Ржевское профтехобразование. Как всё начиналось

Эпоха конца XIX — начала ХХ века для Ржева — уездного города Тверской губернии — стала важной вехой в развитии его образовательных традиций. Это выражалось теперь не только в открытии новых учреждений просвещения, где преподавались науки, без которых уже трудно было просто прожить в новом социуме. В тверской провинции с середины 60-х годов XIX века сложился благоприятный климат для поиска и внедрения новых «технологий» развития регионов. И немалая, если не доминирующая, роль в этом принадлежит административному становлению земства.

История ржевского земства начинается с конца 1865 года, когда прошли первые земские выборы. 21 декабря 1865 года была открыта Ржевская земская управа, для нее позже было построено большое каменное здание, сохранившееся и поныне (ул. Ленина, 16).

Сам дом Земского собрания был обустроен в лучших традициях городских присутственных мест. На втором этаже был организован зрительный зал, который использовался не только для административных, но и культурно-досуговых народных собраний и сборов. Здесь стоял хороший рояль, постоянно занималась любительская музыкально-драматическая труппа, устраивались народные чтения по разным вопросам.

Среди населения большого Ржевского уезда (а сюда входили большие территории нынешних Оленинского, Селижаровского, Нелидовского районов) с первого этапа своего образования земство обладало непререкаемым авторитетом, который определялся, прежде всего, высокой гражданской ответственностью в выборе, постановке и решении важных задач местного управления. Напомним, что уездное Земское собрание состояло из земских гласных, избиравшихся на съездах местных землевладельцев, городских избирателей и делегатов — выборщиков из сельских сообществ.

Приведем несколько примеров улучшения жизненного пространства жителей Тверского Верхневолжья, которые характеризуют качество работы местного земства. Это, прежде всего, решение вопроса о строительстве в Ржеве большого железнодорожного узла, связавшего город с крупнейшими центрами России: Москва — Великие Луки и Рига, С-Петербург-Торжок, Лихославль и Вязьма-Брянск-Симферополь.

Большая заслуга в этом свершении принадлежит именно Ржевскому земству. Его многочисленные ходатайства и прошения в столичные строительные организации значительно ускорили процесс возведения столь нужного и современного средства передвижения. Скажем лишь, что ранее в город можно было добраться лишь по Волге (судоходной на то время) и гужевым транспортом.

Не менее значимым историческим фактом участия земства в ржевском градообустройстве следует считать открытие в городе сначала мужской (1874 г. — прогимназия, в 1901 г. — гимназия), а потом и женской (1893 г.) гимназий.

Уже с 1868 года ржевское земство на благотворительные средства местных землевладельцев учреждает Александровскую земскую стипендию, которая выдавалась за особые отличия в обучении наукам. В столичном журнале Министерства народного просвещения даже специально печатается Положение об Александровских земских стипендиях, учрежденных Ржевским уездным Земским собранием, где оно фиксируется в разделе «Министерские распоряжения».

С 1872 года в 13-ти земских школах обучаются не только мальчики, но и девочки (83 девочки и 549 мальчиков). Для наблюдения за процессом обучения в попечительские советы земских школ выбираются известные люди ржевского края. Среди них С. Квашнин-Самарин (Жуковская волость), Н. Крамарев (Харинская волость), А. Рачинский (Бобровская волость), П. Есипов (Знаменская волость), князь Гагарин (Васюковская волость), П. Фиглев (Елецкая волость). Интересный факт: в каждую школу для знакомства народа с государственными законами и новшествами был выписан журнал «Мировой вестник».

С середины 70-х годов XIX века во многих земских школах вводятся бесплатные занятия по обучению ремеслам и прикладным видам ручного труда: сапожному, портняжному, а в городских школах, гимназии и училищах еще и дамскому рукоделию.

Бурное развитие экономики, открытие все новых фабрик и заводских предприятий, даже небольших трудовых артелей, все настойчивее требовали наличие обученных и профессионально грамотных специалистов: инженеров, техников, административного аппарата. Не менее остро востребованным вопросом становилась кадровая подготовка и рабочих технических и производственных специальностей.

Можно сказать, что 2016 год — это год 145-летия с момента становления ржевского технического образования. Как рассказали архивные источники, еще в 1871 году при активном участии Д.И. Менделеева функционировала местная техническая школа, к сожалению, вследствие разных причин проработавшая только два года.

С 1879 года выходит распоряжение земства об обязательном преподавании ремесла в училищах и школах, где для этого имеются условия. Так, уже в 1880 году открывается учебное ремесленное отделение в Молодотудском и Елецком училищах, где учат сапожному мастерству, а в Харинском — портняжному. Следует отметить, что положительные результаты нововведения не замедлили сказаться: «сапожное ремесло, в особенности в Елецкой школе, в первую же зиму принесло пользу — дети выучились чинить теплую и холодную обувь и делать новую, конечно, самую простую, но все ж необходимую в крестьянском быту». «Ученики научились шить простые крестьянские сапоги и изготовляли таковые для себя и своих семей. Расход на этом предмете самый незначительный».

До 1918 г. в Ржеве работала школа ремесленных учеников. Год ее основания 1909 и была она открыта на средства известного горожанина Н.И. Болоболина. Здесь подростки обучались основам кузнечно-слесарного и токарно-столярного производства.

В личный административно-преподавательский состав ремесленной школы входили педагоги и духовный наставник. Это Бородин Александр Данилович (1880 года рождения), образование 8 классов (к сведению, на то время это среднее специальное образование), окончил курс ремесленного училища, учитель-инспектор; размер содержания — 1450 рублей. Маслов Петр Иванович (1862 г.р.), священник, окончил курс духовной семинарии, законоучитель, размер содержания — 900 рублей. Панфилов Василий Иванович (1881 г.р.), образование 9 классов, окончил курс низшего механико-технического училища, учитель-техник. Размер содержания — 1040 рублей. Журавлев Арсений Тимофеевич (1879 г.р.), образование 9 классов, окончил курс учительской семинарии, имеет звание учителя по математике и географии, учитель общеобразовательных предметов, размер содержания — 855 рублей.

Из преподавательского корпуса школы нам известно биографические сведения о Маслове Петре Ивановиче (Иоанновиче) (1862 — после 1921) — ржевском священнике, протоиерее (1916).

Но продолжим наш рассказ о ржевском профтехобразовании.

В Центральном государственном архиве Москвы сохранился уникальный документ: «Отчет о состоянии Ржевской школы ремесленных учеников за 1912 год». На 01.01.1912 года там обучалось 28 учащихся. Курс обучения — два года. При поступлении в учебное заведение требовалась обязательная грамотность и наличие знаний по основным гуманитарным дисциплинам. Абитуриенты сдавали вступительные экзамены, причем, выдерживая даже конкурсный отбор (2 человека на место). На учебный курс отбирались кандидатуры 15-ти мальчиков, прошедших строжайшие испытания.

Среди лучших учеников, кто показывал наиболее сильные знания, как правило, оказывались бывшие выпускники двухклассного Министерского училища, потом шли ребята, закончившие гимназию, затем —  прошедшие курс реального училища, после них — получившие свидетельства земской школы. Слабые результаты при поступлении показывали юноши, которые прежде занимались в городских начальных училищах.

Занятия здесь выстраивались согласно годовому календарю — с января по декабрь. Здесь проводились учебные теоретические и опытно-практические занятия. А летом учащиеся проходили практику в мастерских (причем многие — на производствах). 2-е полугодие выстраивалось по другому: в августе занятия шли в мастерской. Затем продолжались классные обучающие уроки. Они велись с сентября по декабрь. Далее были «святочные каникулы».

Среди технических специальностей предписано было преподавание общеобразовательных предметов, гимнастики, пения. Среди рекомендаций — собирание музейных экспонатов. Для читателя скажем, что в этой ремесленной школе была представлена большая коллекция растений и насекомых (бабочек). Кроме того, учителем В.И. Панфиловым была собрана библиотека наглядных пособий для рисования. Он же сам изготавливал многие виды технических приспособлений, необходимых для визуального обучения.

Кроме основного педагогического состава ремесленной школы, в ее штате числились врач (на 1913 г. С.А. Баженов), подмастерье (на 1913 г. Филиппов), служитель, в обязанности которого входило обслуживание помещений.

Технически и материально школа обладала весьма достаточными средствами для существования. И все же главной нуждой было отсутствие собственного просторного помещения, а также нехватка некоторых материалов, необходимых для улучшения производственной практики. Школа имела право реализации собственной изготовленной продукции, средства от которой шли на ее развитие (новые учебники, технические приспособления и спецновшества).

Ржевская специализированная школа имела весьма хорошую репутацию и в губернии, и в столицах. Так, 6 августа 1912 года ее посещает инспектор отдела промышленных училищ М. Михалевский, а 28 ноября сюда с визитом приезжает директор народных училищ Тверской губернии.

К 10-м годам ХХ века Ржев представлял собой большой уездный город Тверской губернии с 30 тысячами жителей. Здесь находились несколько фабрик; до 40 правительственных и общественных учреждений; три типографии; пожарное общество, в ведении которого в том числе была и своя публичная библиотека; два клуба; более двух десятков народных библиотек, народный театр (П.С. Немирова); театр-сад, задействованный для передвижных трупп, цирка; два кинотеатра. Еще одно театральное помещение находилось в доме Филипповых — известных меценатов.

В 1914 году открылась частная музыкальная школа Н.Л. Грешищевой. При железнодорожной станции занимался Центрохор (руководитель Н.Т. Васильев). Гордость ржевитян составлял симфонический оркестр, действовавший при железнодорожном клубе. Два раза в год проходили большие ярмарки с народными гуляньями, потехами, площадными представлениями, собирая множество всякого люда из близлежащих окрестностей.

То есть, можно смело сказать, что город активно развивался в разных направлениях и сферах. И немалая заслуга в этом принадлежит ржевскому земству — органу местного административного управления, который во многом концентрировал не только экономическую и хозяйственную работу уезда, но и умело управлял всем спектром образовательной и культурно-просветительной деятельности.

Ольга Кузьмина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *