ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

10 января в клубе «Текстильщик», который теперь в народе называют не иначе как Центр культуры и искусства в микрорайоне Ральф, прошло уникальное событие, ставшее ярким началом Нового, 2016 года, года 800-летия города Ржева.

Выставка живописи двух замечательных тверских художников: маститого и опытного Вячеслава Столярова, и молодого талантливого Александра Котова, которые к своему совместному 100-летнему юбилею (70 и 30) привезли в Ржев порядка 100 работ, удивила и поразила всех зрителей, как любителей, так и профессионалов.

Местные мастера кисти заметили, что столь масштабной, необычной, многогранной по технике исполнения выставки в Ржеве еще не было. Ценно и то, что впервые благодаря стараниям руководителей отдела социальной защиты населения, а также неутомимых тружеников искусства Ирины Аввакумовой и Дианы Гоголевой, посетить мероприятие и встретиться с художниками смогли люди с ограниченными возможностями.

Ирина Николаевна, прекрасно выступившая в роли ведущей вечера, высказала предложение о том, чтобы подобные мероприятия и мастер-классы «Живопись без границ» теперь стали доступными и проводились регулярно. Со своей стороны художники выразили готовность к сотрудничеству. Однако обо всем по порядку.

7_4Вячеслав Петрович Столяров — Заслуженный художник России, Заслуженный работник культуры РФ, ведущий живописец Тверского областного отделения Всероссийской творческой организации «Союз художников России». Его хорошо знают ржевитяне, так как долгое время Вячеслав Петрович, работая в художественном училище им. А.Г. Венецианова, курировал детские школы искусств. Много раз бывал на пленэрах в Ржеве. Родился Столяров в 1946 году в Твери. В 1957 году с отличием окончил Рязанское художественное училище, а в 1981 — Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.

С 1975 года Столяров — постоянный участник городских, областных, региональных, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. С 1981 года — преподаватель Калининского (Тверского) художественного училища им. А.Г. Венецианова. Преподавал в Государственном специализированном институте искусств в Москве.

Столяров — автор собственной системы в сфере художественного образования. С 1993 года — член Союза художников России. За многолетний труд имеет много благодарностей и Почетных грамот. Произведения Вячеслава Столярова хранятся в коллекциях Союза художников России, музеях и галереях страны, в частных собраниях  многих стран мира.

7_3Вячеслав Петрович работает практически во всех жанрах. Способ его выражения мира разнообразен: это пейзаж, тематическая картина, портрет, натюрморт. Трудно выявить его пристрастия, любимый жанр или любимую тему. Как он сам сказал, важно не «что писать», а «как писать».

— Главное, — говорит Столяров, — все пропустить через себя, удивлять и радовать зрителей. Я люблю жизнь, и пишу то, что меня радует.

7_5Оптимистичный настрой мы видим и в картинах ученика Вячеслава Петровича, молодого, талантливого художника Александра Котова. Александр родом из Липецка. В 2010 году с похвальной грамотой окончил Государственный специализированный институт искусств в Москве по специальности художник-живописец. С 2007 года участвует в городских, областных, региональных, всероссийских художественных выставках. В 2011 году прошла его персональная выставка на Международном молодежном форуме, где присутствовал Президент России В.В. Путин. Александр — участник всероссийских и международных пленэров, дипломант Всероссийской Академии искусств. С 2013 года Александр Юрьевич преподает живопись в Тверском художественном колледже им А.Г. Венецианова.

7_1_1Творческий дуэт учителя и ученика возник четыре года назад. За столь короткое время создано немало прекрасных работ, в которых мудрость и зрелость гармонично переплетаются со свежим взглядом и юношеским задором. Из ста представленных картин, удачно размещенных на двух этажах клуба, пятнадцать — плод совместного творчества художников Столярова и Котова.

На первом этаже экспозиция открывается картинами на военную тему. С одной стороны — триптих Александра Котова «Цветы ветерану», с другой — работа Вячеслава Столярова «Памяти матери и крестной». Эти полотна объединены одной идеей: «Мы в вечном долгу перед теми, кто ковал нашу Победу». Глубокой скорбью пронизаны лица двух женщин, сидящих у заклеенных крест-накрест окон. Они читают письмо погибшего на фронте сына и брата. Как война разорвала жизнь всех советских людей на две половины — до и после, так и фигуры женщин разрезаны пополам — на черную и белую.

Стоит отметить, что на выставке много новых работ на различные темы. Портреты, пейзажи, натюрморты выполненные в интересной технике, совмещающей различные направления в искусстве: импрессионизм, реализм, символизм. Но всегда они окрашены внутренним эмоциональным чувством и передают беспокойную атмосферу поиска, в которой постоянно живут творческие люди.

Притягательной силой обладают натюрморты. С реалистичными («Новогодний натюрморт», «Вино и фрукты» В.П. Столярова) соседствуют картины-символы: яркая, солнечная «Масленица», играющая всеми цветами радуги, и разудалая «Песня» с трубой и гитарой, похожими на бутылку, и «Перекресток», построенный вопреки классическим канонам, с разрезанными формами и присутствием черного цвета. Это натюрморты, которые трансформируются в иные образы и формы, не те, к которым мы привыкли. Они заставляют зрителя думать, размышлять, фантазировать, домысливать. Коврики, дорожки, яркие лоскутки видим на многих картинах, поскольку русское декоративное искусство — это основа, на которую опираются художники в своей работе.

Александр Котов рассказал, как создавались эти картины:

— Сначала был обычный натюрморт с фруктами и бутылкой, а когда его перевернули, посмотрели со всех сторон, неожиданно увидели яркое желтое пятно-солнце, и… родилась «Масленица».

Бывает, что один художник видит то, что другой не замечает, и тогда они дописывают друг друга, поправляют, переделывают, открывая для себя нечто новое. Говорят, что в споре рождается истина. Как мне думается, у Столярова и Котова истина рождается в творческом процессе при полном взаимопонимании. Они прекрасно дополняют друг друга.

До глубины души трогает натюрморт «Альбом Матисса». Это, кстати, любимый художник Столярова и Котова. Очень выразительны портреты студентов на картине В.П. Столярова. Одухотворенные лица говорят о внутреннем душевном богатстве молодых людей: задумчивого Миши, Сони, девушки с гитарой и Александра Котова в ярком спортивном костюме. В портретах присутствует декоративная подача, но особенно ярко она выражена в послед-ней картине. Нельзя пройти мимо портрета «Машенька» (работа А. Котова). Взгляд зрителя невольно притягивает эта красивая темноволосая девушка в черном платье. Хочется бесконечно любоваться ею, как и обнаженной русской красавицей с пышными формами, совершенство и естественность которой безупречно переданы В.П. Столяровым. Писать обнаженную натуру — это то, к чему стремится каждый художник. Но не всем удается.

— Поскольку, — говорит Столяров, — обнаженная натура — это не баня, а искусство высшего пилотажа.

Трудно с этим не согласиться. Вспомним всемирно известных Огюста Родена и Бориса Кустодиева, много лет назад воспевших красоту человеческого тела.

Восхитительны «Адам и Ева» — картина Столярова, написанная в духе Гогена, в которой удивительно тонко передано смятение чувств: здесь и страсть, и нежность, и боязнь греха. Но запретный плод, как известно, сладок. Кажется, еще одно мгновенье, Адам не выдержит пронзительного взгляда Евы и надкусит яблоко…

Великолепны и пейзажи Столярова. Его работы о родной Твери исповедальны, очень лиричны. Лаконично, но убедительно рассказывает художник и о Тверской провинции.

Необыкновенно уютными и обжитыми предстают улочки Торжка и города Елец в пейзажах Александра Котова. Звенящая тишина, заснеженные крыши домов, церквушки вдали и белый, сияющий всевозможными оттенками цвет на фоне темного неба.

Александр, как правило, строит колорит своих произведений на контрасте светлых и темных тонов, на звучании нежных оттенков чистого цвета в окружении густых темных или светлых цветовых отношений.

По тому же принципу построена новая работа художников «Елка в Ржеве», которая родилась несколько дней назад. Ярким огнем горит новогодняя красавица на Советской площади. И стар и млад рады приходу Нового года, и все верят в чудо, которое обязательно свершится.

Произведения тверских художников — это тоже чудо, увидеть которое может каждый, не равнодушный к искусству человек. Выставка в клубе «Текстильщик» будет работать до 29 февраля.

Елена Сооляттэ

Фото Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *