Виктор Федорович Картошкин, главный врач стоматологической поликлиники г. Ржева: «Главное качество врача — человечность»

— Виктор Федорович, 10 сентября Вы отметили свой 60-летний юбилей. От души поздравляем Вас со столь знаменательной датой. Здоровья, счастья, благополучия, долгих лет жизни Вам и Вашим близким!

— Спасибо!

— Сегодня есть повод поговорить не только о Вашем жизненном пути, но и о медицине, поскольку вся Ваша трудовая деятельность связана со стоматологической поликлиникой Ржева.

— Да. В должности главврача я 32 года. А общий трудовой стаж — 37 лет.

— Стать врачом хотели с детства, в роду были медики?

— Нет. Родился я в Ржеве в простой рабочей семье. Нас, детей, было трое. Я — за старшего. Успевал не только учиться в школе, но и спортом занимался, и за младшими приглядывал. Почему выбрал медицину? В четвертой школе, где я учился, был очень хороший, дружный класс. И мои одноклассники — Александр Аронов (сейчас главный врач скорой помощи в Твери) и Вениамин Богомолов (главврач Глебовской участковой больницы) уговорили вместе с ними поступать в медицинский. По окончании школы, в 1973 году, мы успешно сдали экзамены в Калининский государственный мединститут: я пошел на стоматологический, они — на лечебный факультет.

— А была ли тогда альтернатива медицине?

— Да. Я уже сказал, что серьезно занимался спортом, имел разряд по спортивной гимнастике и мечтал о физкультурном институте. Но судьба распорядилась иначе, о чем я нисколько не сожалею. Я врач хирург-стоматолог. профессию свою люблю и по праву горжусь ею.

— А помните, как все начиналось?

— Конечно. По распределению, в 1978 году, попал в деревню, под Кострому, где стоматологов не видели лет двадцать. Приехал в костюме и модных ботинках, а там — грязь непролазная. Первым делом купил резиновые сапоги. Меня поселили в комнатке при участковой больнице, а рядом, через дорогу, была поликлиника. И так с восьми утра до восьми вечера без устали работал. Надо сказать, что приехал не беспомощным юнцом, опыт работы у меня уже был, поскольку, еще учась в институте, посещал научное общество по хирургии, где принимал и лечил больных и даже делал операции. К слову сказать, сейчас студентам, даже выпускникам(!), не дают к больным подходить.

— А как же их учат?

— Не знаю. Только тогда, когда практику проходят, знакомятся с настоящей работой стоматолога.

— Пациентов у Вас, наверное, было много.

— Очень много. Приезжали люди за сто верст. Я и лечил, и оперировал. Но вскоре мне пришлось уехать — тяжело заболела мама. И я вернулся в Ржев, где был принят на работу в Ржевскую ЦРБ. Мне предложили пройти интернатуру по специальности «хирургическая стоматология», что я и сделал. Работал в стационаре, делал операции. А затем, в 1983 году, был назначен главным врачом стоматологической поликлиники  Ржева.

— За тридцать с лишним лет, наверное, произошли существенные перемены? Что было в поликлинике тогда и как обстоят дела сегодня?

— К сожалению, перемены не в лучшую сторону. Тридцать лет назад мы жили в другом государстве. Ко всему, хорошо помогала местная власть и в проведении ремонта, и в приобретении нового оборудования. Добрым словом вспоминаю Александра Васильевича Харченко, который за 18 лет, что был на посту главы города, купил несколько бормашин для поликлиники. Нынешнее руководство, сколько я ни обращался за помощью, «добру и злу внимает равнодушно», — процитирую классика. Абсолютное бездействие и каких-либо попыток помочь Ржевской стоматологической поликлинике. У нас нет средств, чтобы провести ремонт здания постройки 1969 года, которое находится в ужасном состоянии, как снаружи, так и внутри. Оборудование в поликлинике старое, изношенное, на котором врачам стало работать очень проблематично.

— А что говорят в Министерстве здравоохранения Тверской области? Вы туда обращались?

— Неоднократно. Говорят, зарабатывайте сами. А как мы можем сами заработать, если у нас в стране медицина бесплатная? Платные услуги лишь в ортопедическом отделении. Пациенты также оплачивают пломбировочный материал, который не входит в программу обязательного медицинского страхования.

— Виктор Федорович, но сейчас существуют различные областные, федеральные программы.

— Средства выделяются по этим программам только Ржевской ЦРБ. Вот уже 15 лет как нас всех разделили: роддом, стоматология, скорая — это все отдельные ведомства.

— И такая безрадостная картина только у нас в Ржеве?

— Повсеместно в области. Пожалуй, только в Конаково получше. Там здание поликлиники позволяет принимать пациентов платно. В Ржеве же не хватает 10 специалистов, и взять на работу мы их не можем, поскольку в поликлинике один лечебный кабинет на три кресла. А мы обслуживаем и город, и район.

— И каков же выход? Куда стучаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

— Не знаю. Крутимся сами, как можем. Но работать стало очень тяжело. Условия труда плохие. Ко всему, если раньше врач-стоматолог мог не только лечить, но и удалять зубы, то сегодня существуют строгие границы. Врач-стоматолог-терапевт только лечит, стоматолог-хирург оперирует, стоматолог-педиатр занимается лечением детей. Мы поставлены в очень жесткие рамки. Многие врачи могли бы оказывать платные услуги после основной работы, поскольку пациентов в поликлинике очень много, но сегодня это, увы, невозможно по уже названным выше причинам.

— Вывод очевиден: Ржеву нужна новая стоматологическая поликлиника.

— Об этом уже давно говорилось на заседаниях разных уровней. Но воз и ныне там. Нас не слышат, ни в Министерстве здравоохранения, ни местная власть.

— Какие услуги вы оказываете населению?

— Стоматологическая поликлиника помимо терапевтического и хирургического лечения проводит зубопротезирование. Работают у нас врач-парадонтолог и врач-ортодонт. В новой детской поликлинике тоже работают наши врачи-стоматологи. С помощью лазерной установки и электроскальпеля в стоматполиклинике делаем различные операции, связанные с челюстно-лицевой областью.

— Оперируете Вы?

— Да.

— Проводите операции любой сложности или в Тверь отправляете?

— До закрытия лор-отделения, где работал стоматологический кабинет, лечили всех: и с переломами, и с новообразованиями. А сейчас, в основном, таких пациентов направляем в Тверь.

— Виктор Федорович, сколько операций Вы провели за свою жизнь?

— Не считал. В год примерно по 500 операций делал.

— Внушительная цифра! Какие качества, на Ваш взгляд, присущи врачу-хирургу?

— Главное качество любого врача — человечность. Это — прежде всего. Мы ведь не только врачуем телесные недуги, врач помогает пациенту и в моральном плане. Не зря же говорится, и доброе слово лечит. Надо к людям относиться по-человечески. И сколько бы ни было у врача специализаций, если он за всю свою жизнь не научился этому, самому важному в профессии врача, то грош ему цена. А для хирурга важно быть решительным, уметь рисковать, конечно, в пределах разумного.

— Бывает страшно?

— Нет. Страха не было ни во время учебы, ни потом, когда начинал. Поэтому и выбрал специализацию хирурга-стоматолога. В нашем деле главное — твердая рука и трезвый ум.

— Помните своих самых сложных пациентов?

— Конечно. Однажды из Оленинского района привезли подростка-мальчишку, который выстрелил в себя из отцовской двустволки. Мы его пять часов зашивали. Губа была разорвана, нос тоже. Операция прошла успешно. Парнишку спасли. И таких случаев было немало. Оперировал также пострадавших в автомобильных авариях.

— Любая операция — это чрезвычайно сложный процесс, требующий знаний, умений, профессиональных врачебных навыков. А операции в области лица — это еще и ювелирная работа.

— Несомненно. Если хирург накладывает, к примеру, на ноге три шва, то хирург-стоматолог в десять раз больше, поскольку лицо человека очень подвижная часть организма. Так что, работа у нас тонкая.

— Кто помогает Вам проводить операции? Кому Вы можете сказать «спасибо»?

— На протяжении 40 лет работает операционной медсестрой Вера Георгиевна Иванова, прекрасный специалист и замечательный человек. С нею легко работать. А благодарен я своим учителям, которые научили меня работать. Это Майя Владимировна Вовк, которая до меня возглавляла поликлинику, к сожалению, ее уже нет с нами. Работали в стоматологии Валентина Трофимовна Кашапова, Анна Степановна Данилова, Нина Федоровна Еричева — прекрасные врачи, которых я буду помнить всю свою жизнь.

— Наверняка, и в коллективе Ржевской стоматологической поликлинике немало хороших специалистов, которые несмотря ни на какие трудности добросовестно относятся к своим обязанностям и трудятся уже не один десяток лет. Уверена, что среди них немало Ваших учеников.

— Да, врачи у нас действительно хорошие. Мы, старая гвардия, умеем работать. Нам не стыдно за то, что делаем. И нам есть, что показать. Всего в стоматологической поликлинике 25 врачей-стоматологов, еще трое — зубные врачи. Из них пенсионеров — 13 человек.

— А много ли молодежи?

— За последние 20 лет не было принято на работу ни одного молодого специалиста. Не едет молодежь в Ржев. Жилье не предоставляется, и начинающие врачи устраиваются в столице или областном центре, многие работают в частных клиниках. Так что, опыт нам передать некому.

— Это катастрофа. Кто же будет работать в Ржевской поликлинике в обозримом будущем?

— Прогноз неутешительный. Может случиться так, что останется только один выход — платная медицина. И все идет к этому.

— А то, что у многих (и не только пенсионеров) в Ржеве нет возможности заплатить за лечение одного зуба полторы-две тысячи рублей (и это минимальный тариф в частной клинике), а за протезирование в разы больше?

— Это вопрос не ко мне.

— Как Вы относитесь к тому, что многие Ваши врачи работают еще и в частных клиниках Ржева?

— Положительно. Если они хорошо справляются с основной работой, пусть зарабатывают.

— Я знаю, что раньше Вы преподавали еще и в медучилище.

— Да. Наши врачи-стоматологи воспитали четыре выпуска специалистов. Многие работают медсестрами в поликлинике и ЦРБ. Но сейчас, к великому сожалению, у нас нет базы. Мы не можем в нынешних условиях учить студентов.

— Невеселый у нас получается разговор. Но будем все-таки надеяться на лучшее.

— Я по жизни человек оптимистичный, и всегда верил в лучшее, но сегодня ситуация в стоматологической поликлинике критическая, и если нам не помогут область, местная власть, бесплатной стоматологии в Ржеве не будет.

— Не хотелось бы на такой печальной ноте заканчивать разговор. А есть в Вашей жизни то, что греет и радует душу?

— Это моя семья. У меня прекрасная жена Наталья Николаевна, педагог по образованию. Знакомы с нею с детства — выросли на одной улице, вместе на гимнастику ходили. Ее мама, Ксения Георгиевна Стольная, была прекрасным детским врачом-хирургом. Так что с тещей мы хорошо жили. Наша с Наташей детская дружба с годами переросла в любовь. Мы вместе уже 36 лет. У нас двое детей. Старшая дочь, Елена, работает в Ржеве заместителем директора с/ш N№ 8. Младшая, Анна, главный специалист-эксперт Управления Росреестра по Москве. Обе дочери замужем. У меня трое внуков: Ксения, Кирилл и Данила. И это моя радость, мое утешение. Внуки выросли на моих глазах. Мы настоящие друзья. Не отходят от меня ни на шаг.

— А где отпуск проводите?

— В основном, на даче, на берегу Волги. Раньше с женой хозяйством занимались, теперь огородничают дети. Этим летом все вместе побывали в Карелии. Жили на острове, в домике, где была такая красота, что не передать словами.

— Виктор Федорович, Вы счастливый человек?

— Да. Есть работа, которую я очень люблю. Даже на охоту всегда беру с собой медицинский чемоданчик. В жизни ведь всякое может случиться. Есть хорошая семья, которая для меня очень многое значит.

— Что хотели бы пожелать себе в юбилей?

— Здоровья.

— Тогда будьте здоровы! И спасибо за интервью.

Елена Сооляттэ

Фото Владимира КУТУЗОВА

 

Отклики (3) на Виктор Федорович Картошкин, главный врач стоматологической поликлиники г. Ржева: «Главное качество врача — человечность»

  1. Вера:

    Вовк Майя Владимировна моя родная бабушка, спасибо, что помните её!

    • Татьяна Миролюбова:

      Вера, я тоже знаю и помню о вашей бабушке. Моя бабушка — Данилова Анна Степановна, врач хирург-стоматолог, тоже упомянута в этом интервью. Она всю жизнь с благодарностью вспоминала вашу бабушку — Майю Владимировну. Рассказывала, что она была очень чутким, но строгим и требовательным человеком. Что поверила в нее — молодую девчонку и взяла работать. Никогда не отказывала в помощи и совете. 15.06.2021 не стало и моей бабушки тоже. Картошкин В. Ф. тоже скончался. Нет уже в живых и Кашаповой В.Т. Великие люди. Честные, отзывчивые, бесстрашные! Память о них осталась в альбоме, посвященном Ржевской Стоматологической Поликлинике. Там есть фотографии и Майи Владимировны. Она есть и в моих семейных альбомах. Все мое детство прошло в этой поликлинике. Я даже по Ржеву езжу, специально проезжая поликлинику. Остались еще высококлассные специалисты, но к сожалению, их все меньше и меньше. Берегите себя! Вечная память ушедшим из жизни работникам нашей ржевской стомат.поликлиники, посвятившим всю свою жизнь спасению других людей!

  2. РУСЛАНА:

    ВИКТОР ф\

    Абсолютный,шикарный и замечательный,ВРАЧ,знающий своё дело.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *