Андрей Кондратьев, руководитель отдела подготовки космонавтов по транспортным пилотируемым кораблям: «ШАНС СТАТЬ КОСМОНАВТОМ ЕСТЬ У КАЖДОГО»

—  Андрей, наша беседа происходит во время товарищеского матча между футбольными командами Ржева, Ржевского района и командой из Звездного городка. Насколько мне стало известно, в составе делегации нет людей, побывавших в космосе, однако есть те, кто готовится к полетам, и специалисты, которые эту подготовку проводят.  Расскажите, пожалуйста, о целях визита делегации из Центра подготовки космонавтов.

—   Мы прибыли сюда по приглашению администрации вашего города.  Для нас это достаточно почетная миссия: мы встречались со школьниками, которым рассказали о том, кто такие космонавты, о нашей профессии. Обязательно отмечаем, что сейчас возможность стать космонавтом есть для каждого. В том числе и для ребят, с которыми мы беседовали. Это, конечно, непросто, но хочется надеяться, беседа повлияет на профессиональную ориентацию, поддержит и стимулирует молодежь. Может быть, кто-то из них не побоится трудностей и осуществит мечту полететь в космос.

Также у нас существует добрая традиция товарищеских матчей с командами вашего города. Такие игры проходят на протяжении последних 5 лет. Мы уже проводили несколько дружеских матчей в Ржеве, а ваша футбольная команда приезжала к нам в Звезд-ный городок. Я считаю, что спорт сближает людей, это хорошая основа для любых взаимоотношений. У нас в Звезд-ном городке есть спортивные команды по волейболу и футболу.

—  Сколько видов спорта присутствует в программе подготовки космонавтов?

—  Большое количество игровых видов. Очень серьезное внимание уделяется лыжам, кроссовой подготовке — тем видам спорта, которые развивают выносливость и физическую тренированность.

— Скажите пару слов о себе.

— Я родился в Тамбове, закончил высшее тамбовское авиационное училище. По распределению приехал в Звездный городок, в Центр подготовки космонавтов. Проходил службу на разных должностях, но дольше всего работаю инструктором по комплексной подготовке по работе транспортных пилотируемых кораблей. На сегодняшний день состою в звании полковника запаса.

—  Как Вы упоминали на встрече с нашими школьниками, которая прошла в библиотеке Островского, шанс стать космонавтом сейчас есть для каждого из них. Расскажите подробнее. Какие требования для кандидатов и где можно «записаться в космонавты»?

—  Начиная с 2012 года, профессия космонавта стала открыта для широкого круга специалистов. Сейчас проходит открытый всероссийский конкурс по набору в отряд космонавтов. Раньше это было возможно, только если вы работали в космической отрасли — например, ракетно-космическая корпорация «Энергия» или завод имени М.В. Хруничева, либо в отряде Центра подготовки космонавтов, в который можно было попасть только будучи военным летчиком (закрытый набор по воинским летным частям). А сейчас это открытый конкурс: можно подать заявку, и вас будут рассматривать как кандидата. Все условия указаны на сайтах Роскосмоса и Центра подготовки космонавтов. Там все подробно расписано, какие документы нужны, каковы требования к кандидатам.

Обязательное требование: высшее образование, желательно техническое. Нужны документы об этом,  плюс справка о состоянии здоровья, выданная предварительной медицинской комиссией. Сейчас наибольшее предпочтение отдается инженерным и техническим профессиям, это может быть связано с энергетикой, ракетостроением, авиастроением. Спектр специальностей достаточно обширный.  Хотя сейчас есть определенные предпосылки для возобновления программы полетов к другим планетам — тогда понадобятся и химики, и биологи, и медики. Но сегодня объективная реальность такова, что наибольшим спросом пользуются именно инженеры-техники. Я хочу добавить, что это и в обычной жизни одна из самых востребованных профессий.

— А как сейчас обстоят дела с программами исследования других планет? После завершения американской Лунной программы создается такое впечатление, что человечество забыло о далеких планетах и звездах. Еще интересно, какую практическую пользу можно получить, создав исследовательскую станцию на Луне.

— Сейчас все большую популярность и приоритетность получает идея развития Лунной программы, возможно даже — программу посещения Марса. Все происходящее на данный момент в науке можно считать трамплином для подготовки к освоению других планет, базовой площадкой для дальнейшего исследования. У нас несколько лет назад проходил серьезный эксперимент. Назывался он «Марс-500» и был направлен на исследование возможности пребывания некоторого сообщества людей в замкнутом пространстве, имитирующем условия космической станции, которая направляется к Марсу и возвращается обратно. Участники эксперимента находились 500 дней в замкнутом пространстве. В состав группы были включены медики и биологи. Этот эксперимент проходил в Москве на базе Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Эксперимент показал, что все это возможно. Но есть у нас и открытые вопросы. Если говорить о том, что ближе для нас, для Центра подготовки космонавтов — это увеличенная, практически полная автономность экипажа. На сегодняшний день экипажи работают в постоянном контакте с Центром управления полетами, осуществляющим постоянную поддержку принятия решений. Есть, конечно, моменты, когда экипажи находятся за пределами зон радиовидимости и им приходится самостоятельно принимать решения.  Но в настоящее время такие периоды кратковременны и не имеют большого значения. А при полете к другим планетам космонавты и люди, которые контролируют полет на Земле, должны быть готовы к отсутствию устойчивой связи и к необходимости первыми самостоятельно принимать решения. Это налагает большие требования как к самим членам экипажа, так и к их подготовке.

—  Скажите, как долго может находиться человек в невесомости?  Там же идут разнообразные процессы: атрофия мышц, ослабление костной ткани…

— Мне об этом достаточно сложно говорить, я не являюсь медиком.  Но насколько понимаю, это сейчас главная медицинская проблема в исследованиях космоса. На данный момент единственным способом поддержания космонавта в условиях невесомости являются физические упражнения.

Сейчас проходит полет, увеличенный по сроку до года, который и призван ответить на многие вопросы, связанные с пребыванием человека в невесомости. На МКС работают наш  Михаил Корниенко  и американец Скотт Келли. По итогам их работы можно дать какое-то заключение.

—  Мы одни во Вселенной? На эту тему в СМИ много разных разговоров, что, мол, слышали, видели что-то… Скажите, что говорят люди, которые были в космосе?

—  Скажу так: при мне никто из тех людей, кто был в космосе, ни разу не упоминал, что видел или ощущал что-то внеземного происхождения. А что касается жизни во Вселенной, то среди космонавтов, как и среди остальных людей, есть разные теории и мнения об этом.

—  В России за все время полетов женщин-космонавтов было четыре, в то время как у американцев — больше в десять раз. С чем это связано?

—  Я не думаю, что количество женщин в нашей космонавтике связано с какими-то физическими и психологическими способностями. Скорее, с каким-то понятием о «женских и мужских профессиях». Бытует мнение, что космонавт — это не женская профессия. Работа сложная, требует больших усилий, кроме того, нахождение в космосе не прибавляет здоровья. Космос в принципе агрессивная и недружелюбная среда для жизни человека. А мужчины физиологически крепче. Хотя в последнее время женщины «наступают по всем фронтам» и разделение на мужские и женские профессии становится более условным. Так что, я думаю, что женщин в космонавтике станет больше, тем более, что сейчас возможность есть у всех.

— Вы видели космонавтов после приземления?  Они правда настолько ослаблены, как показывают в фильмах, и как долго длится такое состояние?

—  Оно зависит, в первую очередь, от физической подготовленности каждого космонавта. В полет набирают людей с примерно одинаковым хорошим уровнем здоровья и тренированности, но все равно люди разные. Обычно острый период адаптации длится где-то в течение 3 дней, после чего такие сильные неприятные ощущения проходят.

—  Экипаж МКС — многонациональный, отсюда вопрос: как космонавты общаются между собой и по какому принципу люди подбираются психологически?

—  В Центре подготовки созданы специальные группы медиков, которые занимаются вопросами психологической совместимости: проводят тесты, анализы, составляют психологический портрет. Естественно, при составлении экипажа все эти данные учитываются. Это важный и интересный момент, поскольку надо учитывать еще и особенности разных стран, их культуру, религию и так далее. А если говорить о языке общения, то на станции принято общаться на английском. Однако корабль, на котором доставляются экипажи до станции — территория России, поэтому во время полета на корабле мы говорим по-русски, на русском же ведется общение с Центром управления полетами. Есть определенная планка по знанию языка, причем это касается всех космонавтов. Так, американские астронавты проходят подготовку по русскому языку, а наши — по владению английским.

—  Космонавт должен, находясь в экстремальных условиях, не просто побороть свой страх, а выполнять какую-то работу. Соответственно, должны быть выработаны определенные навыки и стрессоустойчивость. Какие элементы подготовки включает в себя работа в экстремальных условиях?

—  Адаптация космонавтов к работе в разнообразных экстремальных условиях — это одна из важнейших задач Центра. Тут есть определённая специфика. Возьмем для примера парашютную подготовку. Задача летчиков — просто научиться прыгать с парашютом, чтобы в случае внештатной ситуации спасти свою жизнь. Для космонавтов цель подготовки направлена на то, чтобы человек смог осознанно работать и принимать адекватные решения, перешагнув рубеж страхов. Например, есть такие задания: во время прыжка с высоты 3-5 тысяч метров, до открытия парашюта, во время свободного падения, космонавты на специальном планшете, закрепленном на руке, решают какие-то математические или ситуационные задачи.

Сейчас европейцы предложили еще один вид подготовки космонавтов — спелеологическую. Необходимо находиться в пещере в течение недели, выполняя определенные задачи. Это учит работать в замкнутом пространстве и формирует навыки группового взаимодействия и взаимопомощи. Есть также подготовка на имитацию условий невесомости.

—  Говорят, что космонавты не курят, причем, не только из соображений здорового образа жизни, а по техническим причинам — в невесомости, если зажигать спичку, вокруг тут же выгорает кислород, и пламя гаснет. Но были же случаи пожаров на космической станции, как там вообще что-то может гореть?

—  Действительно, на станции подбираются такие материалы, которые априори плохо горят, а если и горят, то выделяют мало газов, не дымят. Однако известен пожар на станции «Мир», где горела не внутренняя обшивка, а специальная кислородная шашка. Наверное, был какой-то дефект, и от нагрева, вызванного химической реакцией, она загорелась. И то, это было не открытое пламя, а скорее тление с большим задымлением. Также космонавты проходят подготовку на случай внештатных
ситуаций.

— И в заключение беседы позволю себе шутку: хорошо, курить нельзя, а по 50 грамм?

— Ну, если только найдете на орбите магазин… Это же должно как-то доставляться на станцию, а весь полезный вес под учетом. Потом, здоровый образ жизни для космонавта — это насущная необходимость, там и так вредных факторов хватает. Курящих в Центре подготовки космонавтов по пальцам можно пересчитать.

— На этой позитивной ноте мы и закончим нашу беседу. Спасибо!

Беседовал Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *