Павел Александрович КАРИНЦЕВ, создатель еженедельной газеты «Ржевские новости»:  РЖЕВСКИЕ НОВОСТИ» И ЧИТАТЕЛИ ВМЕСТЕ УЖЕ 20 ЛЕТ

— Павел Александрович, если речь идет о возрасте человека — 20 лет — прекрасное время, расцвет молодости. Время, когда, кажется, что мы все можем, знаем, чего хотим и как достичь своих целей. 20 лет для газеты — юбилей небольшой, но за цифрой скрываются многие судьбы, события, радости и печали, первые пробные шаги, успехи и неудачи.

— Да, в преддверии юбилейной даты в нескольких номерах газеты мы рассказывали читателям о пути «РН», о первопроходцах редакции, тех, кто работает в газете сейчас. Рождение газеты выпало на «лихие» 90-е годы: падение уровня производства, задержки заработной платы, пенсий, но это подчас и заставляет мобилизовать силы, двигаться вперед.

— До того, как заняться печатным делом, Вы работали на электромеханическом заводе…

— В конструкторском бюро. А в типографию меня приглашали помочь в ремонте и наладке оборудования. Так в 1989 году стал главным инженером типографии, потом ее директором. Съездив в Финляндию и понаблюдав, как «делают» одну из газет там, заразился идеей выпускать похожую, красивую, цветную в Ржеве.

Идея создания газеты воплощалась непросто. В свое время пришлось обивать пороги высоких начальников в Твери и Москве, чтобы разрешили приобрести многокрасочную печатную машину «Циркон». Набирался опыта в области, привозил специалистов в Ржев. Зарегистрирована газета была 14 января, 2 февраля вышел первый номер. Первые цветные снимки, разложенные на отдельные цвета, делали в Твери на полиграфическом комбинате. Туда доставляли фото, а готовые пленки перевозили в Ржев, нередко попутным транспортом, в основном — рейсовым автобусом. В любую погоду кто-то из сотрудников редакции ждал автобус возле калининских домов, чтобы получить заветный пакет.

— Зарегистрировать газету проще было тогда, в 90-е, или сейчас?

— В середине 90-х это было сложнее. Требования цензуры жестче, контроль серьезнее. Подчинялись не только Роскомнадзору, но и московскому министерству. Все учредительные документы тогда проверялись строже. Проверяющие отслеживали этапы издания газеты на местах. Приезжали, сверяли полосы, внимательно пролистывали газеты. Выявили нарушение — обязательно последует замечание. Сейчас больше контроль над законностью издания, чем над его содержанием.

— А как подбирали коллектив?

— Проводили конкурсы на написание тематических статей. К нам пришли корреспонденты заводских многотиражек. С увеличением страниц увеличивался и штат сотрудников.

— Как появилось название «Ржевские новости»?

— Решено было сразу, что в названии обязательно должно присутствовать слово «новости». Но просто «Новости» в реестре зарегистрированных печатных СМИ уже значились, стали думать: газета выпускается в Ржеве, будет посвящена событиям города. Заголовок ведь отражает и содержание.

— На то время ржевитяне уже читали издание-старожил «Ржевскую правду» и «Быль нового Ржева». Вы были уверены, что еще одно печатное СМИ станет востребованным?

— Уверен не был, надеялся. И ожидания оправдались. Ржевитяне оценили плод наших трудов по достоинству, спасибо.

— На читателей какого возраста делали ставку, когда создавали газету?

— В нашей стране во все времена газеты выписывали и выписывают люди от 35-40 лет и старше. Это, наверное, самая активная и думающая категория населения. Кто ходит на выборы? Эта же категория наших граждан. Молодежь, если и интересуется чтением, то активно использует электронные версии газет и журналов. А традиционный для России метод доставки прессы — подписка.

— Объективно ли мнение, что «РН» одна из самых читаемых газет в городе?

— Да. И это не мое личное мнение. Мониторинг СМИ, как печатных, так и электронных, проводится в Твери. Такие опросы регулярны, но чаще эти данные «для служебного пользования».

— Чем удается привлечь внимание читателей?

— Объективностью излагаемой информации, ее достоверностью, разноплановостью. Мы не уходим в позицию критики для удовлетворения каких-либо личных амбиций. Газета, которая встает на такой путь, долго не существует. «Ржевские новости» работают с письмами и обращениями ржевитян. Корреспондент не должен учить жизни, навязывать свое мнение, людям нужно давать информацию, то есть, пищу для собственного размышления. Описывая, например, конфликтную ситуацию, мы предоставляем возможность высказаться сразу нескольким сторонам, причем, лучше, если это будет сделано одновременно, в одном номере. Читатель, будучи в курсе разносторонне представленной информации, сделает собственный вывод. Все 20 лет мы стараемся вести диалог с читателями.

— За каждой полосой: 2-я — гость, 4-5-я — городская жизнь, 6-я — район, 8-я — правопорядок…. с первого же номера была закреплена своя тема?

— В общем и целом, да. Структура газеты выдержана с первых номеров. Коллегиально обсуждали варианты, как лучше, правильнее и удобнее читателю. К тому же, кому-то из корреспондентов ближе и интереснее политика, кому-то — культура или сельское хозяйство. В итоге и материал написан профессионально, и разные сферы жизни охвачены. Авторский коллектив сумел настроиться на интересы массовой аудитории. Наши читатели привыкли к размещению материала.

— С годами число полос «РН» росло: 12, 16, сейчас 32.

— На этом и остановимся. Смысла увеличивать количество полос нет. Важнее следить за их наполняемостью.

— Павел Александрович, бытует мнение, что еще лет 15-20 — и печатная пресса, если не исчезнет, то точно станет невостребованной, так как ее заменят электронные издания.

— Мы отстаем от Запада по уровню жизни и иным показателям на 20-30 лет, но и там бумажная пресса до сих пор востребована. И зачастую даже ссылки Интернет-изданий обращаются к печатным первоисточникам. Мы любим полистать старые альбомы, храним на память старые открытки, письма, телеграммы, они хранят почерк близких нам людей, их энергетику. Эти «бумажки» живые, теплые, настоящие. И заменить их, к примеру, смс-сообщениями, электронными письмами, невозможно. Есть электронный хранитель информации, но всегда ли найдется устройство, программа, которые позволят его прочитать — вопрос. Обратите внимание, в музеях и архивах хранятся бумажные документы, фотографии. В архиве хранится каждый выпуск «РН» за все 20 лет. Нет света, доступа в Интернет, как найдете нужную информацию? Сбой, вирус компьютера — и электронные данные утеряны безвозвратно. Электронные книги, СМИ — это, скорее, дань моде. Научный прогресс заключается в том, чтобы у человека был широкий выбор способов получения информации. По мере желания и возможности можно поочередно пользоваться и электронным, и бумажным изданием.

Мы идем в ногу со временем, у «Ржевских новостей» есть и сайт, где мы с 2012 года выкладываем каждый номер, и группа ВКонтакте.

— 2 февраля 1996 года в свет вышел первый выпуск газеты. Как скоро «РН» заметили и отметили на городском, областном уровнях?

— Под лежачий камень, как известно, вода не течет. Газету надо продвигать. И мы в этом преуспели. В 1997 году получили диплом за участие в Российском аграрном движении. Сельскохозяйственная рубрика велась систематически, интересно. Почему не поучаствовать? В 1999 году «РН» — участник Всероссийского фестиваля СМИ в Ижевске. Первый цифровой фотоаппарат тогда нам вручал Юрий Лужков. Потом были многочисленные победы на конкурсах регионального уровня, в которых были отмечены и редакционный коллектив в целом, и отдельные его авторы, и оформление самого издания.

Не скрою, что коллеги прочили «РН» скорейший упадок, предрекали недолгую жизнь. Ждали, что вот-вот газета закроется. Но такое отношение, как ни странно, придавало нам сил, подхлестывало писать интереснее и больше. Спасибо всем, кто был рядом, верил в нас.

— В Ржеве четыре газеты…

— Больше, чем достаточно для города и района. Сомневаюсь, что сейчас то время, когда можно раскрутить еще одну газету. Хотя в последние годы попытки были, но, как видим, неудачные.

— За все время существования «РН» можно ли сказать, что сейчас — один из самых сложных для издания периодов?

— Период непростой во всех отношениях. Раньше расходные материалы для газеты производились в России. С давних времен российские заводы закрыты, и те же печатные формы, фотопленку для вывода газетных страниц приходится покупать за рубежом. Курс валюты меняется каждый день. Уровень жизни населения отражается на газете. Цена на подписку «РН» за полугодие стабильна, чего не скажешь о себестоимости выпуска каждого следующего номера газеты, которая растет от недели к неделе. В связи с непростой экономической ситуацией в стране, очень надеюсь на понимание со стороны коллектива. Сложное время нужно пережить, не опускать рук ни по отношению к своим профессиональным обязанностям, ни к жизни в целом.

— Павел Александрович, мы, сотрудники «РН», люди позитивные, стойкие, знаем, черная-белая полосы чередуются. За кризисом сначала последует непродолжительный застой, потом оживление и наконец — долгожданный подъем. Какими Вы видите «РН» через 8-10 лет?

— Делать прогнозы — неблагодарное занятие… Но, конечно, хотелось бы видеть газету востребованной, информационно насыщенной, современной и красивой. И дело здесь не в цвете, этим уже не удивишь, красота должна прослеживаться в ее оформлении, построении и наполнении материалами, в позитивных отзывах наших читателей.

— А это зависит от коллектива…

— Оценку работе коллектива дают читатели. Газета пользуется спросом — это лучшая оценка профессиональной и грамотной работы каждого в отдельности и коллектива в целом. В разные годы в газете работали и работают сейчас ответственные, интересные, творческие люди.

— Павел Александрович, если бы все начать сначала, связали свою жизнь с печатью?

— Однозначно сказать трудно. Тогда было время дефицита. Сложно было достать самое необходимое для печати — бумагу. Обменивались, искали, где только возможно, договаривались. Сложные ситуации заставляют мобилизоваться. Горели идеей и упорно шли к своей цели. Сейчас все можно купить, были бы средства.

— Думаю, Вы согласитесь, что с 20-летием газеты, в первую очередь, нужно поздравить читателей «РН».

— Конечно. Это наш общий праздник. Газета — плод наших совместных трудов, мы работаем для людей. Желаю нашим читателям здоровья, бодрости духа, побольше добрых, позитивных новостей. Спасибо, что все 20-лет вы с нами.

— Ну а газете — благодарных читателей и солидных рекламодателей. Спасибо за беседу.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *