Директор средней школы № 4 Ирина Викторовна СМИРНОВА: «Мы должны осознавать, что будущее — за нашими детьми»

— Ирина Викторовна, поздравляю с началом учебного года. Для Вас он особенный: новая школа, коллеги, ученики и их родители…

— И новые обязанности. Директором четвертой школы я назначена около месяца назад, 15 августа. До 1 сентября было время познакомиться с коллективом, обойти помещения и прилегающую территорию.

— Где Вы работали раньше?

— В средней школе станции «Старица». Это сельская школа, но ребят там столько же, сколько в этой — 250. Я родом из Старицкого района. Родилась и выросла в селе Берново, в семье педагогов.

— Полагаю, преемственность, известные Пушкинские места и сыграли решающую роль в выборе профессии?

— Да. Поэтическим духом, настроем на творчество в Берново пронизано все. Школа, в которой училась, носит имя Александра Сергеевича. Все мое воспитание строилось на литературе, истории, посещениях музея. Поэтому после окончания одиннадцати классов и выбрала исторический факультет Тверского государственного педагогического университета. И с тех пор уже двадцать лет, как преподаю историю и обществоведение.

— И, наверняка, ведете активную общественную жизнь…

— Признаюсь, да. Активистка с детства. Прошла пионерскую организацию, была председателем дружины, в 90-х годах успела получить опыт секретаря комсомольской организации, будучи студенткой, участвовала в «Студенческих веснах», профсоюзных движениях, второй срок являюсь депутатом представительного органа Старицкого района. Всё это позволило развить те природные задатки, которые необходимы для работы в образовательном учреждении. Как говорится, «загорелась» и несу эту искру всю свою жизнь.

— Как случилось, что теперь Вы — директор одной из ржевских школ?

— Приходит время, когда понимаешь: нужны изменения и перемены в жизни, нужно идти вперед. Я поставила перед собой цель и приехала в Ржев. Оставила в городском отделе образования свое содержательное резюме, в котором значатся грамоты Министерства образования, сведения о полученном Гранте ПНПО. Планировала устроиться учителем истории, а предложили руководящую должность. Подумала, и согласилась.

— Должность директора школы подразумевает умение вести за собой, осуществлять контроль не только за детьми, но и за коллегами, родителями.

— Педагогический опыт, желание и силы работать есть. Трудностей я не боюсь. Готова учиться и идти вперед.

— Почему из всех городов области выбрали именно Ржев?

— Несмотря на все проблемы, о которых знала и узнаю сейчас, ваш город мне всё равно нравится. Здесь я часто бывала с детьми на экскурсиях, приезжала на семинары, так как ещё являюсь региональным тьютором учителей истории по городам Старица, Ржев, Зубцов и Старицкому, Ржевскому и Зубцовскому районам. К слову, ржевских учителей истории я знаю хорошо. Все они сильные и деятельные.

— Давайте немного поясним, кто такой «тьютор». Это куратор?

— Своего рода — да. Тьютор сопровождает и помогает обеспечивать качественное обучение всем участникам образовательного процесса. У ребят поддерживает стремление к учебе и самостоятельности, решает организационные проблемы, передает необходимую информацию, например, из Института усовершенствования, коллегам. «Тьюторство» в нашей стране пока не очень распространено, в педагогических вузах России готовить специалистов этого направления начали не так давно.

— Как решили вопрос с жильем?

— Мне дали комнату в семейном общежитии машиностроительного техникума. Домой в Старицу езжу по выходным.

— Ирина Викторовна, родные Ваше решение переехать поддержали?

— Когда человек серьёзно готов к изменениям в своей жизни, это заметно. Близкие желают мне добра и, конечно, за моё решение. Сын рядом, в этом году он поступил в Ржевский колледж. Учится быть самостоятельным, живет с друзьями в общежитии.

— Что знали о четвертой школе до назначения директором?

— Ничего. В роли тьютора здесь бывать не приходилось. Какие-то сведения прочитала в Интернете, поговорила с коллегами из Старицкого района, и услышала положительные отзывы. Сейчас, конечно, знакомлюсь с историей школы, её повседневной жизнью, вникаю в проблемы, думаю над путями решений.

— Каково Ваше первое впечатление о ней?

— Неоднозначное. С первых шагов поняла: предстоит огромная работа над внешним видом здания, нужно облагородить территорию, обустроить спортивную площадку. И это наша общая забота, принимать участие в которой должны все, и обязательно — дети. Когда мы создаем уют своими руками, а рядом тем же делом занят твой друг, одноклассник, классный руководитель, родитель — нам вряд ли захочется намусорить или что-то сломать. Дети должны трудиться и видеть результат своего труда всякий раз, когда идут в школу. Тогда и выработается привычка созидать, замечать и поддерживать красоту и порядок.

— А как Вас встретил коллектив?

— Очень приветливо. Коллектив замечательный, творческий, работоспособный. Могу даже сказать, как наши дети — «классный». Сильные завучи: по учебной работе Елена Разумникова, по воспитательной — Валентина Орлова. Здесь деятельные педагоги, ответственные техслужащие. Очень надеюсь, что мы сработаемся, и все будут получать от работы удовлетворение.

— Ирина Викторовна, в чем видите свои основные задачи как руководителя?

— Одна из главных — налаживание связей с общественностью и со спонсорами. Иного выхода в решении проблем, требующих финансовых затрат, в настоящее время нет. На торжественной линейке 1 сентября присутствовали заместитель главы администрации по строительству, генеральный директор ПАО «Электромеханика». Елена Громова и Виктор Константинов обещали содействовать в благоустройстве школы. И работа уже начата, например, есть задумки, как вернуть к жизни заброшенный школьный тир. Спасибо большое Елене Васильевне, Виктору Вениаминовичу за поддержку. Другая задача — выстроить отношения с коллегами.

— Понятно, чтобы привести в порядок фасад, выложить дорожки, привести в надлежащий вид тир — нужны средства, но чтобы цвели клумбы и школа не утопала в траве, для этого больших денег не надо.

— Мы привыкли к «некрасивости» того, что нам, на первый взгляд, не принадлежит, а так быть не должно.

В школе, повторю, этим должны заниматься и завхоз, и учителя, в первую очередь биологии, например, реализуя с классами проект «Цвети, родная школа», а не только завхоз и директор. Но когда учителей недостаёт, и приходит совместитель, то говорить о том, чтобы он ещё наводил красоту, не приходится.

— В этот учебный год четвертая школа вошла с полностью укомплектованным педагогическим составом?

— Да. В конце августа в срочном порядке пришлось искать преподавателя немецкого, такого специалиста нашли, сейчас в штате пробелов нет. Медик у нас свой, повар тоже.

— Вы уроки ведёте?

— Допустимая нагрузка для руководителя 6 часов. Веду историю в 5-х, 6-х классах.

— Два десятка лет в школе — серьёзный срок, чтобы оценить, как меняются наши школьники, их отношение к учебе, учителям.

— Городские и сельские школьники отличались всегда. Первые более раскрепощенные, у них шире познавательный интерес, больше возможностей, но сейчас и сельские ребята от них стараются не отставать. Современным детям недостает духовности, нравственности, им сложно сделать осознанный выбор, правильно отстоять свою точку зрения. И в этом наша вина, взрослых. Не перекладывая ответственности, могу сказать, что все идет из семьи, от того, чему и как до семи лет учат своих детей родители. А потом ребенка «подхватывает» школа. И здесь уже дело за деятельным сотрудничеством одних и других.

— Обучение и воспитание в стенах школы сейчас идет в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Новый ФГОС нормирует принципы работы школ, определяет уклад школьной жизни.

— И согласно этому, важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Сейчас ученику недостаточно знаний в рамках программы. Перед учителем стоит задача способствовать развитию у детей кругозора, творческого мышления и, обязательно, духовности. Не просто подать информацию, а направлять ребенка на самообразование, подсказывать пути поиска информации, говорить о разных способах решения проблем. Быть только гуманитарием или математиком в нашем обществе мало, надо разбираться и в математике, и в информатике, и в литературе. Уметь прогнозировать, анализировать, делать выбор. Участников образовательного процесса несколько, но ключевой фигурой при всех изменениях и дополнениях по-прежнему остается учитель. Эмоциональный, информационный посыл идет именно от него. Помните, как об учительстве говорил Черчилль: «Школьные учителя обладают такой властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Это так и есть. Ею только нужно грамотно распоряжаться.

Здесь работу над собой должны вести и родители. Достичь результата можно, пройдя через длительный процесс, который предполагает изменения в сознании взрослых людей, серьёзную поддержку, а в необходимых случаях — и наказание за недостойное воспитание детей со стороны государства. Пока в обществе осознания того, что дети — наше будущее, к сожалению, нет. Каждый ориентирован на себя.

— Профессиональная деятельность учителя никогда не была легкой, и с учетом ФГОС и административных требований проще не станет…

— Нагрузка на учителях всегда лежала большая. Но работа с бумагами, отчетами ни в коем случае не должна вытеснять живое общение «ученик-учитель». Дети сейчас больше общаются через сеть Интернет, нежели вживую. Эта проблема заслуживает пристального внимания. Люди должны уметь говорить и договариваться. Поэтому ещё одна задача взрослых — социализировать детей. А социализация не допускает пассивной и безучастной позиции всех участников. Мы не можем жить в обществе и одновременно быть от него свободными.

— Несколько лет назад 4-я школа работала еще и как вечерняя. Сейчас взрослые ученики есть?

— С этого года вечерней школы нет, но есть очно-заочный 10-й «В» класс, в котором пять учеников старше 20 лет. Занятия проходят по субботам.

— ЕГЭ выпускники сдают уже несколько лет. Но страхи и страсти вокруг него не утихают. Как Вы относитесь к ЕГЭ?

— Как к одной из форм проведения итоговой аттестации, очень даже положительно. И страхи, по-моему, уже начали утихать. Но должна быть и альтернатива ЕГЭ. Выпускник должен иметь возможность сдать экзамены в традиционной форме. Например, защищая проектную работу, пройдя собеседование или используя шанс вытянуть экзаменационный билет.

— Ирина Викторовна, год только начался. Что бы Вы хотели сказать родителям, ученикам, коллегам.

— Родителям позволю себе дать совет любить детей, так, чтобы у ребят оставалось право выбора. Приучайте их к ответственности и самостоятельности.

Коллегам пожелаю творческой искры. Ведь без неё работать с удовольствием и отдачей невозможно. Дети должны видеть, что у учителя горят глаза, это для них главный мотиватор в учёбе.

Если сложить это всё, у наших детей будет счастливое детство и на каникулах, и в стенах школы. Ребятам желаю интересных уроков, давайте все вместе сделаем наш школьный дом уютным и красивым. Мира всем и счастья.

— Спасибо Вам за беседу. Удачи на новом месте работы.

Ольга ЖДАНОВА

Фото автора

Один отклик на Директор средней школы № 4 Ирина Викторовна СМИРНОВА: «Мы должны осознавать, что будущее — за нашими детьми»

  1. Лариса Шейбе:

    Большое спасибо за интересное интервью с умной современницей. Желаю И.В.Смирновой успехов на новом месте работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *