«Пишу на одном дыхании» —

Так говорит о своей работе над этюдами тверская художница Любовь Лазакович, посетившая наш город и устроившая для учеников Ржевской школы искусств мастер-класс по живописи в технике «пастель».

Любовь Александровна Лазакович родилась в Твери. Рисовать любила с детства, и уже в 6-7 лет хотела учиться в художественной школе, но в то время обучение в ней начиналось только для детей 10-11 лет (сейчас принимают и дошкольников). В 1997-м окончила Тверское художественное училище им. А. Венецианова по специальности «живопись», с 2000-го Любовь Лазакович преподает в детской художественной школе им. В. Серова. С 2011 года является членом Тверского отделения Союза художников России. Художница часто посещает пленэры в различных районах нашей области, в том числе пишет с натуры в музее деревянного зодчества Василево под Торжком и на Академической даче им. И. Репина под Вышним Волочком — это место вдохновляет многих мастеров кисти. А побывать на пленэре в Торопце, где подобные мероприятия устраиваются не только в региональном, но и во всероссийском и даже международном масштабе, — истинное счастье для художника. Живое общение, бесценный обмен опытом, а главное — возможность творить хоть сутками напролет: ведь все бытовые заботы организаторы пленэра берут на себя.

7_1Любовь Лазакович работает только на природе, считая, что правильно написать этюд с фотографии невозможно: нет ощущения присутствия, тебя не обдувает ветер, не светит солнце, не идет дождь или снег, а все эти мелочи очень много значат для передачи настроения! Действительно, работы художницы, пред-ставленные в Ржевском выставочном зале, очень эмоциональны, хотя на первый взгляд кажутся неброскими — на них не увидишь ярких красок или диковинных пейзажей. Тем не менее, хочется оказаться где-то около заброшенной усадьбы или строящейся церкви, прогуляться по лесу или посмотреть с какой-нибудь высокой точки на один из древних городов Тверской области с его патриархальной красотой и спокойным очарованием.

7_9В большинстве случаев Любовь Александровна создает этюд «на одном дыхании» — за 2-2,5 часа, как правило, не внося в работу последующих изменений. Отчасти это обусловлено непостоянством природы: скроется, например, солнце — и все вокруг смотрится уже по-другому.

7_8Художнику, работающему под открытым небом, часто приходится терпеть определенные неудобства: жару, холод, дождь, снег, ветер. Но настоящие мастера относятся к этому стоически, считая природные «помехи» ничтожной платой за то огромное счастье, которое доставляет живописцу творческий процесс.

7_7Но ближе к делу, точнее — к мастер-классу. В Выставочном зале собралось примерно полтора десятка учеников Детской школы искусств N№ 3 разного возраста, но всех их объединяло одно — желание сделать шаг вперед в изучении искусства живописи. Ребята застыли в ожидании, у каждого на коленях — лист бумаги, а рядом — пастель (подобие набора цветных мелков). Любовь Александровна велит всем в буквальном смысле слова засучить рукава во избежание перенесения всех цветов радуги на одежду. И таинство создания рисунка начинается!

7_4В рамках данного мастер-класса предполагалось изображение морского пейзажа. В первую очередь рисуется линия горизонта — чуть ниже середины листа, затем появляются контуры облаков, уходящих вдаль согласно законам перспективы. Затем наступает ответственный момент — изображение неба с использованием приема «растяжки», т. е. синий цвет становится светлее по мере приближения к линии горизонта. Более темным оттенком синего выделяются области рядом с облаками для того, чтобы показать их белизну. Да и на сами облака необходимо нанести «игру» света и тени, сделать их воздушными, нереальными, «живыми».

7_3Теперь — море. Оно, напротив, по мере удаления от зрителя становится темнее, а на переднем плане особенно четко видны волны, по которым скользит небольшой кораблик с парусами (белыми, алыми, черными — как подскажет фантазия); ветер несет его на скалы прямо по курсу, команда пытается спастись, пересев в шлюпку. На заднем плане виднеется еще один корабль, а над водой носятся вечные спутницы моряков — крикливые чайки, изображаемые почти схематично как малые объекты, наблюдаемые издалека.

Юные живописцы старательно водят мелками по бумаге, время от времени растирая хрупкую пастель по листу для придания рисунку естественности и однородности; исправляют ошибки — к счастью, это легко сделать с помощью обычного ластика.

Затем участники мастер-класса фотографируются на память, демонстрируя свои работы. Удивительно, сколько вариантов получается при изображении одинакового пейзажа! Любовь Лазакович напоминает ребятам, что пастель — очень хрупкое вещество, поэтому рисунки нужно нести осторожно, а уже дома «закрепить» их на бумаге лаком для волос. На выставке такие работы желательно помещать под стекло, иначе посетители рискуют унести часть композиции на своей одежде, что однажды уже произошло с Любовью Александровной и ее учениками. Хорошо, что ущерб оказался незначительным, и художник его не заметил!

Когда побываешь на таком мастер-классе, возникает уверенность, что и ты вполне можешь научиться рисовать, тянет взять в руки лист бумаги и те самые «мелки» и начать творить. И только потом понимаешь, что живописи нужно учиться довольно долго, и познать это искусство, тем более в совершенстве, дано далеко не всем. Тем не менее, наблюдать за сосредоточенной работой сразу ставших одухотворенными детей и слушать рассказ художницы о приемах создания правильной композиции, было очень интересно. Желаем Любови Александровне и всем ее ученикам (к которым теперь относятся и юные ржевитяне) творческих успехов и покорения новых высот!

Татьяна Сафронова

Фото
Владимира Кутузова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *