Надежда Евгеньевна Бусыгина, директор школы № 1 им. А.С. Пушкина: «Жить, творить, не угасать…»

— Надежда Евгеньевна, Вы совсем недавно приняли пост директора Пушкинской школы. Как чувствуете себя в новой должности? Как встретил Вас педколлектив?

— С 5 августа этого года я назначена руководить этой школой, ранее, с 2003 года, работала заместителем директора по воспитательной работе в школе N№ 7. Возглавить коллектив Пушкинской школы — большая ответственность, потому что долгие годы им руководил очень мудрый, серьезный, сильный человек Игорь Ефимович Либензон. Именно он создал коллектив точно таким же, мудрым, сильным и гордым. И на мне сейчас лежит большая ответственность — как минимум, соответствовать, а максимум, аккуратно варьировать, вводя инновации в традиционную классическую школу. Это непросто, но, наверное, интересно.

— Вы уже поделились своими идеями с коллективом?

— Нет. Я не волшебник, я только учусь (смеется). Пока я присматриваюсь, узнаю людей. Идет период знакомства. И потом, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Поэтому сейчас, на первом этапе, нам надо друг друга понять.

— И каковы первые впечатления?

— Скажу так: мне очень интересно. Каждый педагог в Пушкинской — это личность. А все вместе — мощный коллектив единомышленников, с которым можно и горы свернуть. Тот факт, что ученики Пушкинской на многих предметных олимпиадах завоевывают большое число призовых мест, говорит сам за себя — здесь дают прочные знания.

— Надежда Евгеньевна, Вас хорошо знают в седьмой школе, где Вы проработали 14 лет, уверена, и нашим читателям будет интересно познакомиться с Вами поближе.

— Родом я из города Ковров Владимирской области. По окончании школы поступила во Владимирский государственный педагогический университет на физико-математический факультет, а затем, в 2001-м году, переехала в Ржев, где и началась моя педагогическая деятельность.

— Вы из семьи педагогов?

— Нет. Мои родители — инженеры. Мама в свое время работала в институте Союзмашпроект, а отец — на оружейном заводе. Он прошел путь от слесаря до председателя профкома завода, многие годы занимал руководящие должности. Очень скучаю по родителям и родному дому. Видимся один раз в год, и, поверьте, какое это великое счастье!

— Стало быть, организаторская жилка у Вас от отца, поэтому и выбрали профессию учителя?

— Возможно, и так. А пошла в педагогический потому, что у меня были хорошие учителя в школе. Долгое время доказывала педагогу по физике, что я понимаю, знаю и люблю этот предмет. И так получилось, что сдать экзамены мне не составило особого труда. Еще не окончив школу, я уже знала, что поступила в университет, поскольку год училась на курсах при вузе. По окончании университета получила специальность учителя физики и математики и вместе с мужем-военнослужащим приехала в Ржев. Отец мужа служил в Ржеве. Здесь обосновались и мы.

— Надежда Евгеньевна, как Вы начинали свою педагогическую деятельность?

— В 2001 году меня приняли на работу учителем физики и математики в седьмую школу. Через два года я была назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе. В седьмой школе очень сильный коллектив, который мне позволил вырасти и как педагогу, и как руководителю.

— Сложно было принять решение об уходе?

— Непросто. Уходить было очень тяжело. Но хотелось нового. Счастье и радость моей работы в том, что я каждый год вижу ее результаты. Когда проходит последний звонок, я всегда говорю детям: «Я самый счастливый человек в мире! Потому что у вас последний звонок один раз в жизни, а у меня два последних звонка каждый год».

— В каком направлении сейчас работает Пушкинская школа, и есть ли план развития на перспективу?

— Еще в 2014 году школа вступила в программу «Доступная среда», чтобы обеспечить обучение детей с различными возможностями здоровья. Согласитесь, здоровье — это первостепенная составляющая любого общества. Это и здоровье каждого человека — психологическое, физиологическое, что в целом составляет социальное здоровье общества. Здоровье можно понять и с позиции физиологии, и с позиции общества.

— Будут здоровые дети, будут
здоровые взрослые, будет здоровая нация.

— Совершенно верно. Очень надеюсь, что у нас получится стать таким специфическим центром.

— Эта идея уже воплощается в жизнь?

— Скажу по опыту работы в седьмой школе, где уже два года подряд проводятся городские мероприятия под девизом: «Мы за здоровый образ жизни». Это была акция всех школ города. В рамках этой акции работали различные площадки. На творческой дети рисовали то, как они видят здоровый образ жизни. Акция так и называлась: «Здорово жить!» На спортивной площадке ребята занимались различными видами спорта: отжимание, прыжки со скакалкой, армрестлинг, бег. На дискуссионной площадке — обсуждали по этому вопросу ситуацию в Тверской области и решали, что есть альтернатива пагубным привычкам. Еще на одной площадке учащиеся представляли видеоролики о своей деятельности — кто-то фильм снял, кто-то показывал презентацию. Итоги подводились на каждом этапе, а результаты отправлялись в региональный проект «Альтернатива пагубным привычкам».

— И были ли победители?

— Да. Два года назад наши ребята получили региональные дипломы. Но согласитесь, важен не столько результат, сколько сам проект, ситуация, в которой находятся сами ребята. За несколько лет мы собрали хорошую видеотеку и в прошлом году выпустили фильм «Альтернатива пагубным привычкам», который показывали по местному TV.

— Теперь и в Пушкинской школе проведете подобную акцию?

— Я надеюсь, что у меня вместе с учащимися и педагогами получится продолжить эту работу. Уверена, что участие в программе «Доступная среда» и акция «За здоровый образ жизни» могут гармонично дополнить друг друга. Очень хочу, чтобы эту идею поддержали коллеги и наши дети.

— Надежда Евгеньевна, как начался учебный процесс в школе? Все ли вакансии закрыты?

— Нам удалось привлечь к учебной деятельности четырех специалистов: двух учителей английского языка и двух — русского языка и литературы.

— Надежда Евгеньевна, какое понятие Вы вкладываете в слово «школа»?

— Школы можно делить по разным критериям: по названиям, по количеству учеников, по материальному богатству. Но главное деление происходит в плоскости развития — достоинство.

Всегда школа живет по тем же самым двум законам, по которым живет общество: это закон традиции и закон новаторства.

Жизнь общества в основном протекает в традиционных формах. Так она удобнее для людей. Хороша она или плоха, но люди к ней привыкли, приспособились. Даже если она им не нравится, то они не торопятся ее менять просто потому, что с этой-то жизнью они справляются, а что будет в другой — неизвестно. Вдобавок, для новой жизни всегда нужны новые человеческие качества, но очень небольшому числу людей под силу перемениться.

Но жизнь должна меняться, и поэтому даже в самом традиционном обществе постоянно возникают точки обновления. И центрами такого обновления, в основном, являются школы. Просто потому, что здесь «новые» люди — будущие люди. Какими мы, педагоги, их увидим и сделаем — таким и будет будущее. А будущее должно быть добрым, светлым и заботливым. Именно заботливым! Общество живёт простым и человеческим чувством заботы. Только тогда оно созидает. А заботиться друг о друге учат в семье.

Школа должна быть школой сотрудничества учителей, детей и их родителей — семьёй!

— Говорят, окружение формирует человека как личность. Согласны ли Вы с этим утверждением, и какие люди являются для Вас ориентиром в жизни?

— Несомненно, человека воспитывает среда, в которой он растет и развивается как личность. Изначально — это семья, затем школа, институт помогают определить жизненные ориентиры. Мне очень повезло, что я встретила на своем пути замечательных педагогов в школе и университете. Мне повезло, что в моем становлении как учителя большую роль сыграла седьмая школа. Мне повезло, что сегодня рядом со мной такие люди, как Евгений Степанович Книга, дед моего мужа. Этот человек, прошедший войну, — своеобразный символ трудолюбия, верности и преданности. Его жизнь — это история, которую он делает сам. Несмотря на свои годы, он бодрый, жизнелюбивый человек. Легко общается как с молодыми, так и со взрослыми. Очень ответственный и очень теплый, сердечный. Для меня он — та высокая планка, к которой необходимо стремиться. Я всегда детям в школе говорю: нет слов «хочу», «не хочу» — есть слово «надо». Евгений Степанович — человек слова «надо». И я иду по жизни с этим девизом. Не бывает такого: не могу, не получается. Знаю точно: надо делать.

— Абсолютно с Вами согласна. Надежда Евгеньевна, многих родителей волнует вопрос, будет ли в школе тепло в эту зиму?

— Руководство города Ржева уверяет, что отопительный сезон начнется вовремя. В этом году на первом этаже, там, где занимаются начальные классы, полностью заменена система отопления. Надеемся в следующем году заменить систему во второй пристройке.

— Возможен ли переход на одну смену обучения?

— Это наша первостепенная задача — мы должны ликвидировать вторую смену. Для этого нужны дополнительные кабинеты, которых сейчас не хватает. Мы найдем выход из положения, но пусть это пока останется тайной. Есть определенные задумки. Я надеюсь, в первую очередь, на понимание родителей. И ищу у них поддержки и помощи.

— Финансовой?

— Нет. Я говорю о поддержке физической.

— В этом году все школы России перешли на обучение по новым Федеральным государственным стандартам. Какие плюсы Вы как педагог видите в обучении по-новому?

— В этом учебном году у нас в школе произошла смена обучающей программы на этапе начального образования. Теперь ученики 1-х классов занимаются по программе «Перспектива». Программа по ФГОС — это развивающая программа, направленная, прежде всего, на развитие личности ребенка. Сегодня мы даем не просто знания, умения и навыки, а способность применить эти знания на практике, в окружающей жизни.

— Надежда Евгеньевна, Вы с увлечением говорите о своей работе, о детях. А остается ли время на отдых, на свою семью?

— Свободного времени очень мало. Я безумно люблю лето. Это время, когда мы собираемся всей семьей в путешествие. Сначала к моим родителям, в Ковров. Это Мещера, это старая Россия, которую не затронула война. Это Золотое кольцо России. Владимир. Очень люблю свой город. А потом мы едем в город первого салюта, Белгород, на родину моего мужа. Очень символично, что в Ржеве был отдан приказ о первом салюте, а в Белгороде он прогремел. Если получается, на несколько дней выбираемся к морю.

— У Вас большая семья?

— Я, муж Владислав, сын Михаил и дочь Софья. Дети учатся в сш N№ 7.

— Как Вы воспитываете своих детей?

— Ребенку нельзя навязывать свое мнение. Я всегда говорю: «Давай попробуем это, посмотри это»… Сложится — хорошо. Нет — значит, так должно быть. Возможно, ребенок потом пожалеет, что так случилось. Но это будет его опыт. И он сделает выводы сам. Не надо перегибать через колено. Это серьезный слом личности. В этом плане я благодарна моей маме, которая в свое время очень тактично контролировала меня со стороны, но никогда не перегибала через колено. Я это поняла, когда сама стала мамой. Выбор, который ты делаешь сам и выводы, соответственно, зависят только от тебя самого.

— Что, помимо работы и семейных забот, интересует Вас?

— Умею шить, вязать. Спасибо маме за ее терпение, за то, что научила. В юности обожала читать детективы. Агата Кристи — любимый писатель. Сейчас, к сожалению, времени практически нет.

— Ваши поздравления коллегам ко Дню учителя.

— Педагоги — особые люди. Через них передается та мудрость поколений, которая складывалась не один год. И от того, каков педагог, зависит наше будущее. Если педагог заботлив и ответственен, то и дети вырастут такими же. Я очень верю в наших учителей. С них начинается возрождение заботы о тех, кто рядом. Желаю всем педагогам здоровья, душевного благополучия, понимания и творческих успехов.

— Спасибо за интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *