Задача воспитания — зажигать сердца

Татьяна Владимировна Меркурьева,
директор Воскресной школы
Оковецкого кафедрального собора:

Задача воспитания — зажигать сердца

— Христос Воскресе, Татьяна Владимировна! Традиционно приветствую Вас словами, которыми люди на протяжении веков встречают друг друга в эти светлые пасхальные дни.

— Воистину Воскресе!

— Помните, как писала Анна Ахматова?

Смерти нет — это всем известно.

Повторять это стало пресно.

А что есть — пусть расскажут мне.

— А есть Пасха. Приходишь в храм на Пасху, и такое ощущение, что Господь проникает не только в твои мысли, но и в каждую клеточку твоего организма, а самое главное — в сердце. Пасхальная служба — это такая силища! Когда молятся все, даже те, кто оказался на ней впервые. Когда на душе так хорошо, так светло! Наверное, Богу угодно направить Россию в нужное русло. Поэтому такой толчок был дан нашему поколению, чтобы люди вернулись к Богу.

Конечно, есть зов собственного сердца, но и вечный зов своего рода, своих предков. У меня был удивительный воспитатель — моя бабушка. Очень жаль, что от воспитания бабушек сейчас отходят: теряется связь рода. Горько вспоминать, как пыталась ей доказать, что Бога нет. Но она лишь смиренно молилась за нас. Когда бабушки не стало, почувствовала, как не хватает этой молитвенной поддержки. Когда пришла к Богу, стала ходить в возрожденные Крестные ходы, которые проводила Оковецкая церковь. Оковцы — это родина моих прадедов. Мы с мужем поженились, как потом выяснилось, в день обретения иконы Оковецко-Ржевской Божией Матери. Так что все в этой жизни не случайно.

— Вы упомянули о людях своего поколения. Но по сравнению с нынешними поколениями, оно абсолютно благополучное.

— Часто говорят о «потерянном поколении». Его представителям очень трудно. Мы, школьные учителя, сильно переживали: «Что делать? Как детей вернуть к нравственности?» Сейчас понимаю, что надо спокойно делать свое учительское дело, без суеты, полагаясь на волю Божию. Возможно, очень низко в духовно-нравственном плане падут наши дети, тем стремительнее и ярче будет их подъем. Сейчас удивительное время. В школе учат детей христианским основам жизни, делают совместные проекты с органами государственной власти. В апреле присутствовала на городской детской научно-исследовательской конференции в  сш N№ 2. Дети со 2 по 11 класс непринужденно говорили о Боге, делились своим мнением о святителе Николае Японском, Василии Ощепкове, об евангельских притчах. Рассказывали о впечатлениях от монастырей, о своих маленьких открытиях — оказывается, и в Ржеве есть храмы разрушенные и не восстановленные. Все выступления были подготовлены с большой любовью. Наши дети могут испытывать радость и боль от соприкосновения с родной историей, культурой. Присутствующие были потрясены: «Неужели это возможно?!» Еще два года назад и помыслить не могли, что детскими устами будет глаголить истина. Все члены жюри были в восторге — ведь редко дети в современном обществе могут осознанно говорить о Боге, о святости, о нравственности, о противостоянии злу.

— Все-таки учителя переживают и за духовно-нравственное становление личности ребенка, а не только за результаты ЕГЭ.

— Учительство — единственный слой, который еще что-то пытается сделать. Время для образования сейчас очень сложное. Бесконечные бумажные отчеты, разделяющие воспитателя и воспитанников. Но энергии учителей можно только порадоваться. Выставки, детские научные конференции, встречи, конкурсы — видно, что нашим учителям не безразличен процесс воспитания, становление будущего поколения ржевитян. Русский философ Иван Ильин отмечал, что основная задача воспитания не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца. Например, традиционная Рождественская выставка собирает сотни участников, Пасхальный фестиваль становится все более популярным.

В 2013 году Пасхальный фестиваль будет проходить в стенах Воскресной школы. Детям на Пасху разрешается звонить в колокола, что они с удовольствием делают. Фестиваль начинается с пасхальной выставки, которую объявляет детская газета «Колокольчик» — конкурс пасхальной открытки. Лучшие открытки украшают Оковецкий собор в пасхальные дни. 19 мая пройдет награждение авторов. Будет два больших концерта — концерт школ и детских садов. Третий — концерт детей Ржевского благочиния. Пройдет пасхальная олимпиада, которую второй год проводит кафедра теологии Тверского государственного университета. К подготовке к фестивалю привлекаем педагогов и воспитателей детских садов. Надеемся, что нечто подобное они смогут провести и в своих учреждениях. Школа может вести детей к Богу не словами о Нем, а тем, куда духовно устремит движение души, чем зажжет и воодушевит детское сердце. Огонь веры зажигается только от огня же в другой душе.

— Татьяна Владимировна, Ваша школа воскресная — поскольку занятия проходят по воскресеньям после службы. Хотя определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Христом…

— Если обратиться к истории, то первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и их появление было связано с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ РПЦ на территории России. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

— Теперь возможен вариант, когда воскресная школа проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования?

— Действительно, государственное лицензирование позволит воскресным школам преодолеть их обособленность в российском образовательном пространстве. Наша школа действует при кафедральном соборе 16 лет. Есть школьный архив, иногда смотрим его и удивляемся, как мы выжили. Но воскресная школа — не панацея. Она не может быть изолированной от жизни общества.

— Из традиционной детской школы вы постепенно преобразовываетесь в школу семейную? Ведь родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно.

— Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Есть небольшой процент родителей, которые надеются в воскресной школе воспитать или перевоспитать своего ребенка. Но такого просто не может быть! Самое главное звено — семья, которая воспитывает, а мы только помощники. Родители участвуют во всех мероприятиях школы, иначе не пойдет процесс воспитания. Они могут присутствовать на занятиях. Кстати, я воцерковлялась точно так же. Приводила сына, сидела с ним на занятиях и слушала с открытым ртом. Я же тогда ничего не знала, кроме того, что чувствовала. Но одних эмоций мало, нужны базисные знания. Сейчас родители на родительских собраниях сами занимаются ликбезом, готовят информационные блоки, просвещают друг друга, обмениваются опытом. Процесс воспитания будет на нуле, если не делать все вместе с родителями.

Есть семьи с очень интересным жизненным укладом, есть чему поучиться. Ведь кто такой учитель? Тот, кто сам учится. Очень много интересного познаем друг от друга. Как-то на собрании говорили о посте. Его можно сравнить с летящей птицей: одно крыло — воздержание (от всего дурного), другое — молитва. Мамочка одна выступала: «У меня четыре мужчины в семье. Как мне их «травой» накормить?» И взялась за этот вопрос. Изучила литературу, нам раздала апробированные в ее семье рецепты. На недавнем родительском собрании о молитве говорили. Без материнской молитвы ребенку трудно в современном мире. Оказывается, процесс воспитания не только кнут и пряник, но и молитва матери, которая, как знали наши предки, и «со дна моря достанет». Многие родители узнали об этом впервые. Одно дело, когда об этом говорят педагоги или священник. Совсем иное — когда родители сами подводят друг друга к этой мысли. Родители выступили с предложением возродить чтение акафиста Божией Матери «Воспитание». У людей есть насущная потребность молиться за чадо свое.

— Татьяна Владимировна, для Вас, профессионального педагога, обращение к обоснованию педагогики с религиозной точки зрения — это выбор сердца? Или проблема знаний, теории?

— Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, думаю, особенно актуально, так как наше общество остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Воскресная школа при Оковецком соборе — детище протоиерея Константина Чайкина. В свое время педагоги школы учились в Троице-Сергиевой Лавре. Лекции нам читали профессура МГУ, Санкт-Петербургского университета, священство, даже из-за границы ученые приезжали. Именно на курсах познакомились с удивительным современником, кандидатом педагогических наук, протоиереем Евгением Шестуном, автором книги «Православная педагогика». Сейчас наша главная задача — выработать собственную школьную систему. В школе собран замечательный педагогический коллектив очень родных и близких по духу людей. Сложились свои традиции: Пасху, Рождество Христово, престольные праздники отмечаем все вместе. Действует летний лагерь на базе школы, есть пришкольный огород. Много желаний, идей, есть и свои проблемы: ощущается недостаток кадров, нужны педагоги музыки, да и школьное помещение уже маловато — надо расширяться. Хочется завести живой уголок — нужны биологи. Наши дети выступают с концертами в реабилитационном центре, приюте, доме престарелых, библиотеке семейного чтения на ул. Республиканская. Учителя и прихожане проводят беседы на духовно-нравственные темы в образовательных учреждениях города. Читают профессионалы, например, врач-педиатр Юлия Левтеева. Воскресная школа располагается при соборе, и обстановка здесь такая, что не чувствуешь усталости, словно открывается второе дыхание. Казалось бы, воскресение, единственный день, когда можно отдохнуть, но нет, иногда не расходимся до самого вечера.

— А мужья дома как реагируют?

— По-разному. Но мы пытаемся быть христианскими женами, мужьями (в нашей школе есть и мужчины). Когда пришла к вере, поняла, что жена должна слушаться мужа, это был для меня настоящий шок. В семье должна быть иерархия: муж слушается Бога, жена — мужа, дети — родителей. Стала говорить супругу: «Да, дорогой. Как скажешь. Будет сделано.» Первый раз муж долго на меня смотрел, а потом решил зайти в храм, узнать, что это с ней? Закончилось все венчанием.

— В Ржеве реализуется проект «Святитель Николай Японский — покровитель самбо». Занятия физической культурой так же важны, как духовная культура, ведь Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности. Сами Вы спортом не занимались?

— Материал о Святителе Николае и Василии Ощепкове мы собрали в общий диск и передали в детские сады и школы. Чтобы понимать суть проекта, надо знать этих выдающихся исторических личностей. И каким образом они связаны с Ржевом. Спорт в моей жизни был серьезной составляющей. Занималась легкой атлетикой, гимнастикой, танцами. Ездила на соревнования областного уровня, привозила награды. Благодаря спорту состоялась как человек. Очень трудно научиться преодолевать трудности, воспитать ответственность без занятий спортом. Заставляла себя встать в 5 часов утра, чтобы пробежаться по берегу Волги, облиться водой и готовиться к урокам в школе. Формирование личности шло через спорт. Плюс — уроки моей бабушки. Когда появилась семья, спорт отошел на второй план. Сейчас есть желание вернуть хотя бы гимнастику.

Пользуясь случаем хочется поздравить всех ржевитян со Светлым Христовым Воскресением и с Днем Победы.

— Благодарю Вас за интервью.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *