«Три грани» таланта

Замечательным подарком для ржевитян в год 800-летия Ржева стала выставка «Три грани» художников Помеловых из подмосковного Протвино, открытие которой состоялось 13 марта в Выставочном зале.

Сочные, колоритные портреты и пейзажи, изумительная керамика поражают своей необычностью и внутренней силой, которая будоражит ум и сердце зрителя, заставляет размышлять, фантазировать, спорить.

Валентин, Иннеса и Федор Помеловы — семейное трио художников, чьи работы находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Италии, Израиле, Голландии, Монголии, Германии, Финляндии, США и Китае.

А теперь и ржевитянам представляется уникальная возможность приобщиться к высокому искусству. Как отмечают местные знатоки живописи, здесь есть чему поучиться. И не у одного, а сразу у трех мастеров кисти.

7_2Глава семьи — Валентин Помелов (1939-1999) при жизни не был избалован славой и почетом, как, впрочем, многие непризнанные таланты России XX столетия. В Союзе художников не состоял. В то время, когда советские художники под влиянием коммунистической идеологии изображали портреты членов Политбюро, он писал своих современников такими, какими их видел, какими они были на самом деле, за что был назван советскими критиками «формалистом».

Однако обидный ярлык не остановил художника. Он боролся за выживание. У него было свое видение, свое понимание мира, не умещающееся в строго регламентированных рамках «соцреализма».

7_4Валентин Помелов занимался монументальной и станковой живописью. В его творчестве есть пейзажи, натюрморты, композиции, но главное — это портреты. Художник создал галерею портретов своих современников, где нет идеальных лиц, но каждый портрет — загадка. Его работы очень современны, хоть написаны более 40 лет назад.

Вглядитесь в эти лица! Рыжеволосая Тома в ярко-красном жакете, похожая на греческую богиню (мы замечаем явное сходство с маской, что на заднем плане картины). Огромные глаза, прямой нос, пухлые, чувственные губы. Явно не советский типаж, но такая естественная, живая. Аристократична и изысканна госпожа В. Волкова («Портрет Валентины»). Молодая женщина задумалась о чем-то. Невозможно оторвать взгляд от ее бездонных глаз, красивых рук с длинными музыкальными пальцами. Утонченная, нежная, и в то же время уверенная, знающая себе цену женщина. «И лед, и обжигающий пламень» эта дама в бело-голубом на фоне огненных штор.

7_3Абсолютная противоположность — другая работа Помелова «Женский портрет». В этом озорном взгляде черных глаз, таких огромных, что в них можно утонуть, короткой стрижке непослушных волос, небрежном движении руки есть что-то детское, непосредственное, очень трогательное. Кажется, что еще мгновение — и эта женщина-девочка нас чем-то удивит или от души рассмеется. Живые лица смотрят и с других картин художника.

Незатейлив «Портрет Вячеслава Ильича». Перед нами повидавший жизнь человек. Взлохмаченные редкие волосы, мешки под глазами, морщинистое лицо. Добрые глаза с хитринкой. И душа нараспашку. Нет ни одной лишней детали, ни одного ненужного мазка — все оправдано, точно, емко и очень правдиво передает человеческую суть. Но за этой кажущейся простотой — величайшее мастерство настоящего художника, зрелого мастера, каким был и остается Валентин Помелов.

7_5Со своей будущей женой Инной Валентин учился в Ростовском художественном училище. Он — на отделении живописи, она изучала скульптуру. Затем вместе окончили знаменитую «Строгановку». Жили и работали, начиная с 1969 года, в подмосковном Протвино — молодом городе физиков и художников. Там родились их дети: дочь Полина и сын Федор, который тоже стал художником.

Иннеса Александровна — художник-монументалист по образованию, живописью она увлеклась в зрелые годы, а до этого активно придумывала и выполняла большие и малые скульптурные формы для украшения интерьеров. Любимым же материалом Помеловой всегда была керамика — тонкая и капризная, но почему-то очень благодарная по отношению к ней. На выставке керамика представлена преимущественно в форме настенных панно — декоративных тарелок, на которых веселые и серьезные портреты детей и взрослых — серия «Москвичи».

— Это не портреты реальных людей, — объясняет Иннеса Александровна. — Это чистая выдумка. Я вообще не очень люблю копировать действительность. Но многие не верят, говорят: не может быть, чтобы ты ни с кого их не срисовывала.

Обращают на себя внимание глиняные фигуры кентавров — крупные, слегка шершавые на ощупь, они кажутся забавными детскими игрушками, которые вот-вот оживут, и ты попадешь в сказку. Приятно, что две скульптуры (шамот), женский и мужской портреты, художник подарила Выставочному залу.

Ее живопись тоже керамична, тоже похожа на тонкую статуэтку. Невольно любуешься экстравагантной среброволосой женщиной с задумчивыми глазами. Это автопортрет Иннесы Помеловой. Художница в своей мастерской. За плечами вся ее жизнь — ее творения, созданные этими натруженными руками. В руках Иннесы Помеловой куски глины превращаются в замечательные образы, а с помощью кисти и красок из хаоса рождается чудо. Как, например, «Пик Сан Люп», ведущий нас по тропам древних римлян, или «Затмение солнца», навеянное библейскими мотивами. Страх, ужас пронизывает бегущих людей от возникшей вдруг темноты. Пламя, тьма, фигуры людей и животных — все смешалось. Эту тревогу подчеркивает и колорит картины: смесь иссиня-черного с жгуче-красным.

Кстати, Иннеса Александровна не только лепит, рисует, она создает гобелены, мозаичные работы для храмов, прекрасно вяжет, а какие блинчики печет! В этом гости Выставочного зала смогли убедиться сами, отведав угощение московской гостьи.

Член Союза художников и Заслуженный работник культуры Московской области Иннеса Александровна Помелова — еще и просто замечательная бабушка трех внуков. Старшая внучка, Даша, окончила «гнесинку», у нее колоратурное сопрано. А 9 марта родился третий внук, Мирон. Поэтому бабушка бесконечно счастлива.

Сын Иннесы Александровны, Федор Помелов, уже известен ржевитянам. В прошлом году он участвовал в Ржевском пленэре. Ему у нас очень понравилось.

— С тверскими художниками интересно общаться, — говорит Федор. — В результате такого общения родились портреты ржевитянина Игоря Рослякова, андреапольского художника Павла Урсу и целая серия интересных графических портретов других людей.

Федор Помелов предпочитает работать с натуры, поэтому в год по 5-6 пленэров — это его нормальное состояние, дающее тему для ума и заряд душевной бодрости для творчества. Он говорит:

— Жизнь начинается тогда, когда начинается пленэр.

Как и его отец, Федор не пишет по заказу портреты. Что-то из себя вымучивать, убирать морщинки, чтобы модель осталась довольна — это не его метод. Главное — желание, исходящее от сердца. И когда он видит обычного с виду человека, но очень интересного в общении, ему хочется его написать. Поэтому-то все его портреты наших современников узнаваемые. В них нет слащавости и приторности, нет наигранности. Они легки, естественны, гармоничны.

Дорога сердцу Федора Валентиновича родная земля. Деревенские пейзажи, тихие улочки провинциального Торжка и Вятки на многих его полотнах. Удачно передано художником предзакатное состояние природы. Пограничное состояние — любимая тема Федора («Дом художника на «Академичке», «Набережная Торжка», «Вятка весной»). Здесь и радость от прихода весны, и ожидание чуда в голубых и матовых тенях, и яркие блики солнца. В чистых водах реки Тверца отражаются здания, деревья, бесконечное свинцовое небо. И так спокойно на душе от этой звенящей тишины!

Ни на одной из его работ нет фигур людей. По мнению художника, ничто и никто не должен нарушать гармонию природы.

Поразил художника разрушенный храм в деревне Сытьково. Поэтому фактура одноименной картины яркая, сочная. В разрушенных стенах — история нашей Родины. И каждый прочитывает ее по-своему, размышляя, вспоминая, сопоставляя факты. Старое здание из красного кирпича и на другом полотне «Старая Коломна».

— Архитектура провинциального городка обладает притягательной силой, — считает Федор. — И в этом есть своя прелесть.

Увидеть в обыденном необычное — это его цель. Даже бывая во Франции, он предпочитает писать не роскошные, но холодные дворцы и замки, а заброшенный сарай, в котором еще теплится жизнь. Любимые цвета — желтый, красный, белый. Их сочетания создают необычный колорит многим картинам Федора.

— «Три грани» — очень удачное название выставки, — отметила член Союза художников России Ирина Аввакумова. — Три художника — одна семья. Но они настолько не похожи друг на друга. У каждого свой почерк, свое лицо, свое видение мира. И это здорово.

Как мне думается, объединяет всех Помеловых безграничная любовь к жизни, стремление показать ее без прикрас и вычурности. Их живопись не на потребу публике. И то, что Помеловы — люди, не равнодушные, ищущие, честные и по отношению к себе, и к искусству, очень позитивные — это очевидно по их великолепным работам.

Иннеса Александровна и Федор Валентинович полны сил и желания творить. У Федора впереди персональная выставка в Твери. А затем Помеловы планируют поработать в Монголии.

Пожелаем семье Помеловых творческого вдохновения, удачи и до новых встреч!

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *