Елена Михайловна ПУШКАРЕВА, учитель начальных классов гимназии № 10: УЧИТЕЛЬ —  ПРОФЕССИЯ ПРОФЕССИЙ

— Елена Михайловна, Вы — победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2016». Когда решили участвовать в конкурсе, в свою победу верили?

— Когда нас, конкурсантов, собрали в первый раз, я для себя сразу выделила победителей. Меня в их числе не было.

А уже когда начались конкурсные испытания, почувствовала в себе уверенность, силы, волю к победе. После проведения и посещения мастер-классов, поняла, что могу стать победителем.

— Последние два месяца были для Вас особенно напряженными. Совмещать проведение уроков, проверку тетрадей, написание планов, отчетов с участием в конкурсе, ведением домашнего хозяйства — очень сложно.

— Мужа и дочерей я сразу предупредила — будет непросто. И они молодцы, выдержали мой график. Подготовка к конкурсу, проходившему в два этапа, началась в феврале. Заочный этап — представление документов, эссе на тему «Семья», сведения о наполняемости сайта педагога. Очный — проведение урока, классного часа, мастер-класс, заседание «круглого стола». И заключительный, не менее волнительный этап — «Поздравление любимому городу» — на сцене Дома детского творчества. Да, параллельно вести уроки и готовиться к конкурсу — это серьезная нагрузка. Я — учитель, который не может ограничить общение с ребятами только уроками, считаю, что и во внеурочное время жизнь ребенка должна быть насыщена мероприятиями, занимательными исследовательскими заданиями, проектами, экскурсиями.

Достойно со всем справиться помогла поддержка учеников и их родителей, советы коллег. Большое спасибо хочу сказать Галине Зиновьевне Переверзевой, Татьяне Ивановне Наумовой.

— В этом году визитную карточку педагоги представляли заочно.

— И для этого я освоила программу «Моя киностудия» и самостоятельно смонтировала фильм.

— Дисциплину, класс, тему урока и классного часа конкурсантки могли выбирать сами?

— Да. Мы с второклассниками из 12-й школы беседовали на тему «Я и моя семья».

— Что говорят дети о семье в первую очередь?

— Те, у кого есть младшие братья или сестры — очень этому рады. Рассказывают, как помогают родителям, как проводят вместе время.

— Учитель — профессия публичная, и, наверное, стоять на сцене было…

— Волнительно. Когда выступаешь один — отвечаешь только за себя, а когда командная работа — ответственность гораздо серьезнее. Но что справимся, не сомневалась.

— Если не секрет, что Вам подарили?

— Завод «Электромеханика», как спонсор, подарил мне планшет, городская администрация — денежный сертификат.

— Областной этап конкурса завершится на этой неделе, 28 апреля станет известно имя Учителя года регионального уровня. Каким конкурсным испытаниям подверглись учителя в Твери?

— В присутствии комиссии, как на экзамене, несколько часов писали эссе «Я — учитель», вели урок, работали на методическом семинаре, мастер-классах, педагогическом совете, представляли образовательный проект и завершающий тур — «Круглый стол образовательных политиков».

— По какой дисциплине Вы давали урок?

— Окружающий мир. Предмет достаточно сложный и очень увлекательный. Выбрала тему «Путешествие по Тверской области». Говорили с ребятами о наших маленьких, удивительных городках, о любви к родному краю, об уважении к родной культуре и истории.

— Уроки велись «вслепую» или о классе было можно что-либо узнать заранее?

— Конечно, детей я увидела впервые на самом уроке. А вот программой, по которой они учатся, количеством учеников, поинтересовалась заранее. Оба мои открытых урока и в Ржеве, и в Твери прошли хорошо. Мы с ребятами обменивались мнениями, рассуждали, делали выводы и, уверена, остались довольны работой друг друга.

— Елена Михайловна, в чем секрет успешного общения с детьми?

— В искреннем и уважительном к ним отношении. Обмануть своим расположением, приятными слуху речами можно взрослого, ребенок обман поймет быстро. И воспринимать ребенка нужно в развитии, не быть в плену у сложившегося о нем мнения.

— Хороший учитель — это специалист своего дела, который…

— Любит то, что он делает, и тех, кому преподает. С детьми не работаешь, с ними живешь. Мы учимся друг у друга, помогаем друг другу. Я разделяю их радости, печали и мне хорошо от того, что я нужна им как учитель, как человек.

— Что для Вас главное как для учителя?

— Считаю, главное — не утратить «детскости». Часто встаю на позицию маленького человека и его глазами смотрю на мир. Это помогает мне понять, почему маленький человек так считает, так сказал или поступил.

— Учитель — профессия профессий, а педагог начальной школы — особая категория учителей.

— Где еще учитель учится терпению, как ни в первом классе?! Прежде, чем буквы начнут складываться в слова, цифры в примеры, а дети почувствуют себя одноклассниками, сколько терпения надо учителю! Ведь каждый из нас требует определенного подхода. От первого учителя зависит, насколько полезной и радостной будет для ребенка учеба. Каждые четыре года, а то и дольше, учителя начальных классов незримо присутствуют в семье каждого ученика, живут его заботами. И всякий раз 1 сентября я волнуюсь. Мне должны поверить, за мной должны пойти. Пока это удается. Каждый урок строю, как открытие нового, прежде всего, для себя.

— И никогда не думали сменить сферу деятельности?

— Признаюсь, однажды думала, искала другое место работы, опять-таки, где присутствует общение с детьми. Но сейчас уверена, мое место — школа.

— У Вас сейчас первая квалификационная категория. На высшую подавать будете?

— Да. Конкурс дает дополнительный заряд двигаться вперед.

— Уверена, что ни один из школьных дней не обходится без забавного случая, неожиданного вопроса, смешного ответа.

— Середина урока, ребята выполняют задание, лбы напряжены, взгляды сосредоточены, тишина. И вдруг один из учеников, желая что-то спросить, на весь класс, обращаясь ко мне, говорит «мама». Ребенок от себя такого не ожидал, растерялся, застеснялся.

— Но Вы и есть мама — классная.

— У меня такой случай был не единожды. Когда ребенок отождествляет обстановку в классе с домашней, может без страха и стеснения просить совета или помощи — это замечательно. Люди, которым неинтересно и тяжело друг с другом, вряд ли потратят силы и время на совместные дела. А у нас их столько! Рождающиеся идеи мы претворяем в жизнь. Есть у нас и свои традиции. Каждый из нашей классной семьи старается, чтобы было хорошо не только ему, но и окружающим.

Дети как можно чаще должны переживать радость успеха — это задача учителя. Мне интересно учить секретам приобретения знаний, а не просто сообщать знания.

— Каждый класс особенный по-своему: одни спокойные, другие шебутные, в третьем — девочек гораздо больше, чем мальчиков…

— И все свои, все по-своему замечательные. Да, год на год не приходится. Например, у меня в одном классе из 26 человек было семь левшей!

— Ваш педагогический стаж — 16 лет. Что изменилось в работе учителя за это время?

— Практически любую необходимую информацию теперь можно получить в короткое время, она стала в широком доступе — это хорошее подспорье для всех. Информация в учебниках порой не поспевает за меняющейся в нашем ритме жизни реальностью. Сложнее стало заинтересовать учеников. Учителя все чаще уходят от традиционной формы проведения уроков.

— А дети меняются?

— Да. Они становятся более свободны в общении со взрослыми.

— Это хорошо?

— Хорошо, когда и взрослый, и ребенок пользуется общечеловеческими правилами поведения. Когда взрослый ведет себя как старший товарищ, ребенок по отношению к взрослому не допускает панибратства и вольности. К сожалению, нашим детям порой трудно контактировать друг с другом. Их друзьями вместо людей стали гаджеты, смартфоны. Изменились и родители. Информационная свобода позволяет им говорить с учителем на равных. И здесь тоже есть свои плюсы и минусы.

Но ценностные ориентиры, на которых строится современная школа, остаются неизменными. Школа должна быть для ребенка уютным и безопасным домом, где все понятно, где комфортно, в котором все живут общими заботами, сообща решают проблемы. Три кита любой хорошей семьи, добрых взаимоотношений в обществе: любовь, терпение, прощение. Уже 16 лет школа — моя семья, мой второй дом, с которым связана моя жизнь. И очень хочется, чтобы в этом доме всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем — и взрослым, и детям.

— Любовь, терпение, прощение — есть притча о китайской семье, где было более 100 человек и все жили дружно: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение.

— Да, она и есть. Этот же постулат относится и к миру.

— Елена Михайловна, расскажите о себе, о своей семье.

— Я выросла в северном городе Онега Архангельской области. Окончила факультет начальных классов Поморского государственного университета им. Михаила Ломоносова. Воспользовалась свободным дипломом и приехала к бабушке в Ржев. Здесь и начала свою педагогическую деятельность. Совсем недолго работала воспитателем группы продленного дня в 13-й школе, потом пять лет учителем в малокомплектной школе деревни Полунино. Признаюсь, приходилось сложно и непривычно.

— Помогли молодость, жажда романтики и энтузиазм…

— Наверное. Зимой в морозы, когда даже техника не выдерживала, упорно шла в школу пешком, порой по пять километров. Знала, там меня ждут мои маленькие озорники. Многие из тех моих первых учеников были из неблагополучных семей. Дома не слышали теплых слов, не чувствовали заботы, не видели фруктов и сладостей. Уже тогда я для себя поняла, что школа должна восполнять недополученное ребятами дома.

— И дети, конечно, платили Вам тем же…

— Бежали встречать с автобуса, помогали нести сумку с тетрадками. Готовы были горы свернуть, чтобы угодить. В Новый год мы, наверное, были самой счастливой школьной семьей. Мы любили и уважали друг друга, поэтому и проблемы (без них никак) решались проще.

Потом десять лет работала в пушкинской школе. Интересные, насыщенные деятельностью годы. Добрые отношения с коллективом поддерживаем и сейчас. Игорь Ефимович Либензон звонил, поздравлял с победой на муниципальном этапе. Сказал так: «Я все равно считаю, что Вы наша». Услышать это было очень приятно.

— В семье, кроме Вас, учителя есть?

— Старшая сестра — воспитатель. В 2014 году она стала «Лучшим воспитателем города Онега».

— Есть любимое место в Ржеве?

— Кому-то может показаться странным, но я люблю помещения школ. Там особый дух.

— Грядет 800-летие Ржева. Чего, как Вам кажется, если не считать известных проблем с дорогами, водой, ЖКХ, городу недостает?

— Во многих городах Тверской области есть фонтаны, хотелось бы, чтобы и наш фонтан, на Площади Революции, был действующим.

— Учебный год подходит к концу. У учителей, к счастью, продолжительные отпуска. Как Вы его проводите?

— Уезжаю к маме на Белое море. Ходим с дочерьми в лес за ягодами, грибами. Занимаюсь рукоделием, нравится работать в разных техниках, с различным материалом, читаю. Все делаю с удовольствием! Благодарна судьбе, что все радости и тревоги со мной разделяет мой муж — главный помощник. Несколько лет он даже был Дедом Морозом на новогодних утренниках для моих ребят, помогал делать пособия. В нужную минуту супруг обязательно скажет: «Ты — молодец, у тебя все получится». И знаете, у меня правда получается.

— Спасибо, Елена Михайловна, за беседу. Здоровья Вам, любви, терпения.

— Спасибо.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *