УРОКИ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В С.-ПЕТЕРБУРГЕ.

Мировая художественная культура — уже давно не новый предмет в программе современной школы. Его значение для общего развития личности не ставится под сомнение. Он знакомит детей с шедеврами мировой культуры, учит наслаждаться красотой, понимать искусство, проникать в замысел художника и погружаться в особенности каждой эпохи. Искусство учит гибкости мысли и глубине чувств. Оно делает ближе и понятнее воззрения и стремления наших далеких предков, и даже сами исторические события.

 

Однако часто случается так, что дети, настроенные на сдачу всевозможных ОГЭ и ЕГЭ, воспринимают этот предмет как отдых между физикой и математикой. И очень трудно в рамках сорокапятиминутного урока настроить их на особое, художественное восприятие произведений искусства. Лучший путь — это, конечно, живое знакомство с подлинными произведениями искусства. Только посещение музеев формирует способность смотреть и видеть, чувствовать и оценивать, самостоятельно мыслить и понимать произведения великих мастеров.
С этой целью мы с 9-м классом школы N№ 1 им. А.С. Пушкина и совершили поездку в Санкт-Петербург.

В Петербурге, культурной столице России, знакомство с шедеврами архитектуры и скульптуры начинается сразу с вокзала — это знаменитый Московский вокзал, построенный К.А. Тоном, где в центре зала ожидания вас встречает неизменный бюст создателя города — Петра I, работы Бартоломео Растрелли.

Вокзал находится в самом центре Петербурга, и, выходя за двери, дети сразу оказываются на Невском проспекте — главной улице города, на которой вершилась история и рождались легенды, по которой гуляли цари и революционеры, писатели и герои их произведений.

Вот мы прошли вниз по проспекту, перешли Аничков мост: вот дом, где жил Белинский, а напротив — дворец князей Белосельских-Белозерских. Вот знаменитые кони Клодта. Еще дальше увидели зловещий Михайловский замок. Кому-то из ребят интересно, почему дворец императора Павла напоминает замок, кому-то — блуждает ли еще внутри дух убитого царя, кому-то хочется потереть на удачу кусочек барельефа на статуе Петра I… Неважно, чем изначально вы увлечете ребенка, главное — чтобы его путь к искусству и культуре был интересным, полным открытий и радостей. Ведь чем нам интереснее, тем больше нового мы хотим узнать.

В Храм Вознесения, известный в народе как Храм Спаса на Крови, мы пошли на экскурсию. Необычное для Питера солнце осветило нам всю красоту византийской и итальянской мозаики.

— Это что, правда, все настоящее? Подлинное? — удивился наш Артем.

— И даже в войну не разрушили? — подключилась Ксюша.

Правда, сейчас сложно поверить, но, несмотря на историю храма, в нем действительно каким-то чудом сохранилось 90 процентов подлинной мозаики таких мастеров, как В.М. Васнецов и М.В. Нестеров. Детям нравится слушать про чудеса — даже если это чудеса самые обыкновенные, и про подвиги — даже, если это подвиги обычных людей: реставраторов, хранителей музеев… А может быть, именно про обыкновенные чудеса и подвиги обычных людей слушать как раз интереснее всего?

Дальше наш путь лежал на Дворцовую площадь — в сердце города, к главной цели нашей поездки — музею Эрмитаж. Здесь, проходя из зала в зал, ученики встретились с уже знакомыми по урокам сокровищами египетских гробниц, скульптурой Древней Греции и Рима, живописными и скульптурными шедеврами эпохи Возрождения.

Мы придумали, как сделать наше исследование музея еще увлекательнее. Каждому ученику я раздала по листу с заданиями: найти картину, скульптуру или произведение определенного автора, ответить на вопрос, вспомнить что-то из материала урока, обратить внимание на детали, составить собственное суждение, проанализировать, оценить художественный приём автора. Из слушателей они превратились в участников собственного маленького исследования, настоящего научного приключения.

Ребята из предложенного перечня самостоятельно выбирали те объекты, с которыми им хотелось «работать». Конечно, главное было не в количестве рассмотренных шедевров. Основным смыслом стали эмоциональные «открытия», пробуждение интереса к художественному произведению.

И так приятно, что все было не зря. Это понимаешь, когда твои ученики подходят к тебе и признаются, как призналась моя Аня:

— В прошлом году я была в этом музее. Но такого впечатления не получила. Сейчас, после того, как мы уже об этом говорили на уроках, я понимаю, какие это особенные вещи! А увидеть в подлиннике Микеланджело, Рафаэля, Леонардо просто здорово.

У кого-то даже появились любимые авторы и любимые произведения:

— А меня потрясла скульптура Гудона «Вольтер», — сказал, к примеру, Миша. — Удивительно, как меняется его образ при рассмотрении со всех сторон. Это можно понять только в музее. Никакая репродукция не сможет это передать.

Чтобы в поездке была не только познавательная, но и развлекательная часть, вечером мы поехали на экскурсию на катере по рекам и каналам. Но даже развлечение принесло нам открытие: ведь город совсем другим видится с воды! Незаметно зажглась ночная подсветка, и всё вокруг постепенно приобрело сказочный вид. Призрачный, волшебный город, как ларец с сокровищами и игрушками, открытый рукой хитрого мага, показал нам свои тайны, сумел увлечь и очаровать, но, несомненно, смог и чему-то научить и чем-то навсегда заинтересовать.

Именно это и должно происходить на уроках мировой художественной культуры — увлечение прекрасным, понимание значения искусства в жизни каждого человека и в истории человечества, прикосновение к вечному и познание через вечное — себя самого. И этим нельзя пренебрегать, иначе в жизни потеряется что-то очень важное.

Светлана ЗАЙЦЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *