Осторожно-оптимистичный бюджет

10 декабря состоялись публичные слушания по бюджету Ржевского района на 2016 год. Стоит отметить, что, несмотря на широкое оповещение в прессе, интерес у населения к главному финансовому документу невелик. Меж тем цифры, озвученные на публичных слушаниях, позволяют трезво оценивать финансовое положение района.

Итак, каким образом складывается бюджет 2016 года. Определены основные подходы к формированию расходов:

Сохранение социальной направленности бюджета; обеспечение реализации Указов Президента РФ; полное обеспечение действующих расходных обязательств; повышение эффективности оказания муниципальных услуг бюджетными учреждениями; соблюдение нормативов формирования бюджетных ассигнований на содержание органов местного самоуправления.

Объем сформированного бюджета на 2016 год составляет 220156 тыс. рублей. Его главная отличительная особенность — бездефицитность и отказ от кредитов. Кроме того, имеющийся к началу года кредит в сумме 4,5 млн. рублей район досрочно погасил. Отказ от кредитов обусловлен, во-первых, тем, что кредиты снижают возможность получать средства из поощрительного фонда области, во-вторых, всякое кредитное обеспечение связано с дополнительными расходами. Безусловно, в случае острой необходимости не исключается возможность заимствования, но пока район планирует не связывать себя кредитными обязательствами. Как сказал во время публичных слушаний глава района Валерий Румянцев, в течение последних шести лет район придерживается технологии закладывать в бюджет минимальные доходы и расходы, но в процессе года происходят, в зависимости от изменений в областном бюджете, положительные изменения в сторону увеличения консолидированного бюджета района.

Зависимость районного бюджета от поступлений из областного и федерального бюджетов составляет 50 процентов от всех доходов. Такая тенденция прослеживается на протяжении последних лет. В 2015 году ожидаемые поступления должны составить 66,2 процента. В проекте бюджета — 54,4 процента, при том, что учтены не все поступления из областного бюджета.

Более 72 процентов или более 159 млн. рублей бюджетных расходов 2016 года приходится на социальную сферу, львиная их доля (61 процент, или более 134 млн. рублей) как и прежде — на образование. Для сравнения: в 2015 году — 59,9 процента. Это связано с тем, что отраженные в районном бюджете цифры, расходуемые на эту отрасль, прямо пропорциональны ассигнованиям из областного бюджета.

На финансирование отрасли культуры в проекте бюджета 2016 года запланировано 6,6 процента, или 14621,9 тыс. рублей. В бюджете текущего года — 5,3 процента, или 12235 тыс. рублей На социальную политику — 4,5 процента, или 9869,6 тыс. рублей. В 2015 году — 4,1 процента, или 9468,7 тыс. рублей. Расходы на физическую культуру немного урезаны и составляют 0,1 процента, или 310,0 тыс. рублей по сравнению с 2015 годом (0,2 процента, или 360,0 тыс. рублей).

Из общей суммы расходов на образование (134327,1 тыс. рублей) бюджетные ассигнования на содержание восьми районных детсадов составляют 23271,8 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета — 12319 тыс. рублей (заработная плата педагогическим работникам, учебные расходы), а за счет бюджета района — 10952,8 тыс. рублей. На содержание 14-ти школ в бюджет 2016 года заложены 101779,7 тыс. рублей. В эту цифру входят субсидии из областного бюджета — 62050,0 тыс. рублей, субсидии из бюджета района — 28671,5 тыс. рублей, средства на обеспечение учащихся начальных классов горячим питанием — 1227,4 тыс. рублей из местного бюджета. Также за счет местного бюджета на подвоз школьников к месту учебы заложено 3529,7 тыс. рублей. Субсидии МОУ ДОД — 1379 тыс. рублей и субсидии школе искусств — 4931,1 тыс. рублей.

Несмотря на то, что главный финансовый документ является осторожно-оптимистичным, в бюджет 2016 года заложены средства и на развитие газификации — 1 млн. рублей. Это дает надежду тем населенным пунктам, где уже начаты работы по газификации, на ее возобновление в следующем году.

На содержание дорожного фонда предусмотрены средства: из областного бюджета — на содержание дорог 2 и 3 класса — 6892,8 тыс. рублей и за счет муниципального дорожного фонда запланированы расходы на содержание автодорог общего пользования в сумме 3996,5 тыс. рублей.

На субсидии МУП «ЖКХ-Сервис» в бюджете следующего года заложено 2 млн. рублей. Субсидия целевая — на оплату газа и электроэнергии. В 2015 году в бюджет было заложено 1 млн. рублей на эти цели.

Резервный фонд администрации в проекте бюджета составляет 1 млн. рублей. На обеспечение работы контрольно-счетной палаты — 451,3 тыс. рублей. На обеспечение деятельности представительного органа — 1368 тыс. рублей. Первоначальная цифра «депутатских денег» в бюджете следующего года — по 30 тыс. рублей на каждого депутата. В прошлом году эта сумма составляла 50 тыс. рублей. Стоит пояснить, что так называемые «депутатские деньги» — это средства, выделяемые каждому депутату из бюджета района на решение тех или иных социально-экономических вопросов сельских поселений.

Проект бюджета 2016 года сформирован на основе объемов бюджетных ассигнований на финансирование 11 муниципальных программ, которые охватывают все основные направления деятельности исполнительных органов муниципальной власти района. Доля «программных расходов» составляет более 98 процентов, или 216886,2 тыс. рублей.

Несмотря на сложное экономическое положение в стране, Ржевский район в следующем году будет продолжать участие в Программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На эти цели в бюджете заложено 2304 тыс. рублей. Ржевский район находится на 5-м месте в области по сумме осваиваемых средств в рамках этой Программы. Также продолжится реализация Программы поддержки местных инициатив. Каждое сельское поселение подает заявки на один проект, сельское поселение Победа — на два.

А теперь о доходной части бюджета следующего года. В 2016 году структура налоговых и неналоговых доходов бюджета района претерпела ряд изменений. Неизменным и основным источником дохода остается только НДФЛ, на долю которого приходится более 70 процентов (72,8 млн. рублей). Следующий по величине доходный источник — продажа материальных активов (земельные участки) — 17,7 процента, или 17,7 млн. рублей. При этом не затрагиваются интересы населения района — это земельные участки, которые не востребованы для внутреннего использования. К слову, по стоимости 1 сотки район уже приближается к ценам Подмосковья. Появление «земельных» денег в районной казне, конечно же, будет зависеть в 2016 году от многих факторов, в первую очередь, от спроса.

8_2Следующая доходная статья бюджета — акцизы на топливо, составляющие 4 процента, или 4 млн. рублей. Доходы от сдачи в аренду земельных участков в 2016 году по прогнозам должны составить 3,3 млн. рублей. Аренда имущества и налоги на совокупный доход составляют 1 млн. рублей и 1,1 млн. рублей соответственно. Прочие неналоговые доходы в структуре доходной части бюджета составляют 0,4 процента и включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду (0,3 млн. рублей) и штрафные санкции (75 тыс. рублей).

Собственные доходы муниципального образования из года в год неоднозначны, это напрямую связано с основным доходным источником — отчислениями НДФЛ, поступление которого в свою очередь зависит от утвержденного областью процента отчислений в районный бюджет. Второй год подряд наблюдается снижение контингента НДФЛ, это связано с экономической ситуацией в стране, напрямую влияющей на работу предприятий в районе. Кроме того, прекратило свою деятельность на территории Ржевского района ООО «Трансстроймеханизация», которая осуществляла капитальный ремонт трассы М-9 «Балтия». Выпадающий доход — 4,7 млн. рублей.

Все сельские поселения района оказались в достаточно сложном финансовом положении. Обусловлено это тем, что некоторые предприятия сократили производство, некоторые находятся в технологическом простое, результатом чего стало снижение поступлений от НДФЛ в бюджеты поселений. Основным источником наполнения бюджетов поселений остаются мелкие предприятия и организации, внедренные на территорию района за последние годы. По словам главы района, действенной помощью поселениям в этой сложной ситуации станет возвращение в их бюджет из районного 25 процентов сумм от продажи земельных участков.

На 2016 год межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам поселений запланированы в сумме 12783,7 тыс. рублей. Согласно методике определения объема и распределения иных межбюджетных трансфертов на сбалансированность бюджетов поселений и содействию развитию инфраструктуры поселений, на 2016 год в районном бюджете предусмотрено 10531,5 тыс. рублей дотаций и субсидий. Как и в прошлом году, иные межбюджетные трансферты предоставляются при соблюдении шести условий: ежеквартальный мониторинг исполнения доходов поселения, постановка на налоговый учет земельных участков, не поставленных на учет до 2015 года, 3-процентная экономия энергоресурсов от утвержденных лимитов, отсутствие задолженности по заработной плате и текущим платежам за коммунальные услуги, соблюдение нормативов по расходам на содержание органов МСУ.

Сокращение объема иных межбюджетных трансфертов из районного бюджета на 1741,4 тыс. рублей обусловлено увеличением прогнозных поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов поселений (кроме сельских поселений Есинка и Успенское). Прогноз собственных доходов в целом по поселениям в 2015 году составил 19228 тыс. рублей, прогноз на 2016 год — 21847 тыс. рублей. Это связано с увеличением прогнозных показателей по земельному налогу на 1171 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц — на 407 тыс. рублей, поступлением доходов от платных услуг — 1041,1 тыс. рублей.

Таков вкратце финансовый прогнозный документ Ржевского района на 2016 год. В настоящее время проект бюджета проходит экспертизу в Минфине Тверской области, а затем, 17 декабря, будет вынесен на утверждение депутатскому корпусу районного Собрания.

Светлана Кудрявцева

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *