Убийство, которого не было

13 ноября Вышневолоцкий театр преподнес ржевским зрителям очередной подарок — спектакль-водевиль «Убийство на улице Лурсин». Его вполне можно поставить в один ряд с «Соломенной шляпкой» и прочими веселыми историями с неожиданной развязкой. Здесь же еще до начала действия внимание театралов привлекли яркие декорации в стиле афиш и интерьеров знаменитого кабаре «Мулен Руж» с его неизменными красотками, танцующими канкан.

Действие спектакля происходит в Париже в начале XX века. Главный герой по имени Оскар Ланглюмэ просыпается после бурно проведенного вечера по случаю встречи выпускников некогда оконченного им училища и с ужасом осознает, что с определенного момента этой встречи и до сегодняшней минуты решительно ничего не помнит. Где был, с кем, что делал — неясно. К тому же, в его собственной постели обнаруживается приятель и однокашник Оскара, с которым они вчера кутили, — Мистенгю, шеф-повар, недавно получивший работу в Швейцарии. Наш герой понимает, как долго ему придется объясняться с женой по поводу отлучки из дома на ночь глядя без ее ведома и потери зонтика, принадлежащего племяннику Оскара, Потару, к которому, кстати, чета Ланглюмэ сегодня приглашена на крестины. От всего этого головная боль становится только сильнее, и Оскар с приятелем утоляют жажду прямо из вазы с цветами — данный эпизод претендует на звание одного из самых комичных в спектакле. Особенно когда вода закончилась, и в вазу налили вино, потягивая его через соломинку.

7_5Дальнейшие события разворачиваются стремительно и угрожающе. За завтраком жена Оскара просит слугу Жюля (весьма колоритный персонаж) подать ей свежую газету, но вот незадача — слуга отнес ее соседской горничной, и, чтобы выйти из положения, дает госпоже почитать другую газету, более старую. Из нее мадам Ланглюмэ узнает страшную новость об убийстве молодой угольщицы, имевшем место прошлой ночью на улице Лурсин. Оба гуляки-выпускника тут же принимают это преступление на свой счет, тем более что память к ним пока не возвращается, руки испачканы углем, а в карманах лежат чепчик и туфля — чем не улики, изобличающие злодеев? Наши герои приходят в ужас и клянут себя за пристрастие к горячительным напиткам.

О, если б сняли с нас вину,

Не подошли бы ввек к вину!

7_3Но потом они решают, что еще не все потеряно, и принимаются за дело: уничтожают улики, пытаются обеспечить себе алиби, подкупить и даже «убрать» свидетелей, в числе которых оказываются Жюль и Потар, строят планы побега за границу.

Кто осторожен и умен,

Тот обойдет всегда закон!

Казалось бы, ситуация не из приятных, но наблюдать за паникой главных героев было интересно и где-то даже забавно.

7_1Известно, что в водевиле нет места преступлению — слишком трагично для веселого жанра. Мистенгю снова читает статью об убийстве угольщицы, и выясняется, что эта газета увидела свет аж двадцать лет назад! Значит, наши герои не имеют к случившемуся ни малейшего отношения, а зрителям остается только удивляться: неужели мадам Ланглюмэ сразу не догадалась о возрасте газеты, хотя бы судя по состоянию бумаги?!

7_2Тем не менее, перед традиционно счастливым финалом Оскару все же предстоит объяснить супруге, получившую внушительный счет, что побудило его устроить настоящую оргию у соседки с нижнего этажа, в результате чего он и приятель были заперты в чулане, где хранится уголь. Так вот как у незадачливых гуляк в карманах оказались кусочки угля, а что до туфельки и чепчика, то и здесь все легко сопоставить — подобные кутежи не обходятся без дам! Но, согласитесь, любая семейная сцена — ничто перед обвинением в убийстве, которого не было, точнее, оно было, но совершено уже давно и не руками Ланглюмэ и Мистенгю, уже готовящегося отбыть в Швейцарию к новому месту работы. Занавес!

Спектакли Вышневолоцкого театра проходят в нашем городе регулярно и принимаются публикой тепло, собирая если не полный зал, то вполне достаточное количество зрителей. Так было и в этот раз. Ржевским театралам представилась возможность культурно отдохнуть после окончания очередной трудовой недели, от души посмеяться и поднять себе настроение.

Оценивая игру актеров, скажем, что особенно попали «в точку» оба главных героя и слуга Жюль. Актрисе, игравшей жену Оскара, следовало бы проявлять поменьше жеманства, а роль актера, представлявшего персонаж Потара, была эпизодической, поэтому здесь трудно сказать что-то определенное. Нельзя не отметить обилие музыкальных номеров, сопровождавшихся неоновым мерцанием крыльев «Красной мельницы» и аплодисментами, а также декорации, которые пришлись бы по душе самому Тулуз-Лотреку. Однако в смысле постановки спектакль получился слабоватым по отношению к ряду других работ данного театрального коллектива. Дело в том, что в большинстве случаев спектакли ставятся по иностранным произведениям, а у иностранцев, в частности французов, совсем другой менталитет, зачастую непонятный нашим соотечественникам. Вот и выходит, что «наши играют французскую жизнь» не слишком убедительно: хоть бы включили в сценарий несколько общеизвестных фраз на французском языке! Необходимо учитывать и специфику изображаемой эпохи — люди, жившие даже сто лет назад, сильно отличались от современных, и это различие нужно уметь подчеркнуть.

Несмотря на мелкие недостатки, реакция зрительного зала красноречиво свидетельствовала о том, что водевиль удался. Будем рады снова увидеть гостей из Вышнего Волочка на ржевской сцене и выскажем пожелание, чтобы в следующий раз они привезли нашим театралам относительно современную зарисовку из российской жизни — для разнообразия!

Татьяна САФРОНОВА

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *