьями семьи.

— Ещё одно Ваше увлечение — книги.

— Это самое большое увлечение. Я рано научилась читать и всё свободное время проводила за чтением. Выдумывать свои сюжеты тоже начала давно, сейчас уже и не вспомню, когда именно. Но вот записывать истории стала недавно — всего два года назад.

— Что послужило толчком?

— Муж часто говорил, что истории, которые я придумываю, было бы интересно прочитать. Я попробовала записать несколько рассказов, дала почитать знакомым, они меня поддержали. Когда знаешь, что твои истории ждут, хочется и дальше творить.

Сюжеты первых рассказов («Девочка с седой косой» и «Заново») — о доле мистики в повседневности. Они возникли одновременно. Уже и не помню, какой из них я записала первым.

— Почему мистика?

— Мистика в художественных произведениях позволяет шире взглянуть на некоторые «необъяснимые» явления.

— Верите в сверхъестественное?

— Загадки и тайны всегда вызывают интерес. А в чудо в жизни каждого человека — верю.

— Работая над такими рассказами как «Мать сыра земля», «Возвращение», наверняка приходилось обращаться за помощью к научной литературе?

— Зачастую, особенно работая над произведением в жанре научной фантастики, приходится прибегать к помощи специализированной литературы. Всегда радуюсь таким возможностям пополнить багаж знаний.

— У Ваших героев прототипы есть?

— У некоторых — да. Более того, часть произведений написана по реальным событиям.

— Реальные люди — прототипы Ваши рассказы читали?

— Да, а кое-кто даже просил сделать его героем нового рассказа.

— На страницах какого издания Ваши произведения печатались впервые?

— Оба первых рассказа в газете «Ржевская правда» в 2013 году. Сейчас у вас, в «Ржевских новостях». Рассказ «Калейдоскоп» опубликован в белорусском литературно-художественном журнале фантастики «Космопорт». Рассказ «Возвращение» вошёл в состав Литературного приложения к ежемесячному журналу «Мир фантастики». Некоторые приняты к публикации в журналы «Уральский следопыт» и «Веси», но пока не вышли на бумаге. Всего написано 25 произведений.

— Среди них есть рассказы о любви?

— Эта тема в той или иной степени затронута во многих моих рассказах.

— Приятно видеть свои произведения в известных изданиях. Катя, какой из рассказов Вам ближе?

— Все по-своему дороги. Каждый передуман-пережит, в каждом есть то, что я хочу донести до читателя. Конечно, по качеству исполнения мне больше нравятся более поздние рассказы.

— Откуда берёте сюжеты?

— Они приходят по-разному.

— Во сне?

— Что-то во сне, что-то отрывками, как идеи-видения, что-то целым сюжетом. Иногда рассказ начинается с героя, иногда — с отдельной фразы. Большой рассказ может возникнуть в голове за минуту. А иной маленький выстраивается несколько дней. Мне нравится обдумывать идеи, варианты развития событий. И нравится ставить точку в конце рассказа. Признаюсь, непосредственно писать, облекать идеи в слова так, чтобы другим было интересно читать, — для меня этот труд далеко не самая любимая часть творческого процесса.

— Есть места, где чаще посещает муза?

— Идеи хорошо приходят в лесу. Или в дороге, когда я за рулём. А пишется приятнее и спокойнее в тишине.

— Вы пишете в основном фантастические произведения…

— Точнее, разножанровую фантастику: научную, социальную, городское фэнтези, магический реализм, хоррор. Жанр определяет сюжет.

— Хоррор — жанр, призванный напугать, создать атмосферу мучительного ожидания чего-либо ужасного.

— Художественные приёмы пугающих произведений зачастую помогают вызвать большее сопереживание герою. Кстати, во всех культурах есть страшные сказки. Они помогают взглянуть в глаза страху и преодолеть его. Произведения в жанре «хоррора» тоже «закаливают» читателя страхом.

— Фантастика — веяние запада…

— На самом деле, фантастика выросла из народного фольклора, из сказок. Поэтому определить родину фантастики не удастся.

— Согласны с тем, что основа фантастики не обязательно точные науки?

— Основой фантастики является фантастическое допущение, предположение чего-либо, чего нет (или пока нет) в реальности. Такое допущение может быть связано с наукой, а может создать целый вымышленный мир. Можно описывать, рассуждать, выстраивать сюжеты на переживаниях человека, его внутренней вселенной, взаимоотношениях с другими людьми. Это интереснейшие моменты.

— Какой из жанров, по-Вашему, самый перспективный?

— Не возьмусь судить. Сейчас больше фэнтези, чем научной фантастики. Думаю, когда это приестся, «править бал» будет фантастика научная, космическая, социальная.

— Катя, у Вас есть свой сайт, где бы можно было прочитать Ваши рассказы?

— Пока нет. Есть блог в живом журнале, в нём я выкладываю некоторые рассказы.

Отзывы, полученные на свои произведения, получаю, иногда это заставляет по-новому увидеть свой рассказ, своих героев.

— Наверняка, что-то пишите и сейчас?

— Работаю над рассказом о ближайшем будущем арктического региона.

— Это будет фантастика?

— Любое произведение о будущем — фантастика, ведь речь пойдёт о событиях, которые ещё не произошли.

— Бывало ли такое, что хотелось переписать, то, что уже написано: отдельный эпизод, например?

— Да, порой переписать некоторые моменты хотелось, но скорее стилистически, чем сюжетно.

— Опыт работы юриста используете в сюжетах?

— Наверное, все авторы используют любой доступный опыт. Ведь чем шире мы смотрим на мир, тем больше видим.

— Кто из авторов Вам близок, чьи произведения читаете?

— Самый любимый на все времена — Николай Гоголь, родоначальник магического реализма. Из современных российских фантастов — Сергей Лукьяненко, особенно его ранние произведения, Евгений Лукин, Мария Семёнова, из зарубежных авторов — Рэй Брэдбери, Хайнлайн, Стивен Кинг.

— Читала о том, что Рэй Брэдбери с детства считал себя правнуком колдуньи. В семье бытовала легенда, будто его пра-прабабка была сожжена на Сейлемском процессе над ведьмами в 1692 году. Возможно, поэтому в его рассказах нечистая сила — добрая.

— Кто знает. Безусловно, личность автора, его мысли накладывают отпечаток на его творчество.

— Романы многих этих мастеров фантастики, триллеров экранизированы. «Ловец снов», «Мизери», «451 градус по Фаренгейту», «Ночной дозор» — что скажете уже о фильмах?

— Кино — искусство с совершенно другими выразительными средствами. Иногда более образное, яркое. Но вот мысли персонажа в фильме передать трудно. В книге же мы думаем и чувствуем вместе с героем.

— По-моему, и Ваши произведения достойны стать сценариями фантастических детективов. Предложения не поступали? В литературных конкурсах участвуете?

— Спасибо, мне очень лестно это слышать. Некоторые читатели тоже говорили, что у того или иного произведения есть потенциал для экранизации. Но предложений пока не поступало, да и сама я специально не изыскивала таких возможностей. Всему своё время, я думаю.

— Катя, как Вы считаете, электронная книга, компьютер, смартфон рано или поздно всё же вытяснят печатные издания?

— Всё к этому идёт, и обусловлено скоростью нашей жизни и удобством использования гаджетов. Но некоторые, самые любимые книги, приятно перечитывать в бумаге.

— Как относитесь к аудиокнигам?

— Зависит от конкретного исполнения, от голоса и выразительности, от того, как расставлены акценты при чтении вслух.

— Катя, стихи пишете?

— Иногда пишу, но читаю только самым близким. Они о личном, не для широкого круга читателей. В отличие от прозы, стихи у меня «пишутся сами», без особых усилий.

— А сказки, рассказы для детей?

— У меня есть повесть для подростков. Для дошкольников и младших школьников, увы, не пишу. Но не зарекаюсь, быть может, однажды что-то выйдет. Своим детям иногда придумывала и рассказывала истории, так что опыт сочинения для маленьких есть.

— Сын или дочь талант в сочинительстве проявляют?

— Придумывают оба, но записывает только младший. Кстати, тоже фантастичные истории.

— Какая у Вас — пишущего человека — цель?

— Как и у любого автора, цели множатся и развиваются. Но озвучивать их пока не буду.

— Хорошо. А о чем Вы мечтаете?

— О том, чтобы человек человеку вновь стал другом, товарищем и братом. Чтобы каждый из нас гордился своей страной, получал удовольствие от своего труда, был доволен жизнью.

— Самое большое счастье для человека?

— Найти любимого, с которым хочешь прожить всю жизнь, и найти дело, которому готов себя посвятить.

— Катя, спасибо за приятную беседу. Благополучия в семье, легкого Вам пера, новых идей и вдохновения.

— Спасибо. Читайте книги, анализируйте прочитанное, верьте в добро, в себя и свои силы.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *