Максим ШУМАКОВ, заместитель директора по сбыту обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт»: ПЛАТА ЗА ОДН ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ БУДЕТ НЕ БОЛЬШЕ НОРМАТИВА

— Максим Геннадьевич, чтобы не запутать читателей, поясним, что такое обособленное подразделение «Тверь-АтомЭнергоСбыт» и чем занимается.

— ОП «ТверьАтомЭнергосбыт» — обособленное подразделение АО
«АтомЭнергоСбыт». АО «АтомЭнерго-Сбыт» — энергосбытовая компания, которая входит в состав ОАО «Концерн Росэнергоатом» — энергетический дивизион «Росатома». «АтомЭнерго-Сбыт» — гарантирующий поставщик электроэнергии в Курской, Мурманской, Смоленской и Тверской областях. Компания обслуживает предприятия атомной отрасли в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Мы являемся гарантирующим поставщиком (то есть занимаемся сбытом электроэнергии, работой непосредственно с потребителями) в регионах, где расположены АЭС (Курская, Калининская и Смоленская атомные электростанции), от работы которых зависит социально-экономический климат областей. В Тверской области эти функции мы выполняем с 1 апреля 2014 года, приняв на обслуживание более 15 тысяч юридических и 720 тысяч физических лиц — потребителей электроэнергии.

— Соответственно, в Тверской области несколько районных отделений, так? Одно из них — Ржевское, возглавляемое Татьяной Марусяк.

— Верно. Это отделение межрайонное, таких в области шесть, а центр обслуживания клиентов в Ржеве располагается по ул. Смольная, 48.

— Недавно ржевитяне получили платежные квитанции за электроэнергию нового образца. Переходом на новые квитанции объяснялась и их задержка. Расскажите, чем было вызвано такое изменение, и что появилось в новой квитанции для потребителей?

— Квитанция нового образца выглядит следующим образом: на внешней стороне бланка, свернутого в виде конверта, размещены наименование документа «Счет на оплату электроэнергии», наименование гарантирующего поставщика ОП «ТверьАтомЭнерго-Сбыт» и адрес: Россия, г. Тверь, ул. Софьи Перовской, д.3, 170003, телефон горячей линии: 8-800-550-30-69. В нижней части отображается ФИО и адрес потребителя.

Главное отличие этих квитанций от использовавшихся ранее — увеличение масштаба квитанции для улучшения зрительного восприятия сведений о плательщике, информации для внесения платы за электроэнергию (увеличение реквизитов), сведений о перерасчетах (доначислениях, уменьшениях), а также подробная информация по показаниям всех приборов учета энергии, как индивидуального, так и общедомового.

В одном из разделов квитанции потребители смогут узнать номер общедомового прибора учета, объем общедомового потребления, суммарный объем индивидуального потребления всех жилых помещений (квартир) многоквартирного дома, объем потребления расположенными в нежилых помещениях многоквартирного дома юрлицами, расход электроэнергии на общедомовые нужды, а также площадь жилых и нежилых помещений и общедомового имущества многоквартирного дома. Люди четко понимают и видят, за что они платят, и как была рассчитана начисленная сумма.

Кроме того, в нижней части квитанции добавлен блок, с помощью которого компания будет доводить до граждан сообщения о правилах предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, например: о способах передачи показаний приборов учета, о правилах приема показаний приборов учета в расчет и последствиях, в случаях непредоставления показаний, о том, что потребители-граждане должны делать в случае перерывов энергоснабжения или отклонения напряжения и (или) частоты тока и др.

Получив от энергосбытовой компании счет за электроэнергию, потребители должны будут снять показания счетчика, вписать в специальную графу и просто оплатить счет в любом пункте приема платежей.

Используя эти данные, каждый житель сможет самостоятельно проверить правильность расчетов и сверить представленную к оплате сумму.

Сама квитанция с конфиденциальной информацией находится внутри платежного документа. Вскрывать конверт следует по специально обозначенной линии отреза.

— Теперь поговорим о теме, которая уже несколько лет вызывает самые острые дебаты и недовольство жителей: оплата за ОДН.

— Я хотел бы акцентировать внимание, что раньше с ОДН напрямую не работал ни один гарантирующий поставщик в Тверской области.

С первого дня работы коллектив ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» взялся за укрепление платежной дисциплины. Одной из самых проблемных групп с точки зрения оплаты были ОДН. И мы предприняли необходимые действия для наведения порядка.

Внутридомовые электрические сети входят в общее имущество дома, которым солидарно владеют собственники квартир. Все, что подключено к внутридомовым сетям (помимо квартир), потребляет электроэнергию на общедомовые нужды: освещение лестничных площадок, подвалов, чердаков (иногда и дворов); антенные усилители, домофоны; подпитывающие водяные насосы; лифты и другое оборудование. На это расходуется электроэнергия, и за нее обязательно надо платить.

Все многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета — это требование федерального законодательства. Плата за ОДН рассчитывается по формуле, которая не очень сложна: фиксируется показание общедомового прибора учета, суммируются показания квартирных счетчиков. Определяется разница показаний общедомового и суммы показаний квартирных приборов учета. Эта разница и есть потребление на общедомовые нужды. Она распределяется между всеми пропорционально площади квартир. Полученный результат по каждой квартире умножается на тариф — получим размер платежа за ОДН. На эту сумму и выставляются счета. Никакой самодеятельности мы в расчетах не проявляем, все делается по утвержденной Правительством РФ формуле.

— Вот эта сумма и вызывает большое количество вопросов и нареканий со стороны жителей! Сколько было жалоб и писем по поводу завышенных начислений — не счесть. И наконец, с 1 апреля следующего года, структура платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме для собственников и нанимателей жилых помещений поменяется. То есть платить за ОДН мы все равно будем, но по новым правилам. Расскажите об этом подробнее.

— «ТверьАтомЭнергоСбыт» принял решение взимать платежи за электроэнергию на общедомовые нужды с потребителей напрямую при отсутствии договоров с управляющими организациями. Эти организации — по сути, посредники между ресурсоснабжающей компанией и конечными потребителями. Договоров с гарантирующим поставщиком, дающих право выставлять потребителям счета за ОДН, у большинства управляющих компаний (УК) нет. Поэтому мы посчитали правомерным шагом перейти по ОДН на прямые расчеты с потребителями.

В нынешнем году, когда ГЖИ провела лицензирование управляющих компаний, ситуация изменилась. На лицензированные УК возлагается ответственность за общедомовое имущество, включающее и внутридомовые электрические сети. С 1 апреля коммунальный ресурс превращается в коммунальную услугу — это касается и электроэнергии. И выставляться счета за ОДН будут по другой строке в платежном документе. Строка ОДН из платежки уйдет, а этот платеж будет включен в общий платеж по содержанию домового имущества. Это уже чистая ответственность управляющей компании.

— Формула расчета размеров платежей за ОДН тоже изменится?

— Формула, утвержденная правительственным постановлением N№ 354, сохраняется. Но для УК вводится четкое ограничение: они будут вправе взимать плату за ОДН лишь в пределах норматива. Если же реальный расход электроэнергии на общедомовые нужды превысит нормативный предел, то сверхнормативный расход управляющей компании придется отнести на свои издержки.

— Судя по тому, что практически везде начисления за ОДН превышали нормативные показатели, управляющей компании придется компенсировать достаточно большие суммы?

— Да, и это происходит не потому, что норматив завышен, а из-за нерачительного использования электроэнергии. Поэтому такие изменения послужат дополнительным стимулом для наведения порядка в электрохозяйстве каждого конкретного дома.

— И заинтересованы в этом будут, прежде всего, управляющие компании.

— Именно. Ведь сверхнормативное потребление электроэнергии будет умножать их убытки. Для сокращения издержек на ОДН придется активнее бороться с фактами несанкционированных подключений (попросту говоря — воровства) электроэнергии, бездоговорного подключения юридических лиц к внутридомовым сетям (таких фактов тоже предостаточно), добиваться повсеместной установки приборов учета требуемого класса точности, убеждать собственников общедомового имущества в оснащении дома энергосберегающим оборудованием.

— А жители, напротив, могут успокоиться и перестать добиваться снижения расхода электроэнергии на ОДН?

— Думаю, успокаиваться рано. Надо стремиться к тому, чтобы платить за ОДН ниже норматива. Для этого следует решить очень большую проблему — поменять старые счетчики в квартирах. Таких приборов учета в городах и поселках области остается все еще очень много. Эти приборы выслужили свой срок и не обеспечивают необходимую точность измерений. Как правило, устаревшие индивидуальные приборы учета занижают расход электроэнергии, и по квартирным счетчикам люди платят меньше. Но это мнимая экономия. Она приводит к увеличению платежей за ОДН. Ну и, конечно, и в новых условиях участвовать в энергосбережении и повышении энергоэффективности собственники общедомового имущества тоже должны. Для их же блага.

— Но среди собственников и нанимателей жилья по-прежнему много тех, кто не только за ОДН, вообще за электричество не платит! Кто будет работать с неплательщиками?

— Полномочия разграничиваются так: «ТверьАтомЭнергоСбыт» будет выставлять счета за ОДН управляющим организациям. Счета за индивидуальное потребление по-прежнему будут выставляться собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в МКД. Неплательщики будут выявляться силами сбытовой компании (договор с юридическими лицами на ОДН позволит контролировать их наличие в нежилых помещениях многоквартирных домов). Взаимодействие УК с ресурсоснабжающей организацией даст возможность упорядочить расчеты за электроэнергию, контролировать правильность начислений размеров оплаты.

При предлагаемой модели есть плюсы и для населения. Жители получат счета за ОДН в едином документе от УК по принципу одного окна. Плата за ОДН не будет превышать норматива потребления, сверхнормативное начисление отменяется. Сроки доставки счетов за индивидуальное потребление сокращаются. Население получит возможность проводить обновление индивидуальных приборов учета под контролем управляющих организаций.

— Насколько актуальны сегодня вопросы неплатежей и кто являются самыми крупными неплательщиками?

— Стоит отметить, что порядка 95% частных потребителей, физических лиц оплачивают электроэнергию своевременно. Основными неплательщиками в первую очередь являются предприятия ЖКХ, а также недобросовестные энергосбытовые компании — перепродавцы электроэнергии. Мы направили свои усилия на нивелирование схемы, когда частные сбытовые компании заключали договор с гарантирующим поставщиком, пользуясь его определенной законом обязанностью гарантировать поставку электроэнергии, а потом попросту прекращали существование вместе с оплаченными потребителями средствами. Нам хорошо известны и детально изучены эти риски, а в регионах организована работа комиссий по расчетам на розничном рынке, в деятельности которых мы принимаем самое активное участие. Кроме того, специалистами выявлены все проблемные точки и потребители, определен круг юридических лиц, которые требуют особого внимания. Для обеспечения баланса расчетов в ОАО «АтомЭнергоСбыт» утверждено положение о работе с дебиторской задолженностью, предусмотрен четкий алгоритм действий, включающий в себя досудебное урегулирование, практику судебно-претензионной работы и как крайнюю меру — ограничение электроснабжения неплательщиков.

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *