Архивы за День: 15.01.2020

Протоиерей Евгений Чунин, настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной старообрядческой церкви: ДОРОГА В ХРАМ У КАЖДОГО СВОЯ

— Отец Евгений, начать хотелось бы со знакомства с Вами.

— Родился и вырос в Петербурге, там окончил школу и Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. По образованию я инженер-электронщик. Учился успешно, был старостой группы. По окончании вуза получил рекомендацию в аспирантуру и мог бы пойти по стопам отца, научного работника, кандидата технических наук.

— Однако Вы уже тогда собирались стать священником?

— Нет, я еще не думал об этом. Это были такие времена, когда вслух о своих личных убеждениях не говорили. Для меня важнее было разобраться в самом себе. Мои предки и по линии отца, и по линии мамы принадлежали к старообрядческой традиции. Предки отца жили в Шаховском районе Подмосковья, а мама происходит из Сычевского района Смоленщины — так что мои прадеды, безусловно, бывали в Ржеве, могли когда-то молиться и в нашем храме. Сегодня мне весьма приятно это осознавать…

В нашей семье христианские традиции соблюдались строго — ежедневные молитвы, соблюдение постов, регулярная исповедь. Все это происходило достаточно органично — как я сейчас понимаю, в основном, благодаря стараниям мамы.

Вопросы веры были, с одной стороны, для меня предрешены, а с другой — я взрослел, и наступил такой момент моего личного выбора, когда я должен был определиться, насколько семейная традиция важна для меня. В те времена христиан насчитывалось очень мало, особенно среди молодежи, и я тоже ощущал соблазн «жить, как все». Действительно, чувствовать себя «белой вороной», особенно в юности, нелегко.

Не знаю, к чему могли бы привести такие мысли, но Господь явил ко мне Свою милость: когда я учился на 3-м курсе, мне удалось познакомиться со старообрядческим священником Евгением Бобковым — человеком с высочайшим уровнем интеллекта, имевшем глубокие понятия о Церкви и мирской жизни. Общение с ним буквально перевернуло мое мировоззрение: я нашел ответы на многие вопросы, отступили сомнения, мне снова захотелось быть христианином. Я принял свой путь.

— И тогда Вы задумались о пути священнослужителя?

— Нет, это произошло еще позже. Но тогда буря в моей душе улеглась, мне стало хорошо, спокойно. В те годы как раз начались работы по возрождению старообрядческого храма в Санкт-Петербурге. Нашего храма в городе не было ровно 50 лет — с 1932 года. И вот, когда в 1982-м власти передали нашей общине небольшой полуразрушенный храм на окраине города, я оказался в числе тех энтузиастов, как теперь принято говорить, волонтеров, которые находили радость в трудах по восстановлению полуразрушенного храма. Люди приходили вечерами и в выходные дни, участвовали в общей молитве и работах. Никто не получал никаких денег, но всеми владела общая идея: скорее возродить свой храм! Это было светлое и памятное время.

В декабре 1983 года состоялось освящение храма, но постоянного священника не было. К тому времени я уже был женат, и через пару лет от членов нашей общины прозвучал обращенный ко мне призыв вступить на путь священнослужения. Признаюсь, эти слова стали для меня громом среди ясного неба! Я считал, да и считаю себя недостойным такой чести, и был рад участвовать в церковной жизни как «рядовой христианин». Но эту же просьбу высказал мой духовный отец и благословил меня на принятие священства. Я повиновался и был рукоположен в сан диакона к старообрядческому храму в Петербурге.

Как раз в это время родители жены перебрались на жительство в Ржев. Мы часто приезжали к ним в гости, здесь я тоже посещал старообрядческий храм. Меня стали привлекать к богослужениям, хотя основным местом моего назначения оставался Петербург. А в 1989 году я был рукоположен священником уже именно в Ржев, так распорядилось священноначалие, и с Питером пришлось попрощаться.

— Ваш путь в православие, в старообрядческую традицию, можно сказать, все-таки был предопределен предками. А как с остальными членами ржевской общины? Для большинства из них это тоже вопрос рождения, традиции их предков-ржевитян?

— За то время, что я служу в Ржеве, а это уже более 30 лет, община значительно обновилась. Многие из прежних прихожан за эти десятилетия ушли из жизни — но есть их дети и внуки. У большинства членов общины свой путь в храм. Многие из них не то чтобы старообрядческих, а даже и просто христианских корней не имели, с ними никогда никто о религии не говорил. Дороги, которые привели в храм, у всех очень разные, необычные. Сегодня, слава Богу, у нас живой приход, в нем много молодежи, детей, крепких семей, которые сами продолжают христианские традиции.

— И все-таки, вернусь к предыдущему вопросу. Ржев веками стоял на старообрядческой традиции. Его слава создана купцами-староверами. Остались ли в общине те знаменитые фамилии?

— Конечно, остались. Но в силу неявности демографических процессов их порой сложно отследить. Например, нередко наследницами известных фамилий оставались женщины. Выходя замуж, они теряли свои родовые фамилии. Их потомки не всегда хранят духовные традиции и стремятся исследовать историю своего рода. Это уже наша генеалогическая, краеведческая работа. Нам она интересна, мы стараемся ею по возможности заниматься.

— Со стороны кажется, что помимо религиозного, духовного содержания, старообрядческая традиция строго относится к сохранению семейного уклада, внешнего вида, даже каких-то бытовых устоев. Это так?

— Так, но сегодня степень строгости соблюдения всех этих нюансов все-таки уже не та. Меняются времена, общественные стандарты, неминуемо корректируется быт людей. Невозможно в XXI веке без потерь и утрат воссоздать жизнь людей века XIX-го. Да и задачи такой не стоит! Я бы сказал так: нам важно знать и помнить то ценное, что было в историческом прошлом, и строить жизнь с оглядкой на то лучшее, что в нем было. Пусть мы сегодня, например, не так долго молимся, не так строго одеваемся или позволяем себе еще что-то такое, что наши деды никогда не позволили бы себе. Гораздо важнее не потерять за этими частностями то главное, ту Божию искру, ради которой готовы были идти на лишения и скорби наши предшественники по вере.

— Не могу уйти еще от одного аспекта старообрядческих традиций. У человека, мало-мальски знакомого с историей, купец-старообрядец прочно ассоциируется с
честностью в бизнесе, верностью слову, крепостью обещаний, меценатством, заботой о своих работниках, о тех, кто обездолен.

— Конечно, мы считаем исторические примеры отечественной благотворительности очень важными в настоящее время. Стараемся изучать религиозно-этические традиции прошлых времен, рассказываем о них другим людям. Это важно не только для краеведов, но и для всей стратегии национального развития России. В нынешнюю эпоху, когда страна устала от бездуховности, пытается найти новые подходы и смыслы бытия, немало есть людей, которые пытаются присмотреться к былым традициям и в успешных прецедентах прошлого увидеть возможные рецепты исцеления от современных болезней. Год назад на конференции в Казани я делал доклад, где сопоставлял этические позиции меценатов прошлых времен и современных предпринимателей, не чуждых благотворительности. И некоторые из них увидели в моих доводах определенные ответы на свои собственные поиски.

— Можно ли сказать, что Бог давал этим людям успех в делах, взирая на щедрость, огромные, более чем посильные вклады в общественную жизнь, в городское хозяйство, в благотворительность… Может быть, дал бы и сейчас?

— Конечно! Эту закономерность именно так представляли себе и те благотворители. Большинство из них в первую очередь были добросовестные христиане, а потом уже — успешные коммерсанты. В частности, у Рябушинских был девиз: «Все для дела, ничего для себя». Под «делом» понималось не только коммерческое предприятие, но и планы развития, роста, широкой благотворительности. А продвигали-то их «дело» люди, работники их предприятий! И вот к ним-то у подобных хозяев было самое добросовестное отношение. Так, тверская ветвь династии Морозовых строила дома для своих рабочих с такими бытовыми удобствами, которых в те времена не было еще и в жилищах благородных господ. Так подсказывала им христианская совесть. А сегодня любой предприниматель, начиная какой-то бизнес, априори планирует все заработанные деньги тратить, прежде всего, на себя. А многие стремятся сделать это даже в ущерб тем людям, трудом которых и создается их прибыль. Это, увы, совершенно другой подход…

— Еще связанный с историей старообрядчества в Ржеве момент. Покровский храм действовал всегда — при любых властях, в самые тяжелые годы. Что это, промысел Божий, удача, умение священников и членов общины находить компромисс?

— Прихожан всегда объединяло общее понимание, что каждый должен сделать все возможное для нашего храма. Так было с самого начала — ведь и строился он в расчете на личные посильные вклады каждого члена общины. В 1929 году, когда в апреле месяце власти полностью «обезглавили» храм арестами и закрыли его, прихожане не испугались и стали собирать подписи с подробными данными о каждом. И когда этот список с подписями 279 человек отнесли в исполком, то чиновники сразу же возвратили ключи от храма и позволили продолжать богослужения. Дальше немецкая оккупация. Вернувшийся из ссылки в Ржев
о. Андрей отказался отправиться в эвакуацию и остался в Ржеве вместе с прихожанами. И немцы по его ходатайству позволили проводить богослужения — такова была их политика. А вот то, что в разбомбленном и расстрелянном городе в Покровский храм не попал ни один снаряд, ни одна бомба — в этом прихожане, безусловно, усматривают заступление Божье.

— Храм работал и в советское послевоенное время, единственный в городе…

— А это время я бы назвал, пожалуй, самым тяжелым. Именно тогда община понесла самые главные человеческие потери. До этого в ней всегда был очень мощный костяк единомышленников, а в момент максимального атеистического давления «битву» за людей выиграть не удалось. Их разными способами подталкивали к тихому предательству, и многие в те годы отошли от веры и Церкви. Да, храм, слава Богу, сегодня не пустует. Но когда я думаю о тех людях, которые должны сейчас были бы быть с нами, нести знамя веры, но их, увы, нет среди нас, я искренне скорблю.

— Покровский храм — архитектурный, исторический памятник Ржева. Сейчас он вызывает большой интерес у туристов. И вы их радушно, доброжелательно принимаете. При том, что многие из них далеки от понимания старообрядческой традиции. Что дает силы?

— Мы открыты для окружающих людей, общества, да и сама экскурсионная и музейная деятельность как стремление рассказать другим людям о нашей вере и традициях, полностью соответствует христианским задачам. Мы рады каждому человеку, который пришел в храм. Вдруг этого человека к нам Бог послал? Именно эту мысль я доношу и до своих прихожан. Наш храм всегда открыт для желающих сделать свой шаг к Богу. Сейчас мы готовим большую музейную экспозицию, которая должна открыться в новом году.

— Отец Евгений, интервью выйдет в Рождественскую неделю.

— Каждый раз с приближением Рождества хочется найти какую-то новую, свежую мысль, которая будет услышана и понята людьми. Я хочу пожелать всем нам последовательности в утверждении тех идей, которые Рождество Христово принесло всему человечеству. Сегодня этот праздник возвращается в народную традицию — но ведь не только для того, чтобы мы получили еще один повод собраться за праздничным столом? Рождество согревает наши души, дает нам повод для благодарения Господу, этот праздник призывает нас к размышлениям, к поиску своего личного пути ко Христу.

С праздником Рождества Христова!

— Спасибо за интервью!

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

ПОД НОВЫЙ ГОД — НОВЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ

В преддверии Нового года губернатор Игорь Руденя вручил главам и представителям муниципальных образований ключи от новых служебных автомобилей, полученных в рамках реализации национальных проектов и федеральных программ.

Так, в Ржев поступили микроавтобусы для отдела образования и «скорая помощь».

Кроме того, сотрудникам подразделений Госавтоинспекции и межмуниципальных отделов полиции Тверской области вручили ключи от 41 новой служебной машины, среди которых 25 автомобилей марки «Шкода-Октавиа», 11 автомобилей «УАЗ-Патриот» и 5 автомобилей ГАЗ-32215. Новый спецтранспорт пополнил и автопарк межмуниципального отдела МВД «Ржевский».

ПОСЛЕДНЕЕ В УШЕДШЕМ ГОДУ

Последнее в 2019 году заседание Городской думы прошло с участием всего депутатского корпуса. На повестке 9 вопросов, один перерыв по регламенту и два с лишним часа на обсуждения. Но на деле на все про все потребовалось менее сорока минут, вопросов депутаты докладчикам почти не задавали.

Основные пункты повестки: утверждение прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2020 год, прогноз социально-экономического развития Ржева на 2020 год и плановый период 2021 и 2022, бюджет муниципалитета на соответствующие годы были подробно рассмотрены на городских комитетах и публичных слушаниях.

КОГДА СОЙДУТСЯ ЗВЁЗДЫ И РЕШАТСЯ СОБСТВЕННИКИ

За десять дней до Нового года на придомовой территории многоквартирных жилых домов по улице Телешева, 4 и Первомайская, 18 должно было состояться собрание представителей городской администрации и собственников по вопросам участия в Программе поддержки местных инициатив, но наш визит по названным адресам в указанное время оказался напрасным. Как пояснила начальник отдела ЖКХ Татьяна Синицкая, в последний момент старший по дому сообщил, что необходимость участия в ППМИ отпала. А вот заявленное на этот же день (и по тому же вопросу) собрание в средней школе №9 им. Степанченко состоялось. И класс, отведённый под мероприятие, был полон.

НИЧТО НЕ НОВО ПОД ЛУНОЙ

Летом 2018 года Ржев в очередной раз «прославился». Есть такая особенность у нашего города — периодически попадать в новости федеральных каналов в связи с разными неприятными, а порой и трагическими событиями. То у нас вспышка гепатита, то цистерна с нефтью разольется. И вот новая напасть — ФСБ России задержала целую банду из 35-ти человек, которых подозревали в хищении грузов из железнодорожных составов, следовавших транзитом через станцию «Ржев». Среди арестованных фигурантов дела — десять машинистов и помощников машинистов ОАО «РЖД», три стрелка ведомственной охраны железнодорожного транспорта, начальник охраны и менеджер Октябрьской железной дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, частный предприниматель, водитель, а также семеро безработных.