КРЫЛАТЫЕ СВИДЕТЕЛИ СРАЖЕНИЙ

Кто и что может рассказать нам о прошлом лучше, чем свидетели и свидетельства событий минувших лет? Рассказы очевидцев, подкрепленные архив-ными материалами, находками экспедиций и  поисковых отрядов, дают важные ответы на многие затерявшиеся в десятилетиях вопросы.

 С 12 октября в нескольких километрах от деревни Дешевки Ржевского района активные мероприятия по поискам и подъему фрагментов советского пикирующего бомбардировщика Пе-2 («Пешки», такое прозвище дали ему в армии СССР) ведут поисковые отряды Ржева, Московской и Смоленской областей. В один из дней на месте, где во время Великой Отечественной войны упал самолет, вместе с поисковиками побывали и корреспонденты из Ржева и Твери.

8_2Как только приехали, все участники поисков без лишних слов взялись за дело. Чтобы стало возможным поднять из воронки находящиеся там двигатели, сначала нужно было откачать из нее воду. Тишину лесного утра прервал звук работающей помпы. Выкачанную воду тут же использовали для отмывания от земли найденные фрагменты самолета. Аккуратно поворачивая каждую деталь, ребята по очереди выполняли эту кропотливую работу.

О том, как и при каких обстоятельствах нашли самолет, рассказали специалисты «Ржевской городской общественной организации «Военно-исторический поисковый центр. Память 29-й армии» Дмитрий Никитин и Вячеслав Витензон:

8_3— Осенью прошлого года в этих местах мы обнаружили большое количество металлических фрагментов, они были разбросаны в радиусе до 150 метров. Металлоискатель постоянно выдавал сигнал. Потом вышли на воронку, заполненную водой. В двадцати метрах от нее нашли бронеподголовник и куски алюминия. В целях разведки сделали шурфы и наткнулись на часть фюзеляжа, потом нашли стойку шасси, а под ней лежал один из двигателей. Обходя близлежащую территорию, обнаружили в земле еще много искореженного железа. Но  местность вокруг заболоченная, грунт напитан водой, без участия специальной техники начать серьезные работы было сложно. Сейчас это стало возможным благодаря поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО) и администрации Ржевского района.

За несколько дней поисковикам удалось обнаружить в лесном массиве  стойку шасси, задний обтекатель фюзеляжа, закрылки от капота шасси, элероны, лопасть одного из двух винтов, осколок от бомбы, мелкие детали самолета. Удивительно, но на приборах отлично сохранились заводские надписи. На уцелевшей части от системы гидравлики читаем: «провернуть ручку через 54 часа работы», далее номер — 5658, а по резьбе можно свободно, без усилий провернуть тягу регулировки.

8_4Взяв в руки небольшой, но очень тяжелый осколок авиабомбы, которую нес Пе-2, руководитель департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский поясняет:

— Осколок (на нем четко видны несколько цифр заводского номера — 859) был найден под двигателем, поэтому с большой долей вероятности можно говорить о том, что самолет взорвался на своей же бомбе при ударе о землю. От этого взрыва он был полностью уничтожен. Вы наверняка заметили следы обгоревшей краски на обломках фюзеляжа, значит, когда машина падала, она горела, и экипаж, понимая, что спасти самолет невозможно, мог его покинуть. Самолеты могли быть сбиты и зенитной артиллерией.

8_5Есть  сведения, что  12 августа 1942 года с боевого задания по бомбардировке живой силы и артиллерии противника в Ржев не вернулись два самолета Пе-2 из 793 бомбардировочного полка 211 бомбардировочной авиадивизии. Неизвестна и судьба экипажей: командир звена лейтенант Н.К. Киселев, летчик, сержант М.Н. Кочкин, стрелки-бомбардиры лейтенант Е.Л. Гейфман, сержант Н.А. Черных, Г.С. Воротилов, И.П. Алпатов. Известно, что целью Пе-2 был лес в 1,5 км северо-восточнее Ржева.  793 полк просуществовал всего два месяца и был расформирован в связи с гибелью личного состава и техники. В августе 1942 года, в один день при выполнении задания погибло 8 самолетов Пе-2. Тогда же одним из советских самолетов был сбит немецкий летчик-ас.

Сергей Петухов, руководитель поискового отряда «Память 29-й Армии»:

— На сайте «Победа люфтваффе» есть сведения, что на 1 сентября 1942 года немецкими летчиками были подбиты два советских самолета. Это предстоит проверить. Большую работу проводят поисковики, изучая архивы. Экипаж Пе-2 — три человека: пилот, штурман, стрелок-радист. Как только найдем номер двигателя, сможем узнать номер самолета, а значит, и судьбу экипажа.

Через два часа после начала работ удалось откачать воду, и с помощью сначала ГАЗ-66, а потом экскаватора, вытащить из воронки один из двигателей и двулопастную часть винта. Наряду со взрослыми мужчинами, в этой важной и серьезной работе участвовали два молодых паренька и руководитель поискового отряда «Романтик» Гульнара Петрова.

Николай Прохоров, учащийся Ржевского колледжа им. Петровского, член поискового отряда «Романтик»:

— В раскопках я принимаю участие не первый раз. Весной находил блиндажи и останки солдат. Сложно описать чувства, которые испытываю в этот момент. Здесь смешиваются гордость за отвагу и героизм советских солдат и офицеров, волнение от того, что ты своими руками прикасаешься к истории, «аж» дух захватывает. Мне интересно узнавать исторические факты не только из книг, но и будучи непосредственным участником реальных событий, связанных с изучением прошлого нашей страны и родной земли. И теперь, когда я стал членом поискового отряда, мне хочется больше узнать о своих предках.

Сергей Цветков, член поискового отряда «Романтик»:

— Учебе моя деятельность в одном из отрядов «Памяти 29-й Армии» нисколько не мешает. Мы обязаны знать свою историю, помогать людям находить своих без вести пропавших во время войны родственников.

Так совпало, что во время проведения поисковых работ и сбора материала в редакцию позвонила жительница деревни Поволжье Зоя Павловна Цветкова. Она была свидетелем тех давних событий и рассказала, что в августе 1942 года, когда ей было 12 лет, над деревней пролетал советский самолет и сбросил две бомбы. Одну — около деревни Лазарево, другую — прямо около её дома. Потом самолет полетел за Волгу (немцы уже были только там, из деревни ушли), а через несколько минут он развернулся, но летел уже под откос. В тот момент из него катапультировались два летчика. Как потом рассказывали в деревне, один застрелился сам, а второго немцы взяли в плен.

Когда верстался номер, нам стало известно, что на поверхность из воронки подняли второй двигатель, по номеру которого удалось установить, что самолет принадлежал 134 бомбардировочному авиаполку 285 бомбардировочной авиадивизии. А в субботу в 4,5 км северо-восточнее от воронки у д. Дешевки поисковики нашли второй самолет Пе-2. Останков экипажа также не обнаружено. Известен номер двигателя. Теперь, чтобы установить номера самолетов и судьбы экипажей, специалистам предстоит серьезное изучение архивов.

Ольга ЖДАНОВА

Фото автора

 

 

 

 

Наша справка

Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. Разработка Пе-2 была начата в середине 1938 г. группой конструкторов под руководством В. Петлякова в ЦКБ-29. Это ЦКБ принадлежало Спецтехотделу НКВД и представляло собой уникальную организацию — весь костяк конструкторского бюро состоял из репрессированных — «врагов народа», «вредителей». Заключенными были и все фактические руководители бюро, в том числе и В. Петляков, причем, формальными руководителями ЦКБ считались работники НКВД.

В Пе-2 предусматривались различные варианты бомбовой нагрузки в виде фугасных, осколочных и специальных авиабомб общим весом до 1000 кг. Свой первый полет Пе-2 совершил 22 декабря 1939 года.

На Пе-2 впервые в СССР было применено электрическое управление многими механизмами. Электродистанционное управление стало причиной многочисленных случаев самовозгорания самолёта в воздухе, образовывавшиеся при работе искры могли поджечь бензиновые пары. Отношение к самолёту среди лётного и технического состава полков было двоякое. С одной стороны, это была современная для того времени машина, с отличными лётными характеристиками, неплохим оборудованием и автоматикой. С другой — самолёт был сложен в пилотировании, особенно при взлёте и посадке. Всего было выпущено 11 тысяч Пе-2. У немцев очень похожим на Пе-2 был Юнкерс Ju88A-4 выпуска 1940 года. От советской «Пешки» он отличался несколько большими габаритами и весом. Его бомбовая нагрузка достигала 3-х тонн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *