ВАСНЕЦОВСКИЙ ПЛЕНЭР НА ВЯТСКОЙ ЗЕМЛЕ

В июле этого года в Кировской области проходил юбилейный, десятый Всероссийский Васнецовский пленэр, в работе которого приняли участие 15 известных российских живописцев и графиков из Москвы, Московской области, Кирова, Перми, Новосибирска, Вологды, Челябинска, два художника из Латвии и ржевитянка — член Союза художников РФ Ирина Аввакумова. Одновременно с пленэром здесь состоялся и V-й керамический симпозиум, собравший 14 мастеров керамики из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска. Оба мероприятия были организованы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Мы попросили Ирину Аввакумову поделиться с нашими читателями своими впечатлениями о пребывании на вятской земле.

— Ирина Николаевна, как Вы оказались в числе участников такого престижного пленэра?

— Благодаря дружбе с замечательными мастерами кисти — заслуженными художниками РФ Виктором и Мариной Орловыми из Ногинска. В 2008 году они показывали ржевскому зрителю семейную выставку живописи, батика и графики, а также неоднократно участвовали в ржевских живописных пленэрах. Орловых хорошо знают в художественном сообществе, часто приглашают на российские и международные встречи художников. По их рекомендации я и попала на «Васнецовский пленэр».

— Как встретили Вас на вятской земле, где проходило открытие пленэра и симпозиума?

7_1— Поселили нас в старейшей гостинице Кирова, уютной, со всеми удобствами. Открытие состоялось в Кировском областном художественном музее имени Виктора и Аполлинария Васнецовых. Открытый в 1910 году этот музей постепенно пополнялся новыми экспонатами и в настоящее время имеет более 20 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, древнерусского, народного и декоративно-прикладного искусства. Сегодня музей представляет собой историко-культурный комплекс, включающий памятники усадебной культуры и архитектуры XIX века — Дом купца И.С. Репина, городскую усадьбу художника Н. Хохрякова и музей выдающихся русских художников Васнецовых на их родине в селе Рябово. Чтобы сформировать современную коллекцию, здесь стали проводить пленэры и симпозиумы керамистов.

— Как проходил пленэр, какое впечатление произвела природа вятской земли?

— Свои этюды писали в Кирове, Уржуме, селе Лопьял Уржумского района. Мы посетили родовую усадьбу Васнецовых в селе Рябово Зуевского района, где в большой многодетной семье священника прошли детство и отрочество художников. Побывали в местах, связанных с их жизнью и творчеством. И везде мы чувствовали заботу и внимание людей, создавших замечательные условия для творчества — куратора пленэра Ольги Крупиной, работников музея и главы Уржумского района Виктора Силина. Жители марийской деревни Лопьял угощали необыкновенно вкусным экологически чистым медом, молоком и творогом, пирогами с грибами, а мальчишки показывали свои заповедные места и носили наши тяжеленные этюдники. Природа вятской земли с пушистыми белыми облаками на ясном голубом небе, цветными полями, душистыми оврагами и мистическими лесами вдохновляла художников. Мы работали 21 день все светлое время суток. Правда, иногда портили настроение дожди, приходилось делать перерывы и ждать хорошей погоды. Находясь в постоянной творческой близости с Мариной и Виктором Орловыми, я открывала для себя новые возможности колорита и композиционных приемов в изображении природы.

Талантливый кировский живописец, Заслуженный художник РФ Владимир Муллин, молодые мастера кисти из Москвы Вера Лагутенкова, Алла Полковниченко и пермский художник Максим Титов, в недалеком прошлом студенты художественных вузов страны, а сейчас сами преподаватели, задавали тон скоростью и масштабами. Виртуозно работали акварелисты — Заслуженный художник РФ Александр Стасюк, Михаил Лямкин из Новосибирска и местный график Татьяна Коршунова, смело смешивая краски и изобретая новые ходы. Уверенно демонстрировали свое мастерство Заслуженный художник России Дмитрий Сурин (Челябинск), Николай Вяткин (Киров), Анатолий Новгородов (Вологда), Николай Кривошеин и Нионилла Медведева (Рига). Художники разных школ и стилей показывали друг другу мастер-класс и учились друг у друга.

— А как проходил симпозиум керамистов? Удалось ли понаблюдать за их творчеством?

— Надо заметить, что группа наших художников две недели жила и работала в Уржуме — провинциальном городке со старинными купеческими домами. Там же работали участ-ники симпозиума. Керамисты удивляли всех сложными и необыкновенно красивыми глиняными изделиями. Белая глина была привезена из Украины, а точнее из города Славянска Донецкой области. Красная глина, которой богата Кировская область, не подходит для высокотемпературного обжига. Кроме создания авторских работ, керамисты придумали совместный проект фигуры «Яблочного спаса», разработанный керамистом из Москвы — Заслуженным художником РФ Валентиной Кузнецовой. Глиняную скульптуру — двухметровую деву с яблоками — лепили несколько человек фрагментами, решили обжигать не в электрической или газовой печи, а на открытом пространстве во время закрытия симпозиума. Фигура останется в подарок Уржуму и будет украшать главную городскую площадь.

— Где и как подводились итоги живописного пленэра и симпозиума керамистов?

— В заключение для нас организовали красочный фольклорный праздник с колокольным перезвоном, веселыми хороводами в центральном городском парке Уржума, где расположен Свято-Троицкий Собор XVII века. А в местном музейно-выставочном центре была открыта уникальная выставка произведений живописи и керамики. Там же состоялось подведение итогов и присуждение премий имени Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинациях «Вдохновение» и «Преображение». Лауреатом премии «Вдохновение» стала молодая художница из Москвы Алла Полковниченко, а премию «Преображение» вручили художнику-керамисту из Челябинска Елене Сластниковой.

— Требования, предъявляемые к участникам пленэра, были такие же, как во время проведения «Ржевской палитры»: каждый художник должен подарить городу две работы?

— Не совсем так. Выставочная комиссия сама отбирала лучшие произведения, которые пополнят коллекцию Вятского художественного музея. У кого-то взяли одну картину, а у кого-то — три. Кировчане смогут увидеть их в декабре, затем эту экспозицию покажут в Москве на Покровке, в Выставочном зале Союза художников России.

— Сколько Ваших работ выбрали на итоговую выставку?

— Три картины: «Тихонов монастырь», «Окна Уржума» и «Вид с Отрясовой горы». Мне было приятно услышать добрые отзывы о моих произведениях от членов комиссии, среди которых были народный художник России Валерий Полотнов, Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Галина Корзина, приехавшие из Москвы. В проведении художественных акций очень заинтересован губернатор Кировской области Никита Белых, который, обращаясь к нам, сказал:

— Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в Васнецовском пленэре и керамическом симпозиуме. Всех, кто посвятил свои работы вятскому краю. Это не только наша история, наши корни, но и сегодняшний день — продвижение области на федеральном уровне.

Поездка на пленэр оказалась для меня продуктивной. Не считая трех подаренных работ, я привезла с собой еще более 15 рабочих материалов, которые теперь постепенно заканчиваю дома.

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото из архива
Ирины АВВАКУМОВОЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *