Предотвратить рак гортани

Александр Валерьевич ВИНИЦКИЙ, врач-оториноларинголог: «Предотвратить рак гортани»

— Александр Валерьевич! Частная медицинская практика вполне уверен­но входит в жизнь большинства рже-витян. В городе растет число негосу­дарственных медицинских учрежде­ний. У каждого врача, решившего от­крыть частный кабинет, своя мотива­ция, но, думаю, только врач, абсо­лютно уверенный в своих силах, мо­жет начать подобную практику?

—  Если говорить про себя, то при­знаюсь, что это, в первую очередь -самовыражение, необходимость в са­мореализации. Работая более 13 лет в муниципальном медицинском учрежде­нии, я понимал, что многое хотел бы делать иначе. После немалого опыта работы в государственной медицине, захотелось создать нечто большее.

 —   К одной из главных проблем развития частного медицинского биз­неса сегодня относят особенности государственного подхода к вопросам его поддержки. Вас не смущает, что работа государственных и муниципаль­ных медучреждений всесторонне под­держивается целым рядом программ модернизации, а частному медицинс­кому бизнесу приходится рассчиты­вать только на собственные силы?

—   Смущает то, что, призывая разви­вать частную медицину, государство не оказывает помощи, хотя бы на началь­ных этапах. Сейчас отмечаются и неко­торые положительные перемены: сегод­ня уже легче открыть свою практику -значительно устранены административ­ные барьеры, чётко прописан порядок и механизм лицензирования медицин­ской деятельности. Пока, к сожалению, в государственной медицине не вижу наметившихся четких тенденций к улуч­шению. Скорее, государственная меди­цина разрушается, нет перспектив раз­вития, особенно в небольших провин­циальных городах. Врач, чтобы зарабо­тать приемлемую зарплату, вынужден заниматься многочисленным совмести­тельством. За 13 лет добросовестной работы в ЦРБ я не получил ни единой благодарности, хотя поводов было дос­таточно: работал практически кругло­суточно — прием в поликлинике, работа в стационаре, экстренные дежурства, все комиссии. Руководство Ржевской ЦРБ остается равнодушным к пробле­мам врачей; они живут, словно отдель­но друг от друга. Единственный поло­жительный момент, который хочу отме­тить — собственное жилье, которое я успел получить. В настоящее время мо­лодые врачи и этого лишены. Идеи, которые предложил нашему руковод­ству, не нашли поддержки. Грядущее сокращение лор-отделения, отсутствие личных перспектив подтолкнули меня к уходу.

Так и стал частнопрактикующим вра­чом. Надеюсь, что смогу работать само­стоятельно и оказывать комплексную помощь по своей специальности жи­телям нашего города.

—  Александр Валерьевич, про­блемы, связанные с лор-органами, для нашего климата не редкость, особенно в период межсезонья.

—   ЛОР-врач сталкивается с про­блемами воспалительных заболева­ний верхних дыхательных путей наи­более часто. Не секрет, что ОРЗ, другие простудные заболевания вер­хних дыхательных путей, по сути, являются воспалением того или иного лор-органа. Оториноларингология за­нимается заболеваниями уха, носа и придаточных пазух носа, заболе­ваниями глотки и гортани. Ими страда­ет масса людей, практически каждый. Нередко эти длительные, вялотекущие состояния переходят в хронические. Часто этому способствует бесконтроль­ное применение различных препаратов, беспрепятственно приобретаемых по совету знакомых или фармацевтов.

—  Что выгадывает пациент, обра­щаясь к частному лор-врачу?

—  Вижу три больших плюса. Умерен­ная нагрузка, отсутствие непрерывного потока посетителей позволяют уделить каждому пациенту достаточное количе­ство времени и внимания. Еще с инсти­тута я усвоил для себя, что добродушное отношение к пациентам является зало­гом положительного исхода лечения. Вто­рое: имея частную практику, можно раз­виваться в нужном направлении, напри­мер, приобретать то оборудование, кото­рое необходимо именно для вас, для целей, которые вы себе наметили, для лечения лор-заболеваний, в соответствии с современными стандартами. И, в-треть­их, это удобный, гибкий график работы -шесть дней в неделю, в первую и второю смены мы можем принять практически всех желающих, даже если человек обра­щается во внеурочное время.

—  Больничный можете дать?

—  В настоящее время нет. Эксперти­зой временной нетрудоспособности пока не занимаюсь, но планирую в будущем, ведь в некоторых случаях освобожде­ние от профессиональных обязаннос­тей уже является лечебным фактором. Но лучше не доводить дело до больнич­ного листа. Гораздо эффективнее обратиться раньше, при первых признаках заболевания, чтобы избежать более тя­желых последствий. Я надеюсь, что сле­дующие поколения наших пациентов будет более бережно относиться к сво­ему здоровью, ведь оно основа нашего благополучия. В перспективе хотелось бы заниматься не только лечебными, но и профилактическими приемами.

—  Даже если ничто не беспокоит, посещать лор-специалиста нужно ре­гулярно, в профилактических целях. Почему?

—  В ходе осмотра лор-органов часто выявляются хронические очаги инфек­ции, врожденные или приобретенные анатомические особенности лор-орга­нов — те подводные камни, которые рано или поздно дадут о себе знать. Поэтому, пользуясь случаем, я хотел бы более подробно остановиться на такой, каза­лось бы, на первый взгляд незначитель­ной проблеме, как осиплость голоса. Одна из актуальных задач профилактических осмотров оториноларинголога — раннее выявление опухолей лор-органов, в том числе и рака гортани, занимающего первое место среди онкологических за­болеваний лор-органов. Это тем более важно, что во многих случаях опухоли лор-органов на начальных стадиях дос­таточно хорошо лечатся. Хотел бы обра­тить внимание ржевитян — за последние два года в нашем городе участились случаи рака гортани. Причем, все слу­чаи имеют типичный характер. Чаще всего это курящие мужчины, средний возраст которых 55 лет, с осиплостью голоса. К сожалению, к оториноларинго­логу они попадают в очень поздние сро­ки — по прошествии полугода и больше. А ведь обращение на ранних стадиях при­водит к полному излечению рака горта­ни! Существует ракнулевой степени, когда поражается только сама поверхность слизистой оболочки голосовой складки. На этой стадии обеспечивается 96-100 -процентное выздоровление. Хочу акцен­тировать внимание всех курящих муж­чин в возрасте 50-60 лет: первые при­знаки этого теперь часто случающегося заболевания — длительная осиплость го­лоса. Если длительная осиплость к тому же сопровождается локализованной бо­лью в горле или кашлем с выделением крови, это вдвойне серьезный повод об­ратиться к врачу оториноларингологу, что­бы посмотреть состояние гортани.

—  А некурящие мужчины?

—  Болеют, но намного реже. Основ­ная предрасполагающая причина — все-таки курение. На втором месте — зло­употребление алкогольными напитками. В прошлом году, с мая по сентябрь, было около шести случаев рака гортани. Люди не обращали внимания на боли в горле, осиплость голоса. Они продолжа­ли курить и обратились, когда стало со­всем плохо. Чаще всего в подобных случаях исход довольно печальный. Только один случай был выявлен на ранней стадии — больной и сейчас жив и здоров и практически полностью сохранена функция гортани. Онкологическая ситуа­ция в городе не очень хорошая. Поэто­му еще раз обращаюсь с призывом: не тяните с визитом к врачу! А женщинам стоит прислушаться, как говорит их «вто­рая половина»: часто таких пациентов приводят именно жены. И еще одно об­ращение — прекращайте курить! Даже ред­кое курение приводит к развитию пред­раковых заболеваний — хронических ла­рингитов. Признаки хронического ларин­гита — практически такие же, как и рака гортани: длительная осиплость голоса, при­ступообразный сухой кашель. Таким лю­дям категорически противопоказано ку­рение, употребление алкогольных напит­ков, горячей, острой пищи. Прошлым летом я был просто поражен, сколько же в Ржеве таких больных! И пришел к вы­воду, что это обязательно необходимо донести до населения города и района!

—  Люди привыкли относиться к лор заболеваниям несерьезно.

—  Большое заблуждение! На самом деле — все может быть очень серьезно! Зачастую оториноларинголог сталкива­ется с очень опасными заболевания­ми, которые могут стать причиной ин­валидности или даже летального исхо­да. С другой стороны, встречаются за­болевания, в основе которых неболь­шие сбои правильного функционирова­ния лор-органов.

—  Нельзя ли заниматься укрепле­нием иммунитета, чтобы избежать последствий?

—  Я не иммунолог, но считаю, что достаточно вести здоровый образ жиз­ни. Правильное питание, контроль за массой тела, прекращение курения и злоупотребления алкоголем сами по себе приведут к уменьшению заболе­ваемости. А закаливание, достаточная физическая нагрузка, занятия простыми видами спорта — лыжи, велосипед -будут более эффективным средством, чем многочисленные иммуностимуля­торы. Организм позитивно настроенно­го человека, привыкшего к нагрузкам, будет всегда готов отразить атаку.

— Заболевания Вашей специализа­ции — удел скорее детей, чем взрос­лых?

— Нет, каждая возрастная группа на­селения характеризуется своей патоло­гией. Маленькие дети до года практи­чески не болеют. С 2 до 6 лет у детей преобладают заболевания носоглотки, аденоидов, небных миндалин и связан­ных с ними заболеваний среднего уха. Этому способствует пребывание детей в тесных коллективах детских садов. Дети старшего возраста, школьники, люди зре­лого возраста болеют намного реже, в основном это инфекционно-воспалитель-ные заболевания. После 40 лет начина­ют преобладать хронические заболева­ния — хронические риниты, которые на­чали формироваться в молодости, хро­нические фарингиты, искривления но­совой перегородки, которые до этого были компенсированы. В более позднем возрасте — от 60 лет и выше — заболева­ния, связанные с инволюцией организ­ма — нейросенсорная тугоухость, атро-фические фарингиты, риниты. Так что у каждой возрастной категории свои осо­бенности лор-заболеваемости.

Вообще, оториноларингология — ин­тереснейшая наука! Я очень люблю свою специальность. Слежу за новин­ками, участвую в научно-практических конференциях, обществах.

— Недавно в Ржеве прошел пикет врачей. Вы поддерживаете коллег из государственной медицины?

— Конечно, да! Думаю, государствен­ная медицина должна остаться. Доступ­ность некоторых видов медицинской по­мощи для простого человека может быть обеспечена только медицинским учреж­дением с государственной поддержкой. Но для этого, я считаю, необходимо создать комфортные условия для рабо­ты врачей в этих учреждениях, причем, равные как в больших городах, так и в провинции. С другой стороны, услуги врача — это тот же товар, за который нужно платить, как мы платим за другие услуги, и поэтому частная медицина имеет полное право на существование. Считается, что врач — это некое возвы­шенное существо, которому не нужно содержать семью, растить детей. Это заблуждение сложилось за 75 лет со­ветской медицины, за это время сме­нилось 3 или 4 поколения людей, в ге­нах которых отложилось, что медицина должна быть доступной, а врачи обяза­ны оказать помощь бесплатно и наи­высшего качества. А если два врача в семье, то достойно существовать вдвой­не труднее. Моя супруга — тоже доктор, детский оториноларинголог, но сейчас в декретном отпуске.

— Дети пойдут по стопам родителей?

—  Если их не смутит, что родители работают целыми днями, приходят с работы уставшими и работают еще и дома с литературой, за компьютером, до двух часов ночи каждый день. А сейчас мне еще и приходится вести всю документацию. Очень много отче­тов. Даже перед такими организация­ми, о которых никогда не догадывался, работая в муниципальной поликлини­ке. В частной практике для меня много новых трудностей и нюансов, но я не сожалею о своем выборе. Желаю всем читателям «РН» крепкого здоровья и напоминаю, что регулярный мониторинг своего состояния позволяет избежать многих проблем со здоровьем и даст возможность сохранить хорошее само­чувствие на протяжении всей жизни.

ЛОР-кабинет располагается по ад­ресу: улица Ленина, дом 20/89 (здание банка). Предварительная запись по телефону 8-952-087-64-73.

— Благодарю Вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *