КАПИТАН АРИНА АПАЙЩИКОВА

12 марта — день работников
уголовно-исполнительной системы России

В кабинет филиала по Ржевскому району ФКУ УИИ (далее уголовно-исполнительная инспекция) УФСИН России по Тверской области, расположенный в здании МО МВД России «Ржевский» на Советской, 12, вошёл рослый гражданин. Огляделся.

— Где можно встать на учёт? — спросил он, — я условно осуждённый.

— Где проживаете? — обратилась к нему молодая, симпатичная женщина, с погонами капитана внутренней службы на форменной одежде.

— На Урицкого, — был ответ.

— Это ко мне, — сказала она, — по территориальности мой участок, — и придвинула к себе бланки документов, которые необходимо заполнить, чтобы завести дело на подучётника, а потом контролировать его поведение и выполнение обязанностей, возложенных на условно-осуждённого судом.

Гражданин опустился на стул, стоявший возле стола капитана, назвал себя.

— Давайте знакомиться, — сказала она, — меня зовут Арина Александровна Апайщикова. Я — инспектор уголовно-исполнительной инспекции УФСИН.

Так начался новый рабочий день капитана Апайщиковой. Потом она вместе с инспектором УИИ капитаном внутренней службы Сергеем Ивановым (по территориальности он ставит на учёт и контролирует условно-осуждённых, проживающих в Ржевском районе), отправилась проверять подучётников (и его, и своих) по месту жительства, работы, учёбы. Заодно проверяя работу такого средства контроля, как электронный браслет, за подучётниками УИИ, в отношении которых применена эта мера (первый электронный браслет в Ржеве был применён в апреле 2012 года). В приговорах суда, по которым обвиняемые были осуждены к лишению свободы условно или к иным альтернативным мерам наказания, всегда присутствует пункт, что меры по контролю за осуждёнными возлагаются на специализированный орган, ведающий исполнением наказаний. В нашем городе таким специализированным государственным органом и является филиал по Ржевскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, которым руководит подполковник внутренней службы Александр Волков. В штате уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) всего четверо сотрудников вместе с начальником. Трое мужчин и одна дама — капитан внутренней службы Арина Апайщикова. Работы у неё и её коллег с каждым годом становится всё больше и больше. И это неудивительно. В силу дальнейшей гуманизации законодательства, всё шире применяются альтернативные наказания, не связанные с лишением свободы. Постоянно совершенствуется электронное оборудование контроля, которое надо осваивать и применять на практике. Очень много приходится писать различных бумаг, но, видно, от этого никуда не денешься.

Родилась Арина Александровна в Ржеве. С первого по седьмой класс училась в средней школе N№ 5, а заканчивала уже гимназию N№ 10. Тогда у неё была фамилия — Коротова. Отшумели школьные годы. Встал извечный вопрос — что дальше? Арина поступила в Тверской государственный университет, на факультет психологии и социальной работы. Училась хорошо. В 2005 году получила диплом. И снова тот же вопрос — что дальше, куда идти работать? Была возможность остаться жить и работать в Твери. Всё-таки областной центр, больше возможностей как в социальной, так и культурной жизни, особенно, когда ты молод. Но Арину тянуло домой, к папе, маме, младшему брату, в родной город, где всё знакомо и мило. Она возвратилась в Ржев. И тут определённую роль в её дальнейшей судьбе сыграл отец — Александр Георгиевич Коротов. Дело в том, что когда Арине было ещё только восемь лет, её папа надел форму с погонами сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний и служил в ржевской колонии строгого режима, в просторечии именуемой «семёркой». Начинал Александр Георгиевич с должности оперативного работника, а на заслуженный отдых уходил с должности заместителя начальника колонии по безопасности, в звании подполковника внутренней службы.

В 2005 году, когда Арина после учёбы в университете вернулась в Ржев, ржевская уголовно-исполнительная инспекция расширяла свои штаты. Было там два сотрудника, добавили ещё две штатные единицы. Вот отец и предложил Арине попробовать свои силы и приложить знания в уголовно-исполнительной инспекции. Подумав, она согласилась.

С 1 сентября 2005 года Арина приступила к исполнению служебных обязанностей инспектора УИИ в звании лейтенанта внутренней службы. В семье Коротовых на одного офицера стало больше. Мама Арины Виктория Александровна тогда работала (и сейчас работает) в детском саду.

Младший брат Арины Никита тоже решил стать офицером и служить Родине, своего рода семейная традиция зародилась. Закончив Московский пограничный институт ФСБ России в звании капитана, он служит на границе в Мурманской области. Родителей и сестру не забывает. Недавно приезжал в Ржев.

Свои первые рабочие дни в уголовно-исполнительной инспекции Арина Александровна помнит до сих пор. Работа с условно-осуждёнными, людьми, преступившими закон. Нет, страшно не было. Поначалу было сложно вникать в терминологию, изучать и запоминать статьи Кодексов РФ, регламентирующие положения законов и подзаконных актов. Но ничего, справилась. И в этом ей очень помогала как наставник тогдашний руководитель Ржевской УИИ — Наталья Алексеевна Воробьёва (сейчас она ветеран УИИ, на заслуженном отдыхе). Наталья Алексеевна вводила молодую сотрудницу в курс дела, за что Арина ей очень благодарна.

А потом у Арины произошло такое замечательное событие, как свадьба, и стала она Ариной Апайщиковой. Родились дочери. Старшая дочь — Виолетта, сейчас учится в третьем классе средней школы N№ 5 (где когда-то училась и её мама), а ещё посещает занятия по классу скрипки в ДШИ N№ 2 имени Розума. Уже принимала участие в престижных конкурсах и музыкальных фестивалях и была лауреатом. О том, чтобы в будущем продолжать зародившуюся семейную традицию и стать офицером, не думает. Но, быть может, пока.

Младшей дочери, Таисии, всего пять лет. Она ходит в детский сад — в тот самый, где работает её бабушка.

Муж работает водителем. К тому, что супруга служит в системе УФСИН, относится положительно, как и другие домочадцы. А как же иначе, ведь это её семья. Да и сама Арина Александровна уже давно привыкла к форме, к погонам, и окружающие воспринимают это тоже нормально.

В 2012 году в работе УИИ многое изменилось. Были введены новые наказания, не связанные с лишением свободы. Появились компьютерные базы и средства электронного контроля за подучётным контингентом. Надо было во всё вникать, разбираться. Стало сложнее работать. А тут ещё указание сверху, чтобы все сотрудники УИИ сдали на права и умели водить автомобиль. Супруг давно уговаривал Арину — мол, давай научу водить машину, в жизни всё пригодится. Но она отказывалась. А тут и не хотела, а пришлось учиться и сдавать на права. Зато сейчас она себя без авто не мыслит: ей нравится водить машину. Да и по работе приходится много ездить, проверяя подучётников. Так что без автомобиля и умения управлять им сотрудникам УИИ никак нельзя. Теряется оперативность.

В последнее время в УИИ поступает много приговоров на осуждённых по статье 264.1 УК РФ — это обязательные работы с лишением гражданина водительских прав. Гражданин, лишённый водительских прав, но снова севший за руль авто в состоянии алкогольного опьянения и снова попавшийся, привлекается к уголовной ответственности. На таких граждан заводятся дела учёта. Нужно контролировать лишение водительских прав. Если судом ему вменено трудоустройство, нужно контролировать и его. В основном, по статье 264.1 УК РФ проходят мужчины, но на учёт в УИИ будет поставлена и дама, ставшая первой в Ржеве, которая была привлечена к уголовной ответственности по упомянутой статье Уголовного кодекса.

— Вообще-то, женщины, — говорит в ходе нашей беседы Арина Александровна, — которые были осуждены без изоляции от общества, состоят на учёте в УИИ за уклонение от уплаты алиментов, за совершение мошеннических действий, за нанесение тяжких телесных повреждений по статье 111 УК РФ.

У меня на учёте состоит молодая женщина, осуждённая за неуплату алиментов к условной мере наказания с испытательным сроком. Суд возложил на неё обязанности трудоустроиться в месячный срок, но она это не выполнила. Пришлось готовить представление о продлении в отношении этой осужденной испытательного срока.

В суд с представлениями приходится обращаться часто. На кого-то из подучётников новые обязанности возлагаются, кому-то испытательный срок продляем, а с тех, кто доказал поведением своё исправление, просим суд снять условное наказание и судимость. Бывает и наоборот, когда подучётникам условная мера наказания заменяется на реальное отбытие срока наказания в местах лишения свободы. Но это только в отношении тех, кто не желает вставать на путь исправления.

Есть на учетё и условно-осуждённые несовершеннолетние. Работу с ними строим в контакте с сотрудниками отделения ПДН МО МВД России «Ржевский».

— На моей территории, — улыбается Арина, — почему-то проживает больше всего условно-осуждённых лиц. Особенно много «условников» в микрорайоне «Кранов».

Каких-либо агрессивных выпадов со стороны подучётного контингента в отношении меня не случалось. Но бывает, когда в инспекцию приходит гражданин, что называется, «пальцы веером» — таких приходится осаживать, ставить на место.

В 2014 году капитан внутренней службы Арина Апайщикова принимала участие в конкурсе профессионального мастерства, который проводило УФСИН России по Тверской области, в областном центре. Призёром не стала, но в десятку лучших вошла, что говорит о её высоком уровне профессионализма.

Но не одной работой жив человек. Особенно женщина. Всё своё свободное время Арина Александровна старается проводить в семье. С мужем, с детьми, с родителями. Это, если хотите, заменяет ей и хобби, и всевозможные дамские увлечения. «Не нужен клад, когда в семье лад», — гласит русская народная поговорка. И это — правильно.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

12 марта 2016 года Федеральной службе исполнения наказаний России исполняется 137 лет. В этот день в 1879 году Император российский Александр III издал Указ о создании Тюремного департамента, положившего начало единой государственной системе исполнения наказаний в России.

Тверская губерния была образована в ходе губернской реформы в 1775 году, но ещё в 1768 году при правлении Екатерины II в Ржеве был построен тюремный каменный замок, в 1805 году переименованный в Царскую тюрьму, которая просуществовала до 1856 года, в архивных документах 1856 года встречается первое упоминание о Ржевской уездной тюрьме.

В 1957 году в Ржеве открыта ИТК-7 общего режима, в которой общий режим на строгий сменился в 1961 году. А в 1964 году тюрьма N№ 3 (г. Ржев) была преобразована в СИЗО-З (следственный изолятор N№ 3), который в просторечии по-прежнему называют в Ржеве тюрьмой на Зубцовском шоссе.

Много позже в системе исполнения наказаний были образованы и уголовно-исполнительные инспекции, ставшие впоследствии филиалами ФКУ УИИ УФСИН России. Стала создаваться принципиально новая уголовно-исполнительная система. Идёт процесс гуманизации законодательства РФ в соответствии с международными правовыми нормами.

12 марта — День работников Федеральной службы исполнения наказаний в России. Это профессиональный День ветеранов и действующих сотрудников системы исполнения наказаний, в том числе и работников уголовно-исполнительных инспекций, в одной из которых (Ржевской) и служит капитан внутренней службы Арина Апайщикова. Профессиональный праздник для Арины наступает почти сразу после Международного женского дня 8 Марта, в который мужчины-коллеги и родные приносят дамам цветы и подарки. И, конечно, Арина Апайщикова — не исключение, и дорожит этим вниманием, как, впрочем, и все женщины.

Евгений Ожогин

Фото

Светланы Кудрявцевой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *