РОКОВЫЕ СТРАСТИ, ИЛИ ИГРАЕМ В ДРУЖНУЮ СЕМЬЮ

5 февраля на сцене ГДК прошла премьера спектакля «Так и живем» по пьесе Марка Камолетти «Играем в дружную семью, или гарнир по-французски». Новая работа, пятая за последние четыре года, режиссера Елизаветы Паршиковой и Народного театра ГДК — замечательный подарок всем ржевитянам, любителям театра, в этот юбилейный для Ржева год.

Невероятно смешная комедия положений, в которой каждый персонаж как умеет, так и врет, только на первый взгляд кажется легкой и незамысловатой.

Представьте себе, что жена уезжает к маме на целых две недели. А к вам в ваш небольшой домик (всего в полутора часах езды от Парижа) приезжает сногсшибательная красотка. А теперь представьте себе, что все пошло наперекосяк: жена не уехала, вместо красотки — к вам завалилась хамоватая повариха, а так тщательно спланированный очаровательный вечер стал настоящим кошмаром! И невозможно понять, сколько еще любовников может поместиться на одном квадратном метре вашего уютного домика. Вы — ваша жена — ваш друг — ваша красотка — ваша повариха — ее муж…

7_4Тема семьи, любовного треугольника (а здесь, многоугольника), актуальна во все времена, у всех народов, будь то французы, англичане или русские. И многие авторы трактуют ее по-разному. Вспомним Островского, Толстого, Шолохова. Одни ратуют за воссоединение семьи, другие позволяют любовникам быть счастливыми. Так или иначе, в русской литературе и драматургии герои, ведомые любовью, проходят этот непростой путь через сомненья, раздумья и тяжелые испытания. В пьесе Марка Камолетти нет ни малейшего намека на духовную жизнь героев. Не случайно благополучная французская семья живет в загородном коттедже — бывшем скотном дворе, где названия комнат: свинарник, коровник, курятник наводят на определенные ассоциации. Оказывается, герои пьесы, с виду благополучные и презентабельные, Бернард (Юрий Артемьев), его жена Жаклин (Наталия Федорова), друг Бернарда и любовник Жаклин Роберт (Андрей Соколов) живут только инстинктами. Заботливый муж ждет-не дождется, когда жена уедет к маме, чтобы поскорее встретиться с любовницей. Жаклин, случайно узнав, что приезжает Роберт, ее любовник, меняет свои планы и старается улучить момент, чтобы остаться с ним наедине. Ее нисколько не смущает, что муж тут же, рядом, в соседней комнате, то есть в свинарнике. Девушка с модельной внешностью, Сюзанна, любовница Бернарда (Наталья Розова), у которой одно достоинство — ноги от «ушей», огорчена лишь тем, что ее шикарная накидка от Шанель за двадцать тысяч франков (подарок Бернарда) по стечению обстоятельств оказывается у другой героини, тоже Сюзи, поварихи (Марина Столбова). И для поварихи, и для молодой, не обремененной мозгами девицы главное — деньги. Сюзанне не проблема перепорхнуть, как бабочке, с цветка на цветок к другому любовнику. Что она, в конце концов, и делает.

7_2А повариха Сюзи готова сыграть любую роль — кухарку, любовницу, племянницу, лишь бы платили. И, кстати, за вечер она неплохо заработала. Зритель смеется, когда Бернард говорит Джорджу, мужу Сюзи (Александр Малоцветов): «Я знаю сотни Сюзь, Сюзей. Особенно в этих местах… климат, наверное, такой».

И это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно от того, что и в нашей жизни многое, о чем и в шутку, и всерьез говорят герои, актуально. Вот так и живем. Хоть и не на бывшем скотном дворе, а в отдельных квартирах и шикарных особняках, живем похотью. Мужья предпочитают своим постаревшим женам молодых любовниц, жены от тоски и однообразия заводят любовников…

7_3Спешу разочаровать любителей «клубнички». В спектакле Паршиковой нет пошлости, постельных сцен, как в некоторых столичных спектаклях, герои не ходят по сцене в нижнем белье — все прилично играют в дружную семью. Но зритель понимает: так жить нельзя. И финал спектакля, где герои в ритме танго неожиданно меняются парами, остается открытым, озадачивая зрителя, кто же с кем остался?

7_1Откроем маленький секрет: режиссер Паршикова пошла своим путем, и финал ее спектакля отличается от финала пьесы Камолетти. По словам Елизаветы Константиновны, в жизни все совсем не так-то просто, как хотелось бы, поэтому герои остаются со своими пороками. А зритель пусть сам додумывается до сути.

Стоит отметить, что спектакль, который идет чуть больше двух часов, смотрится на одном дыхании. Минимум декораций — стиль Паршиковой: два дивана, камин, зеркало, вешалка, двери в спальни с эмблемами свиньи и коровы. Режиссер не сторонница так называемой женской режиссуры, где сцена увешана цветочками, тряпочками и всевозможными ненужностями. Все просто, лаконично, значимо для действия.

Гармонично вплетаются в канву пьесы французские мелодии. Звучат завораживающие голоса Шарля Азнавура и Мирей Матье. Прекрасно поставлены танцы хореографом Александром Паршиковым. Страстное танго Сюзанны — крик ее души. Она не может больше сидеть на кухне, эта роль не для нее. Великолепен и романтический вальс — танец воспоминаний Жаклин и Роберта о любви в Париже.

Заслуженными аплодисментами наградили зрители прекрасный актерский ансамбль: и дебютантов, и опытных, маститых, блистательно сыгравших свои роли Юрия Артемьева, Наталию Федорову, Марину Столбову, а также Андрея Соколова.

Несколько слов о новичках: Наталья Розова (Сюзанна) — учитель лицея N№ 35. Александр Малоцветов (Джордж) и Дмитрий Шуплат (Санта Клаус) — сотрудники службы безопасности, сын Юрия Артемьева, Павел (Санта Клаус), выпускник 11 класса с/ш N№ 2.

И молодые, и те, у кого за плечами большой сценический опыт, начиная с Дома пионеров, где под руководством Елизаветы Константиновны они постигали азы творчества, все, как один, «болеют» театром и не мыслят другой жизни. «Это азарт, это радость, это счастье — играть на сцене», — в один голос сказали артисты народного театра ГДК.

А для нас, зрителей, огромное счастье посмотреть новую постановку талантливого режиссера Елизаветы Паршиковой. Забегая вперед, скажем, что в День 800-летия Ржева театралов ждет сюрприз: спектакль по пьесе Александра Островского. Скорее всего, это будет «Гроза», поскольку Кабаниху Островский, как известно, подсмотрел именно в Ржеве.

Добавим, над спектаклем работали также Михаил Иванов (декорации), Наталья Виноградова (костюмы), Татьяна Семенова и Александр Редькин (звукооператоры).

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

 

 

 

Имя Марка Камолетти (1923-2003) стоит в ряду выдающихся французских комедиографов. Его сравнивают с Мишелем Фейдо, Сашой Гитри, Эженом Лабишем — классиками французской комедии. Автор 18 пьес, поставленных во многих странах мира, по образованию был художником-графиком. В определенный момент он ушел из профессии и целиком посвятил себя драматургии и театру. Вскоре Камолетти освоил режиссерское ремесло и почти все свои пьесы ставил сам. Первую пьесу «La bonne Anna» («Служанка Анна») Камолетти написал в 1958-м году. Она впервые была поставлена в парижском театре «Comedie Wagram» и выдержала 1300 показов. На долю многих пьес Камолетти выпал исключительный успех. Например, «Дуэт на канапэ» (1972) был показан 2200 раз, а «Пообедаем в постели» (1980) — 1950. Крупнейший французский телеканал «France-2» создал телевизионные версии 10 спектаклей по пьесам Камолетти. По данным телеканала, их посмотрело 92 миллиона зрителей. Большой успех имел также фильм, снятый по пьесе «Дуэт на канапэ», с Мариной Влади и Мишелем Галабрю в главных ролях. Но самый большой успех выпал на долю пьесы «Боинг — Боинг», которая вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» как самая часто исполняющаяся в мире французская пьеса.

Пьеса «Играем в дружную семью, или гарнир по-французски» идет во многих театрах нашей страны и за рубежом под разными названиями. В России снят фильм «Кушать подано» (реж. Максим Паперник, 2005 г.), а в театре Антона Чехова — спектакль Леонида Трушкина «Все как у людей» с Геннадием Хазановым в главной роли.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *