До половодья дамба не обрушится

В прошлом номере газеты в публикации «Куда уходит дамба» мы рассказали читателям о чрезвычайной ситуации на дамбе через Холынку, где сполз большой пласт земли вплоть до тротуара, вместе с несколькими деревьями.

Причиной осыпания грунта стал пролом в трубе большого диаметра, через которую под дорогой проходит эта речка.

В половодье вода с бурным течением полностью заполнила трубу (а ее диаметр не меньше полутора метров), и стала через этот пролом течением затягивать землю, образовав своего рода воронку. Эта «черная дыра» и засосала нижние пласты земли, которые потянули за собой верхние.

По поводу происшествия было созвано внеочередное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, где был определен порядок работ, которые должны были предотвратить дальнейшее сползание грунта. Именно это формулировалось как первоочередная задача, потому что строители понимали: в период паводка доступ к месту провала в трубе невозможен.

Земляные работы в этом районе возобновлялись всю неделю, их итогом стала промывка и прочистка трубы.

5_1За это время уровень воды немного спал, однако отремонтировать пролом в трубе пока не получается по причине того, что тяжелая техника спуститься вниз не может. Вручную же копать пришлось бы несколько недель. В конце прошлой недели Альви Лабазанов, директор строительной организации МПМК «Ржевская-1», предложил такой вариант: установить внизу, на специально сооруженной платформе, экскаватор, а землю поднимать наверх в емкости, краном, который будет стоять на дороге. Затем, когда место пролома в трубе будет видно, закрыть его металлобетонной конструкцией.

— Ремонтировать дамбу изнутри можно будет, когда спадет вода, — говорит замглавы администрации Александр Абраменков. — Сейчас это невозможно. Но специалисты в один голос говорят: опасности обрушения дамбы сейчас нет. Она может вновь появиться в том случае, если Холынка наполнится водой до половодного уровня (в случае обильных и затяжных дождей, например). На вопросы о полной реконструкции дамбы поясняю следующее: я вносил этот пункт в программу подготовки города к 800-летию, но он утвержден не был. Силами муниципального бюджета такой объем работ нам вряд ли получится профинансировать. Капитальная реконструкция дамбы — очень масштабный проект, и, возможно, что, когда-нибудь замахнувшись на подобную задачу, здесь следует говорить не об устройстве аналогичной конструкции, а о строительстве моста на низководных опорах. Это будет стоить примерно столько же…

Еще в прошлом году, когда вот также в половодье процесс сползания грунта только начался, было принято решение обследовать дамбу. Летом его провели, в подтверждение чего имеется «Акт обследования путем осмотра водопропускной трубы и разрушений дамбы через реку Холынка по ул. Краностроителей в городе Ржеве» от 11 сентября 2012 года. К работе была привлечена специализированная организация — ГУ «Дирекция Территориального дорожного фонда». В работе этой комиссии принял участие заместитель начальника отдела мостов и искусственных сооружений А.Б. Царенков, который и подписал документ.

Александр Абраменков показал нам этот акт. В нем говорится: «В ходе осмотра обнаружены дефекты, дальнейшее развитие которых повлияет на безопасность эксплуатации водопропускного сооружения: 1. Имеются участки значительного разрушения бетона боковых стенок водопропускной трубы от многократного воздействия воды и сезонных перепадов температур. 2. Герметичность швов и стыков между отдельными звеньями водопропускной трубы нарушена, на отдельных участках идут процессы разрушения бетона и вымывания грунта насыпи. 3. Стык между вторым и третьим звеном разошелся, наблюдается процесс вымывания грунта земляного полотна, образовалась воронка, дальнейшее развитие которой может привести к возникновению аварийной ситуации на дороге. 4. Необходимо восстановление разрушенной части земляного полотна».

На сделанных тогда же фотографиях видно, что сооружение, хоть и видно, что сделано основательно, уже не настолько крепкое, чтобы простоять еще хотя бы десять лет: видны трещины, корни…

На основании обследования комиссия сделала следующие выводы: сооружение в неудовлетворительном (предаварийном) состоянии, которое может привести и к аварии. Рекомендовала провести еще одно, более расширенное специализированное обследование, которое определит вид ремонтно-восстановительных работ. А затем включить объект в план ремонтных работ на ближайшее время.

Ответ на вопрос, почему не было такого обследования, прост: любая работа стоит денег, а проекты ремонта и реконструкции строительных сооружений стоят больших денег. Паводок закончился, дальнейшего обвала не произошло, и объект перестал быть первостепенным. До нынешней весны, как видим.

Старожилы говорят: дамбу через Холынку возвели военные строители в 40-х годах. Есть мнение, что это был временный проект, рассчитанный на десять лет. Плюс — до нашего времени не сохранилось документальных подтверждений с этого строительства — ни конструкторских планов, вообще ничего. Сооружение простояло на полвека дольше расчетного времени, и жизнь его на исходе.

Вообще, в ближайшие десять-двадцать лет в небольших городах России подобное будет происходить повсеместно. Процесс уже начался и будет только нарастать. Потому что масштабно будут разрушаться от времени строительные объекты, построенные при социализме. Многие из них тогда возводились не в качестве постоянного варианта (как наш водозабор, например), а «до лучших времен». Тогда люди еще верили в то, что завтра, при коммунизме, нам будут по силам масштабные грандиозные проекты, а уж с дорогами и мостами вообще проблем не возникнет. Сегодня той страны уже нет, она разрушена до основания. Разрушаются и мосты, и дороги, построенные при социализме «временно», но на совесть. К сожалению, те, которые возводятся сейчас, имеют другие критерии оценки, и чаще всего разваливаются, не простояв и одного десятка лет. Дороги — тому примером.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *