ЖИВОПИСЬ ГАЛИНЫ МАТВЕЕВОЙ

23 октября в Выставочном зале Ржева открылась экспозиция живописных работ ржевской художницы Галины Матвеевой. Представлено 50 картин, написанных маслом, разнообразных по жанрам и тематике: пейзажи, натюрморты, портреты, картины на историческую тему. Выставка приурочена к шестидесятилетию художницы и является своего рода итогом творческой деятельности. Галина Степановна — коренная ржевитянка, с любовью и признательностью вспоминает своих первых учителей рисования, творческих личностей, особенно ржевскую писательницу Елену Петровну Мясникову, преподававшую тогда в школе.

В Рязанском художественном училище, которое Галина Матвеева окончила в 1974 году, живопись преподавали выпускники академии художеств, а в Московском институте имени В.И. Сурикова ей посчастливилось учиться у мэтра советской живописи Дмитрия Мочальского. По окончании института в 1982 году Матвеева возвращается в Ржев. Работая в жанре пейзажа, она участвовала в живописных пленэрах в Ржеве и Зубцове. В 2005 году Матвеева была принята в Союз художников России. Участие в пленэрах, которые проходили в различных городах Тверской области, побудило художницу к созданию пейзажей, где главные действующие лица — люди. На выставке широко представлены эти картины: «Воскресный день», «Переправа», «Сентябрьский вечер». Последняя работа, как наиболее удачная, участвовала в выставке тверских художников, которая проходила в Москве, в Выставочном зале Союза художников в прошлом году.

Чувством любви к родному краю пронизаны эти картины. Необычные, насыщенные, сочные краски в картине «Сумерки». Мы видим ледоход на Волге. Художник очень тонко подметила, как по куполам церквушки, ветвям берез, крышам домов скользит мерцающий свет ясного мартовского дня. С помощью различных техник художнице удалось достичь этого эффекта. Зрителей поражает изумительный серебристо-голубой оттенок неба, перекликающийся с глубоким синим цветом тающего снега и огромных льдин, плывущих по Волге. Радость от прихода весны и в картине «Март», где те же ослепительные краски, тот же лучезарный свет и тени на снегу. Художнице близки и милы тихие окраины Ржева, больше похожие на деревенские улочки, где нет ненужной суеты, где все просто и естественно, но в то же время прекрасно, как прекрасна сама природа.

7_1Особое место в творчестве Галины Матвеевой занимают жанровые работы, на которых запечатлены сюжеты уездной жизни русского города. Давайте прогуляемся по тихим провинциальным улочкам, полюбуемся старинными домиками, деревянными и из белого кирпича. Вот «Осенний вечер» в городе. Ярким пурпуром горят деревья, золотом отливают купола церквей. Великолепное небо, выписанное не так ярко, как основная часть полотна, еще больше подчеркивает насыщенность золотых красок осени и оттеняет светлые пятна белокаменных строений. Другая работа «Осень в городе на Волге» написана после поездки художницы в Кашин, где до революции было больше ста действующих церквей, порядка двадцати сохранились и по сей день. Кажется, что ты прогуливаешься по булыжной мостовой вместе с другими горожанами, слушаешь звон колоколов белокаменной церквушки, что неподалеку, вдыхаешь неповторимый аромат последних теплых сентябрьских дней. Картины «Уездный город», «Пасхальный день», «Осенний Кашин» обладают внутренним магнетизмом, выполненные в уникальной стилистике, словно погружают зрителя в глубокий, наполненный необычными красками мир радости, света и размышления. Вот мы на «Зимней ярмарке». Возможно, и в Ржеве когда-то была такая площадь и торговые ряды, куда съезжались крестьяне с окрестных деревень, чтобы продать свой товар. И такая же чайная, манящая за версту ароматом свежеиспеченных булочек. А народу-то сколько собралось! И чего тут только нет! Продают и валенки, и домотканые половички, и мед, и, конечно же, пряники, и знаменитую на всю округу ржевскую пастилу из душистых яблок, рецепт которой сегодня, увы, утрачен. Яркой ярмарки краски радуют душу, вселяют оптимизм и позитивные мысли.

Жизнь течет своим чередом на картине «Переправа на Волге». Это рассказ о первых послевоенных годах, когда были в Ржеве переправы большие и малые, как в районе Подгореловки (там, где сейчас банк на Красноармейской набережной). Художник запечатлела тот момент, когда люди переправляются на другой берег Волги. Даже телегу с лошадью выдерживает это надежное средство передвижения. Крупным планом изображена другая сторона Волги, с домиками и церковью. На пристани ожидающие парома не скучают — мужичок с гармошкой веселит люд честной. Бодрое настроение придают картине яркие, мажорные цвета.

За последние годы трансформировался и живописный язык художницы. Стилистика ее работ от реализма пленэрного этюда перешла к более условному и символическому пониманию. В последнее время художница интересуется живописью художника XIX века Ильи Соломаткина, вызывает интерес и многообразие стилей живописи начала XX века. Особенно внимательно она изучает творчество Л.В. Туржанского, С.А. Виноградова, А.И. Морозова. На выставке представлены несколько жанровых композиций с историческим подтекстом, где главные действующие лица — ржевитяне XIX-середины XX веков. Это «Волжанка», «Вербное воскресенье», «Празднование Победы».

Художница передает на этих полотнах свое видение и понимание истории родного края. Например, в новой работе «Празднование Победы», написанной этим летом, мы видим, как встречали 9 Мая в первые послевоенные годы на селе. Галина Степановна вспоминает, как широко проходил День Победы у нас, в Ржевском районе, на Сишке, с застольем, самоварами и пирогами, с песнями и плясками под гармошку. Это действительно был праздник «со слезами на глазах». На переднем плане картины на столах — поминальные стопки, накрытые куском черного хлеба — в память о тех, кто не вернулся из боя. И эта деталь красноречивее всего говорит о великой скорби советских людей, о том горе, что принесла война. Тем яснее ощущается вкус и счастье мирной жизни, жизни без войны для всех без исключения: и для солдат в гимнастерках, и женщин, всю войну прождавших своих мужей и сыновей, и, конечно же, для детей, у которых война отняла детство. Именно они — то светлое будущее, ради которого в борьбе с фашизмом сложили головы их отцы и деды.

В память о людях, которые во время оккупации в Ржеве зимой 43-го года молились о нашей Победе, написана картина «Вербное воскресенье». На фоне окна, за которым виднеются очертания Оковецкого храма, молодая женщина со свечой в руках, с надеждой и верой во спасение стоит перед святыми образами, что в красном углу избы, под ними горит лампадка. На столе — веточки вербы в вазе, рядом — молитвенник. А на стене — изображение Георгия Победоносца, как символ стойкости, мужества, несокрушимой воли и силы духа русского человека.

Экспозицию дополняют натюрморты с цветами, носящие декоративный характер. Яркие пятна маков растворяются среди голубовато-сиреневой гаммы букетов из полевых цветов. То яркие, то нежные, словно тающие под пылающим солнцем июля, эти натюрморты придают выставке праздничный настрой. Великолепен натюрморт «Плоды осени» — это уголок ржевского дворика. Хозяева собрали знатный урожай. Красавицы тыквы, кабачки, яблоки уродились на славу. Освещенные закатными лучами солнца они кажутся еще более аппетитными. Насыщенные тона, оранжевые, красноватые оттенки у всех предметов. Рядом видим деревянные постройки. Удачно завершают натюрморт обрамляющие дворик заросли дикого винограда.

Еще одна тема, которой посвящены несколько работ Галины Матвеевой — «Человек в интерьере». Заглянем в «Мастерскую художницы», где царит атмосфера творчества. На столе графин с водой, горшок с цветами, на стеллажах — гипсовые бюсты. За большими окнами — провинциальный пейзаж. Молодая художница пишет картину. Сосредоточенный взгляд, одухотворенное лицо; последний взмах кистью, и работа завершена. Это начало творческого пути, полного надежд, стремлений и позитива. Наверное, такое романтическое состояние знакомо каждому художнику, о подводных камнях профессии узнают они позже. Но ничто, никакие преграды и лишения не могут помешать, если он настоящий мастер. В этом абсолютно убеждена художник Галина Матвеева. Как и сорок лет назад, у нее много творческих планов, идей, которые, будем надеяться, обязательно воплотятся в жизнь. Остается пожелать Галине Степановне крепкого здоровья и вдохновения на создание новых творений.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *