Monthly Archives: Декабрь 2019

Ирина Анатольевна ТАТАРИНОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №9 им. В.Т. Степанченко: УЧИТЕЛЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР

— Ирина Анатольевна, начать хотелось бы с некоторого ликбеза. Что же такое ФГОСы, регулирующие весь образовательный процесс? Неизвестное пугает, а разобраться во всех тонкостях стандартов неспециалисту сложновато.

— ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарты образования были всегда, хотя и назывались по-другому. Это минимум знаний и умений, которые должен усвоить ученик за время обучения в школе. Современные стандарты, конечно, значительно отличаются от тех, которые были раньше. Именно это и вызывает непонимание. Ключевым моментом, отличающим ФГОС от ранее существовавших стандартов, является изменение самого подхода к образованию детей. Мы должны не просто дать детям знания, а сформировать и развить компетентности. Другими словами, ребенок должен уметь применить полученные в школе знания в разных жизненных ситуациях.

Еще одним важным моментом является то, что ФГОС ориентированы на самостоятельное обучение. Ребенок должен научиться самостоятельно получать необходимые знания, ставить жизненные цели, определять пути их достижения и добиваться запланированного результата. А задача педагога — помогать и направлять его на этом пути. О ФГОС можно услышать разные мнения, но новое время определяет новые требования. Они не хуже, не лучше предыдущих, они — другие. Кстати, планируется принятие нового образовательного стандарта, который уже обсуждался в педагогической среде.

— Но даже в рамках уже существующих стандартов периодически происходят существенные изменения. Например, введение второго иностранного языка.

— ФГОС не являются каким-то незыблемым документом. На протяжении 10 лет в них вносились изменения. В том числе и по обязательному изучению в основной школе второго иностранного языка. В нашей школе изучаются немецкий и английский языки.

Еще одна поправка в Законе об образовании сделала обязательным для изучения в общеобразовательных классах родного русского языка и родной русской литературы. Программы по родному и русскому языку пересекаются, но не дублируют друг друга. Делается акцент на особенностях лексики и стилистики русского языка, демонстрируется его самобытность, величие и красота. Помните слова Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!». Так вот, родной русский язык и родная русская литература, в моем понимании, должны помочь учащимся увидеть и принять наш язык именно таким.

— Инклюзивное образование. Что это такое? Почему о нем так много говорят?

— Это понятие недавно вошло в нашу школьную жизнь и призвано обеспечить равный доступ к образованию всех детей, с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. Речь идет о предоставлении возможности учиться в общеобразовательных классах детям, имеющим какие-либо физиологические, интеллектуальные особенности в развитии, подтвержденные специальной комиссией.

Все, наверное, слышали о программе «Доступная среда». Инклюзивное образование — часть этой программы. Понятно, что для её реализации нужны значительные средства. Для успешного обеспечения инклюзивного обучения в школе необходимо создать условия для детей с разными потребностями. Для слепых и слабовидящих, например, нужны учебники со шрифтом Брайля, голосовые компьютерные программы, специальные знаки в коридорах и на лестничных маршах. Кроме того, надо обучить учителей работать с этими детьми, а в штат школы включить дефектолога-тифлопедагога, тьютора. И это самый минимум и только для одной категории. А ведь есть еще глухие и слабослышащие дети, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с интеллектуальными недостатками. И для них также требуются специальные условия.

— Какой вид инклюзивного образования реализуется в вашей школе?

— Сегодня мы пытаемся обеспечить обучение детей с задержкой психического развития, то есть тех, кто испытывает трудности в освоении общеобразовательных программ. При инклюзивном обучении такие ученики остаются в своем классе, но для них разрабатываются адаптированные программы, составляется индивидуальный учебный план, проводятся коррекционные и психологические занятия.

Такое обучение рекомендовано для детей, у которых отставание по программе не является критическим. Индивидуальных занятий и незначительной корректировки программы им должно быть достаточно для успешного обучения. Но, к сожалению, проблемы бывают гораздо сложнее. Дети могут отставать от своих сверстников на несколько лет. В рамках инклюзивного образования помочь этим ребятам невозможно. В этом случае специалисты рекомендуют обучение в специальных классах по разным адаптированным программам. В таких условиях помочь ребенку проще. Наполняемость классов в этом случае небольшая — всего 9-12 человек, у учителя есть возможность «увидеть» и «услышать» каждого.

Но при переходе в специальный класс и ученикам, и их родителям приходится преодолевать большой психологический барьер. Многие родители не хотят признавать, что у ребенка есть серьезные проблемы. Вместо того чтобы оказать ему своевременную помощь, они «зарывают голову в песок», делая вид, что проблемы не существует или это не их проблема. На принятие уходит драгоценное время. Копилка непонятого и невыученного пополняется, ученик становится «хронически» неуспевающим. Существенно исправить положение уже практически невозможно. Еще в первом-втором классах стоит прислушаться к учителю и его рекомендациям. В это время еще велика вероятность восполнить пробелы в знаниях и обеспечить дальнейшее успешное обучение в школе.

Не могу сказать, что сегодня мы полностью готовы к полноценному, результативному обучению детей с задержкой психического развития. Пока нет федеральной нормативной базы для всех уровней образования, не утверждены программы, нет методических рекомендаций по инклюзивному обучению, нет вариативных учебных планов. Есть и кадровая составляющая. Помимо знаний и желания, учителю нужно время для осмысления проблем и определения путей их преодоления, выбора подхода к обучению. На все это требуется очень много времени.

Профессиональная загруженность педагогов сегодня велика. Все урочные и внеурочные программы составляют и реализуют одни и те же люди — мои коллеги — школьные учителя. И организация инклюзивного обучения — это дополнительная нагрузка. А в сутках всего 24 часа. Кроме школы, есть еще дом, семья, увлечения. И все успеть на «5» невозможно. Но мы стараемся в своей профессии оставаться хотя бы «хорошистами».

— Современная школа предоставляет детям самые разные возможности получения образования. Я имею в виду такие формы, как самообразование, семейное обучение.

— Да, действительно, возможны разные формы — в образовательной организации это очная, очно-заочная, заочная; вне организации — в форме семейного обучения и самообразования. В нашей школе основной является очная форма обучения. В обязанность ученика входит посещение занятий в соответствии с учебным планом. Но есть случаи, когда по медицинским рекомендациям организуется индивидуальное обучение: сочетание индивидуальных занятий с учителем, занятий с классом и самостоятельного изучения материала дома. Есть еще электронное обучение, но мы используем лишь некоторые приемы — тестирование, просмотр фрагментов урока.

— Ирина Анатольевна, многие понимают, что не все так гладко в нашем образовании. Вы находитесь «на переднем крае» образовательного процесса. Что, на Ваш взгляд, стоило бы изменить в существующей системе?

— За последнее время в образовании происходит так много изменений, что мы порой просто не успеваем понять, что хорошо, что плохо. Приходится перестраиваться буквально «на ходу». Ведь нельзя остановить обучение, закрыть школы и сказать: «Подождите, мы все подготовим, а потом начнем учить по-новому». Конечно, хотелось бы какой-то стабильности, определенности.

И, конечно, хотелось бы увеличения финансирования. Не секрет, что затраты на обучение ученика значительно возросли, а подушевое финансирование осталось практически на прежнем уровне. Обновление содержания, технологий образования требует больших затрат, в том числе и финансовых.

— В этой связи многие сейчас ностальгируют по советской системе образования. Порой звучат призывы ее вернуть.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ничего нельзя вернуть в прежнем виде. Хотя успехи выпускников советских школ доказывают, что старая система была не так уж плоха. А лозунг «Учись учиться» актуален и сегодня; чтобы успевать за временем, действительно, нужно учиться всю жизнь. А что касается ностальгии… Разве не все люди с определенного возраста начинают считать, что раньше деревья были выше, конфеты слаще и жизнь лучше?

— Был еще один советский лозунг — «Кадры решают все». Кадровая проблема в образовании стоит более чем остро. Профессия «школьный учитель» больше не является престижной.

— Престиж профессии — это как раз то, что хотелось бы вернуть. К сожалению, после введения термина «образовательная услуга», отношение к учительству очень быстро изменилось. Потребители услуги стали относиться к педагогам как к обслуживающему персоналу. В СМИ зачастую создается негативный образ учителя как ограниченного человека-неудачника. И кого же может привлечь такая участь?

А ведь учитель должен много знать и уметь, обладать авторитетом, быть толерантным, своевременно реагировать на требования изменяющегося мира, позитивно смотреть на жизнь. Поверьте, эта профессия помогает оставаться молодым и современным. Учитель — это человек-оркестр. Он может быть актером, режиссером, судьей, адвокатом, дипломатом, маляром, кулинаром, поэтом, художником, да кем угодно. Это профессия, в которой можно проявить себя, реализовать свое «Я». Скажу так: нужно быть личностью, чтобы не стать обслуживающим персоналом.

— Замечательные слова! Особенно важно услышать их от человека с тридцатилетним педагогическим стажем. Вы по специальности логопед?

— Моя специальность по диплому — олигофренопедагогика и логопедия, но педагогическая судьба сложилась так, что я работала и логопедом, и учителем, и администратором в той школе, которую когда-то заканчивала сама.

— Как специалист что Вы можете сказать о речи современных детей?

— Увы, проблем становится все больше. Уменьшился словарный запас, проще стали предложения, больше ошибок, есть проблемы с произношением. После детского сада в школу приходит много детей с речевыми недостатками. В дальнейшем нарушение устной речи затрудняет овладение письмом и чтением и приводит к неуспеваемости.

Кроме физиологических причин, большую роль здесь играет дефицит общения. Популярные сегодня игры не требуют речевого сопровождения, а эмоции можно выразить и междометиями. Дети не пересказывают друг другу книги и мультфильмы, по разным причинам мало общаются с родителями. Потребность в спонтанной речи все уменьшается. Письменная речь сводится к «языку» социальных сетей. А ведь речь — показатель интеллекта. Так что, изучение родного русского языка, думаю, будет не лишним.

— И все же, какие они — современные дети?

— Интересные. В чем-то такие близкие и похожие на нас, а в чем-то — совсем другие, иногда даже непонятные. Требовательные (правда, не к себе, а к другим), настойчивые, упрямые, ленивые, веселые, умные. Они — разные. Современный ребенок — этакий киндер-сюрприз. В глаза бросается лишь оболочка, а внутри может быть безмерная радость, а может — глубокое разочарование. Многое зависит от того, кто заглядывает внутрь.

— Уверена, что это люди неравнодушные, по-настоящему любящие — их педагоги. Не хотите сказать в заключение несколько слов коллегам?

— От всего сердца хочу поздравить их с наступающим Новым годом и пожелать крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и семейного благополучия.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ ЗВУЧАЛ РЖЕВ

Ежегодная конференция губернатора Тверской области Игоря Рудени, которая нынче проходила уже в четвертый раз, привычно называется итоговой. Но по сути, 11 декабря речь шла скорее о перспективах, а не об уже сделанном. Многие планы анонсировались главой региона впервые и были такими, что мгновенно стали новостью номер один. Часть озвученного, и немалая, была связана со Ржевом. Наш город вообще стал звучать в речи губернатора с первых же минут начала пресс-конференции.

РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ ПУТЁМ УЧАСТИЯ В ППМИ

Именно Программу поддержки местных инициатив (ППМИ) назвали в администрации наиболее действенным и перспективным способом решения вопросов, связанных с благоустройством, установкой детских и спортивных площадок и других подобных потребностей жителей того или иного микрорайона или двора.

ЗА СОВЕТОМ И ЗА ПОМОЩЬЮ

12 декабря Роман Крылов провел приём граждан — с одной стороны, событие рядовое и привычное, с другой — первое для Романа Сергеевича в новом качестве, уже не как депутата ЗС, а руководителя Ржева. Из 17 человек, записавшихся на приём, большинство пришло с жилищно-коммунальными вопросами.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Основы личности человека закладываются в детстве. Издревле в русских семьях воспитывали патриотов, формировали в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, учили отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.