Ксения ГАВРИЛОВА, юная ржевитянка, воспитанница Образцового детского театра «Цель»: «Взялся за дело — делай его хорошо и до конца»

— Ксюша, помню тебя одиннадцатилетней девочкой — доброжелательной, улыбчивой, не по годам серьезной… Ты повзрослела, но осталась такой же. Молодец!

— Спасибо. Меня окружают родные, любимые, близкие мне по духу люди, и другой быть с ними просто не могу.

— Уроки, внешкольные мероприятия, занятия в вокальной группе «Ассоль», театре «Цель»… Как ты все успеваешь?

— Да, каждый мой день расписан, я с удовольствием пою и играю, скучать некогда — это моя интересная жизнь. Уверена, когда за дело берешься с желанием, понимая, что в первую очередь ответственен перед самим собой, успеть можно многое. Умение, мастерство в любом деле начинаются с дисциплины.

— Что было твоим первым серьезным увлечением?

— Музыка. Маленькой, сидя на диване, воображала, что играю на пианино. Мама, понаблюдав за мной, решила, что нужно отдавать учиться. В 4 года пришла в ДДТ, ходила на подготовительные курсы по классу фортепиано, но сразу скажу, музыкальное образование не окончила.

Потом загорелась школьным театральным кружком, затем Алла Владимировна Хейфец пригласила петь в ансамбле «Ассоль». Одновременно предложили стать воспитанницей театра «Цель».

— Уверена, каждый зритель, кто видел выступление «Ассоль» на сцене, помимо звонких девичьих голосов, отмечал выдержанные в одном стиле наряды. Кто вам их шьет?

— Мне костюмы шьет бабушка. За что я ей очень-очень благодарна. В театре используем запасы костюмерных ДДТ, что-то из личных вещей.

— Ксюша, ты выходишь на сцену с самого детства, с годами и опытом волнения все меньше и меньше?

— Нет. Минут за 15 всегда очень волнуюсь, а уже перед самым выходом беру себя в руки. Этому меня научила Валентина Николаевна Иванова. Волнение не нужно подавлять, его нужно преобразовать. А вот перед каждым спектаклем «Сирано де Бержерак» я волновалась как никогда, ведь это выпускной, мой послед-ний спектакль в этом коллективе.

— В этом году у тебя целых три выпуска: в школе, в «Ассоль» и в театре «Цель».

— Да, и волнение, соответственно, троекратное.

— Уже не один год ансамбль «Ассоль» выступает на городской сцене на Советской площади, вот где волнение, наверное, зашкаливает…

— Знаете, почему-то нет. На «маленькой» сцене волнуешься больше.

— Помнишь свой первый спектакль в «Цели»?

— В театре есть традиция не сразу входить в роли. Первый раз играла пирата в новогоднем спектакле.

— Чтобы сыграть главную роль, необходимо…

— Не пропускать занятия, быть целеустремленным, желать роли. Причем, важно как можно раньше понять, что все эти навыки помогут во взрослой жизни. Мы работаем в коллективе, учимся и у педагога, и друг у друга. Мой хороший друг и напарник по сцене Владлен Сахнюк, увлеченный, артистичный, находчивый… Он разный, этим и интересен. Ребятам помладше есть на кого равняться, за кем тянуться. Они видят успехи старших, которые даются в первую очередь благодаря труду.

— Роли в спектакле распределяет режиссер?

— Что касается новогодних и летних спектаклей, то после читки пьесы Валентина Николаевна нас спрашивает, в роли кого мы бы хотели себя видеть. Распределение ролей в большом спектакле — прерогатива режиссера.

— Из всех сыгранных тобой героев, кто тебе ближе?

— Нельзя сравнивать то, что ты делаешь на сцене с самим собой.

В каждой роли, будь то Черепашка («Две стрелы»), придворная дама («Голый король»), есть то, что не чуждо человеку. В спектаклях поднимаются вечные темы человеческих взаимоотношений, людских достоинств и недостатков.

— Кого бы тебе хотелось сыграть?

— Сложный вопрос. Не задумывалась…. Скорее всего, это роль злой, вечно упрекающей, осуждающей всех и каждого тетки.

— Пакостница Старуха Шапокляк?

— Фрекен Бок.

— Чтобы так достоверно, растрогав зрителей до слез, играть Роксану в «Сирано де Бержерак», чувство любви нужно испытать в реальной жизни…

— Возможно, ее присутствие мне и помогло сыграть Роксану. Отдельные реплики отрабатывала на своем молодом человеке.

— Внешний вид Роксаны — одна из важных составляющих образа: наряды из костюмерных, прическа…

— Дело рук мастера парикмахерского искусства. Роксана — изысканная модница, помните?

— Ксюша, сколько тебе нужно времени, чтобы понять чувства героинь, их настроение?

— Конечно, это происходит не сразу. Но режиссер говорила, что я довольно быстро выхожу на образ и результат. И в этом тоже заслуга Валентины Николаевны.

— От педагога легендарную фразу «Не верю!» слышать коллективу, конечно, приходилось…

— Да. Но ее Валентина Николаевна говорит только тогда, когда мы опускаем руки и сами не верим в себя. А она же, в свою очередь, не верит в печальный исход усилий и репетиций, и тем самым старается поддержать нас.

— Своя личная примета на успешный показ у тебя есть?

— Перед каждым выступлением говорю себе: если делать, так делать хорошо! Часто за собой замечала, что выхожу на сцену с правой ноги. Может, эта примета и приносит некий успех?

Если есть стимул и желание, то задуманное всегда получится и на 5, а то и на 5+. Но ни один спектакль не проходит без своих заминок, неточностей. Может этого не видно со стороны зрительного зала, но актеры после спектакля это обсуждают.

— Как удается запоминать такие объемные тексты?

— Помогает то, что я гуманитарий. Мои любимые предметы в школе — русский язык и литература. Конечно, память нужно тренировать, работать над собой. Хочешь высокого результата — работай больше.

«Цель» — хорошая школа жизни. Каждый спектакль — новая жизнь, где есть радость и горе, разочарование, тонкий юмор и явный сарказм:

«О, нет, не надо слов,

У вас слова похожи на слонов. Их тяжко говорить, а слушать — тяжелее», —
говорит Роксана своему
кавалеру.

— Театр для тебя — это?..

— Жизнь, мечта, школа.

— С чего, по-твоему, начинается театр: с вешалки, гримерной или зрителя?

— Соглашусь со Станиславским, театр начинается с вешалки. Первые, кто создают зрителю условия для приятного времяпровождения и настроение — именно гардеробщицы.

— Хорошо. После писателя остаются книги, после художника — картины, а после театральной игры….

— Чувства, впечатления, мысли, с которыми уходит зритель, которые донес до зрителя актёр.

Спектакль этого года, особенно второй показ, растрогал меня как никогда. Я плакала, потому что у всего хорошего есть свойство заканчиваться. Закончились мои выступления на сцене ДДТ, приближается расставание с любимыми педагогами, осуществилась цель, к которой шла пять лет.

— Но дружба-то не закончилась!

— Очень на это надеюсь.

— Каким бы ты хотела видеть ржевского зрителя?

— Понимающим. Приветливым, отзывчивым на игру актера.

— И не скупящимся на аплодисменты! Признайся, было желание махнуть рукой и бросить занятия?

— Бывает, руки опускаются, но тут же вспоминаю о мечте, и желание действовать, словно птица Феникс, возрождается.

— Что играть сложнее: драму, мелодраму или комедию?

— Комедию сложнее. Нужно суметь грамотно рассмешить.

Приятно, когда зритель видит смешное там, где ты и не ожидаешь, такие случаи у нас на спектаклях бывали.

— С кем бы ты хотела выступить на одной сцене?

— Люблю слушать, как читает произведения Сергей Безруков, нравятся его работы. Не отказалась бы почитать с ним на одной сцене романтические стихи.

— Какие?

— У меня есть любимое стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», где последние строки:

«С любимыми не расставайтесь!..

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!..

Когда уходите на миг!»

Можно сравнить с переживаниями моей героини, с ее судьбой и судьбой Сирано. Он, несмотря ни на что, все же пришел проститься с Роксаной. В этом и близки, наверное, мне эти слова и их смысл.

— А любимые актеры у тебя есть?

— С детства люблю смотреть старые фильмы. Мне нравится игра Евгения Леонова, Андрея Миронова. Считаю, именно на них держалось советское кино.

— Помимо городских концертов и спектаклей, где-то еще выступать приходилось?

— Осенью прошлого года я участвовала в Международном многожанровом фестивале-конкурсе «Во имя жизни на земле», который проходил в Москве. Моя программа состояла из двух разнохарактерных тестов: стихотворения Роберта Рождественского «Баллада о зенитчицах» и прозы. Читала юмористический отрывок из произведения Степана Писахова «Как купчиха постничала». В номинации «Художественное слово» получила диплом 2-й степени и познакомилась с Заслуженной артисткой России Еленой Борзовой.

— С тем, куда поступать, конечно, определилась?

— Да, но во всеуслышание об этом говорить преждевременно. Скажу лишь, что это будет связано с творчеством.

Пользуясь возможностью, хотела бы сказать, что мне повезло со школьными педагогами и классными руководителями Татьяной Владимировной Казачук, Тамарой Даниловной Иваненко — она мой старший мудрый друг, который всегда поможет, даст нужный совет.

Конечно, спасибо родителям, родственникам, подругам за сопереживание, поддержку, доверие, веру в меня и в мой выбор. Благодарна тем, кто открыл и открывает во мне таланты. Педагогам Дома детского творчества: Алле Владимировне Хейфец, Валентине Николаевне Ивановой, Нине Дмитриевне Наполеоновой.

— После окончания учебы в Ржев вернуться планируешь?

— Конечно, хотела бы вернуться, чтобы поспособствовать росту культуры в нашем городе, а с другой стороны, если сложится и предложат работу в большом городе, отказываться не буду.

— Чего, по-твоему, не хватает Ржеву в культурном плане?

— Как человеку творческому, мне бы хотелось, чтобы было больше молодежных клубов, секций, объединений по интересам, разноплановых мероприятий, которые бы были интересны взрослым, подросткам, детям. Точно нашли бы своего зрителя еще два-три театральных коллектива.

— Скоро выпускной, наряд будет шить бабушка?

— Вероятнее, приобретем готовое. А вот при подготовке к «Последнему звонку» ее помощь будет очень нужна. Давно решила, что обязательно надену в этот день фартук и школьное платье.

— Спасибо, Ксюша, за встречу. Удачи!

— И Вам всего хорошего.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *