Зима: где тонко там и рвется

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… — писал А.С. Пушкин. Наконец мы с вами дождались настоящей зимы, которая сменила-таки затянувшуюся сверх всякой меры осеннюю слякоть. Нам бы этому радоваться — ан нет. Долгожданные холода и снегопады обострили хронические проблемы в коммунальной сфере города: в домах и учреждениях похолодало, а снегом засыпало не только стылую почву, но и дороги, тротуары и подъезды к соцучреждениям, и справиться с этим удалось не сразу.

ДЕТИ В КУРТКАХ, УРОКИ — 30 МИНУТ

Школа N№ 1 за новогодние каникулы замерзла окончательно: в первые после них рабочие дни в некоторых классах занятия пришлось отменить вовсе, и даже неделю спустя уроки все еще оставались сокращенными. Немногим теплее было в 9-й и 4-й школе. По сигналам родителей, в некоторых помещениях школы N№ 9 (неугловых и оборудованных радиаторами отопления) температура держалась на уровне 14 градусов. В детсаду N№ 27, расположенном в том же микрорайоне, тоже наступили холода.

Что касается школы N№ 4, помочь решить проблему с отоплением, о которой мы начали писать еще до Нового года, взялась «Электромеханика». Для этого пришлось не только вызвать сантехников предприятия на работу в празд-ничные дни, но и отложить запланированные ранее для них работы на самом предприятии. С 3 января работы начались в школе, иначе из-за наступивших морозов возникла бы реальная опасность разморозить всю систему. До 11-го в школе удалось поставить 16 секций взамен демонтированных ранее: в холле, где расположены кабинеты младшей школы, в спальне первоклашек были заменены радиаторы и стояки. К середине послепраздничной недели в классах, где стоят пластиковые окна, температура воздуха была около 20-ти градусов тепла, а вот там, где стоят деревянные — градусов на пять ниже.

Курировал работу замгенерального директора «Электромеханики» Роман Крылов. Он и сказал о том, что решена только часть проблемы, а для полного ее устранения нужен целый комплекс мер. Батареи в школе старые, засоренные до такой степени, что некоторые секции и стояки теплоноситель не пропускают вообще. Система разбалансирована, и в школе все равно холодно. И это даже при условии того, что котельная подает горячую воду в соответствии со всеми требуемыми параметрами по температуре и давлению. А если нет?

В 27-м саду проблема схожая. В здание тепло недопоступает. Когда стали разбираться с причинами, обнаружилось, что проблемной является теплотрасса, ведущая к саду, а еще — что тепловая камера, от которой запитаны еще несколько ближайших домов, затоплена холодной водой, попавшей туда из-за аварии на сетях водоснабжения… Об этом 18 декабря сказала замглавы администрации по социальной сфере Надежда Леонтьева. Поэтому и перезапуск системы отопления в детсаду, предпринятый в качестве меры решения проблемы с теплом, ничего не дал.

Это только несколько примеров. Локальные массированные работы, которые сейчас то и дело приходится вести сразу в нескольких социальных учреждениях подряд, да еще и в авральном режиме, в подавляющем большинстве приводят к положительным результатам. В группах и классах — да, становится на несколько градусов теплее. Но при этом в соседних зданиях и помещениях привычно работают обогреватели, зачастую — купленные родителями, чтобы их дети в классах и группах не мерзли.

За то, что долгие годы в материально-техническую базу школ и детсадов средства вкладывались в плачевном размере, сейчас эти детсады и школы платят реальными деньгами. Потому что помимо счетов за отопление (пусть даже и с перерасчетами), приходится оплачивать еще и расходы на электроэнергию, затраченную на то, чтобы довести температуру в помещениях до нормальной — то есть до такой, какой она должна быть при условии горячих батарей и теплых стен и окон.

К сожалению, последние слова о теплых стенах и окнах реальности уже не отвечают. Реальность — это нуждающаяся в замене электропроводка, старые окна, кое-где точечно поменянные на бюджетные стеклопакеты. Это не промывавшаяся годами система, а в итоге — забитые секции батарей, которые в большинстве случаев при их протечке попросту снимали, соединяя трубу напрямую. Это щели в полах и рассохшиеся дверные косяки. Это нищета, которая буквально сквозит из классов и групп большинства школьных и дошкольных учреждений, и которую не могут закрыть ни покрашенные огнеупорной краской стены, ни купленные родителями шторы, ни яркие стенды с рисунками и поделками учеников, выполненные под руководством опытных и преданных своему делу педагогов, которые в большинстве своем повлиять на ситуацию не могут никак…

Нужны бюджетные деньги. Системные программы. Неравнодушные и пробивные руководители. И только это позволит изменить ситуацию, иначе все будет так, как сейчас, или еще того хуже…

«ОБНУЛЕНИЕ» МИКРОРАЙОНА

Эта фраза — пока не о температуре воздуха в квартирах. Хотя, если бы морозы ударили сильнее и продержались дольше, такое, что в квартирах температура продолжила бы стремиться к нулю, вполне могло бы быть. Потому что 12 проблемных «элтровских» домов в новогодние праздники снова привычно замерзали. Хотя привычно — это не совсем то слово, которое следовало бы здесь употреблять. К холоду привыкнуть сложно. А вот привыкнуть включать в каждой комнате по электрообогревателю и не гасить газ на кухне, похоже, привыкли все жители этих пятиэтажек.

Трехкомнатная квартира, семья с ребенком, в доме 47 по ул. Октябрьской. В ноябре месяце этот дом, как и соседние, замерзал. Не было ни горячей воды, ни отопления. Батареи были лишь номинально теплыми, но помещение нагреть не могли. Включив в каждой комнате обогреватель, как-то можно было дотянуть до 19-20 градусов тепла. При выключении температура падала за ночь до 10-ти. Водонагреватель давал возможность помыться, без него приходилось пользоваться только холодной водой. А в декабре пришел счет: за отопление, которого не было, семье предлагалось заплатить 4090 рублей. В декабре, правда, сумма была на тысячу рублей уменьшена — именно так математически-коммунально выразилась недопоставка услуг. И потому за два зимних месяца услуги отопления, согласно квитанции, стоят 6700 рублей. По электросчетчику обогреватели «накрутили» ни много ни мало 5,5 тысячи рублей за месяц…

5_2За перерасчетами в МУП «Содействие» выстроились огромные очереди — люди простаивали по шесть часов. «Содействие» по заданию администрации проводило ежедневный температурный мониторинг, однако ни администрация, ни МУП не могли окончательно решить вопрос с перерасчетом по закону и справедливости — теплоснабжающая организация «Ржевтеплоэнерго», не имея лицензии и не подписывая договор теплоснабжения с управляющей компанией, тем самым лишила их возможности помочь жителям хотя бы материально, установив реальную по услугам плату. Нет договора — значит, у управляющей компании формально нет и оснований требовать перерасчетов… Однако заявления в «Содействии» принимали.

Перед самым новым годом, в декабре, в микрорайоне вновь была предпринята попытка решить проблемы с отоплением путем гидравлических изменений. При приглашении большого количества специалистов, среди которых были представители теплоснабжающей и обслуживающей котельные и сети организации, МУП «Содействие» и администрации (в процессе участвовал и Анатолий Земсков), было решено установить в нескольких точках теплосистемы циркуляционные насосы и таким образом гидравлически сбалансировать систему.

Однако через несколько дней стало понятно: эффект получился прямо противоположный. Давления от котельной, которое «вдруг» упало, оказалось недостаточно (хотя температура теплоносителя соответствовала параметрам), и вода в системе почти не циркулировала. Итог — ближним от котельной домам жарко, до дальних не доходит даже теплая, поскольку, двигаясь медленно, остывает. Включаемые вручную насосы лишь обостряли ситуацию: нагнетая давление на один дом, тем самым останавливали теплоснабжение соседнего. Оттуда начинали жаловаться жители, насос выключали — и тут уже начинали звонить те, у кого батареи было прогрелись, но внезапно остыли. В итоге специалисты «Содействия» работали все праздники, а результат оставался плачевным. Народ справедливо возмущался, требовал разобраться и обрывал телефоны, нервы не выдерживали уже у диспетчеров аварийных служб.

— Мы приняли решение демонтировать все насосы, — сказал директор МУП «Содействие» Евгений Сияркин в понедельник, 17 января. — И тем самым привести систему к тому состоянию, которое было чуть ли не в советские годы. И уже из этого состояния начинать регулировать. На сегодняшний день проблемных домов в микрорайоне три: дом 43 по ул. Марата и дома 5 и 7 по Зубцовскому шоссе. Адресно разбираемся с каждым из них: проводим ревизию бойлеров, обследуем подвалы, вносим изменения в систему отопления в подвалах, утепляем их. Эта работа должна принести результат.

Однако единственное решение, которое обещает устранить проблему окончательно — то самое, которое «отмели» два года назад: строительство модульной газовой котельной. Отдельной котельной, именно для этого микрорайона. Которую не смогла построить тогдашняя администрация, решив вместо этого проложить кусок трубы до 5-й котельной за 24 бюджетных миллиона.

Сейчас, как мы уже писали, инициатива построить котельную исходит от той самой группы руководителей и предпринимателей, которая сложилась на ремонте «дамбы». Это решение было публично озвучено в конце декабря, когда в кабинете главы администрации собрались эти руководители, плюс директор организации «Энергостройтехмонтаж», которая построила в области уже не одну котельную.

Как продвигается эта работа? Мы вернемся к разговору, об этом сказал первый зам-главы администрации Андрей Кувшинов, на следующей неделе, когда будет больше определенности. Какие сложности возникли или что стало причиной неопределенного положения дел, он не сказал. Придется подождать. К тому моменту, вероятно, уже станет ясно, какой из четырех обсуждаемых вариантов размещения котельной будет основным.

Что касается руководителей, выступивших с инициативой, на сегодняшний день они в своих позициях по-прежнему тверды. Правда, этого нельзя сказать об их рядах — они поредели. Для обсуждения деталей проекта продолжают еженедельно встречаться лишь руководители «Электромеханики» (Виктор и Андрей Константиновы, Роман Крылов), «Инчермета» (Игорь Вишняков), «Стройкомплекса» (Юрий Царьков) и КСК «Ржевский» (Виталий Фаер). В настоящее время они оформляют на себя организацию под рабочим названием «Инициатива плюс», которая, как планируется, выступит заказчиком проекта котельной, получателем кредита на ее строительство, а потом и застройщиком. Но, еще раз повторим, все вопросы находятся в стадии решения. Неизменно только утверждение о том, что к сентябрю 2016-го котельная должна заработать. И похоже, именно на этих руководителей у замерзшего микрорайона теперь последняя надежда…

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *