ЭТО НАША ИСТОРИЯ

на 7-ю2 марта, когда в Ржеве начались мероприятия, посвященные 70-летию освобождения нашего города от немецко-фашистских захватчиков, в городском Выставочном зале состоялась презентация выставки московского мастера кисти, народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Владимира Переяславца. Праздничность данному событию придало не только выступление муниципального ансамбля скрипачей, но и чествование автора работ в окружении таких же, как и он, ветеранов Великой Отечественной войны. 

Открывая вернисаж, советник губернатора Тверской области Галина Мешкова сказала:

— Мы очень рады тому, что Владимир Иванович нашел возможность приехать в эти юбилейные для города дни на ржевскую землю. Наш гость — представитель поколения победителей, фронтовик-летчик, военный художник. Своими произведениями он учит жить, с оптимизмом смотреть в будущее, продолжая создавать замечательные произведения живописи. Хочется пожелать ему дальнейшей плодотворной работы.

Поздравляя виновника торжества с открытием выставки, глава администрации Ржева Леонид Тишкевич отметил, что бывших военных не бывает. Владимир Иванович остается в строю и продолжает писать историческую правду своей страны.

В этом году Владимиру Переяславцу исполнится 96 лет, но в его мастерской много неоконченных работ, эскизов, требующих завершения. Ржевская экспозиция — это малая толика тех произведений, которые создал он за долгий творческий путь. Рассказывая о себе, мастер кисти вспоминал события, вдохновившие к созданию картин, и непосредственно связанные с его биографией.

Владимир Иванович родом из города Мироновка Шевченковского района Киевской области. Рано потерял отца, а в 12 лет умерла мать. После двух лет скитаний по городам Краснодарского края и Крыма он попадает в детский дом Краснопресненского района Москвы, а через год знакомится с известным русским живописцем Петром Кончаловским. Эта встреча предопределила дальнейшую судьбу паренька. Еще будучи в детском доме, он в 1936 году поступил на архитектурный рабфак; вскоре послал рисунки и акварель в Ленинград, в среднюю художественную школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, был принят и уехал туда учиться. Но потом решил вернуться в Москву, сдал экзамены и был зачислен в художественный институт им. В. Сурикова.
на 7-ю1
Война застала молодого художника в Крыму, где он вместе с другими студентами находился на летней практике. Владимир добровольно ушел из института и поступил в Центральный аэроклуб им. В. Чкалова. Закончив его в 1942-м г., служит в 12-й отдельной эскадрилье ночных полетов в Самарканде, затем его направляют на учебу в школу летчиков-истребителей, эвакуированную из Одессы во Фрунзе. В апреле 1944 г. после завершения учебы Владимир Переяславец попадает на фронт, в распоряжение 104-й авиационной дивизии ПВО 119-го истребительного авиаполка, на остров Ягодник, что под Архангельском. И только после войны возвращается в институт, чтобы продолжить учебу.

В 1950 г. Владимир становится членом коллектива Студии военных художников им. М. Грекова, а в 1957-м — членом Союза художников СССР. В 1980-м ему было присвоено звание «Народный художник РСФСР». Все 60 лет пребывания в студии Грекова наполнены напряженной и вдохновенной работой, как правило, с натуры.

В ржевской экспозиции много групповых портретов летчиков, моряков и солдат пограничной службы. По заданию грековцев Владимир Иванович исколесил все союзные республики, писал не только наших летчиков, но и иностранных, которые обучались у нас летному делу. Показывая картину «Друзья из Индии», он рассказал о том периоде, когда в Советский Союз приезжали индусы, жители африканских государств осваивать более сложную технику.

В каждом портрете или пейзаже художник старается найти интересный акцент, чтобы заострить внимание зрителя. В его портретных образах ярко читаются и индивидуальный характер, и время, в котором живет человек. «Пограничник с собакой» или «Воспоминания о войне» с портретом художника войска Польского Литвиным — везде правда жизни, естественность проявления чувств. А еще — красивые лица с добрыми глазами. Во время презентации выставки с помощью монитора нам продемонстрировали одну из самых известных и популярных картин Переяславца «Налетался», где изображен спящий «без задних ног» мальчишка. Из рассказа художника мы узнали историю создания этой работы. В те годы, когда Владимир выезжал в летные лагеря для подготовки к воздушным парадам, его жена (тоже по профессии художник) вместе с сыном Мишей жили в деревне Павловское. Однажды Миша со своими сверстниками куда-то исчез и долго не появлялся. Оказывается, ребята бродили по болотам в поисках камышовых палочек. Когда отец возвратился с аэродрома, сын спал, как убитый. Взяв мольберт, художник стал рисовать. Работа появилась в Манеже на Первой Всероссийской выставке и сразу полюбилась зрителям, была напечатана в журналах. Люди в ней узнавали свою жизнь. Спящий мальчишка, укрытый одеялом, из-под которого торчат ноги, разбросанные на полу модель планера и ботинки со сбитыми носками — все до боли знакомое, родное. Ведь в те послевоенные годы многие мальчишки грезили небом, стремились быть похожими на своих отцов, прошедших войну.

В ржевской экспозиции есть работа, написанная в 2011-м году — «Ура Талалихину». Посвящена она Герою Советского Союза, летчику, который первый в мире совершил ночной таран и погиб в начале войны. Главным героем-летчиком, к образу которого на протяжении всей творческой жизни обращается художник, является А. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации. В Ржев он привез одну из многочисленных картин — «Небесный воин Александр Покрышкин». Написана она была в 2005-м году, когда в Новосибирске сын художника, известный скульптор Михаил Переяславец, поставил на родине прославленного летчика памятник. В этой работе в аллегорической форме соединены реальное и условное — памятник и воздушный бой героя, возвысив его до образа былинного богатыря.

Владимир Иванович всегда с удовольствием ездил в далекие командировки. На Кубе встречался с воинами революционной народной армии, во Вьетнаме — с бойцами народно-освободительной армии во время боевых действий.

Есть на выставке и натюрморты с любимой художником сиренью, которую он писал при первом удобном случае. Не только портреты, но и пейзажи, натюрморты художника исследователи современного искусства расценивают как классику живописи XX века. Три работы Владимира Переяславца стали достоянием Государственной Третьяковской галереи, многие картины находятся в постоянной экспозиции Центрального музея Вооруженных сил РФ и других собраниях, приобретены коллекционерами. Кистью и красками художник написал историю своей страны правдиво, искренне, талантливо.

Остается добавить, что выставка будет работать до 28 марта и, думаю, найдет должное внимание у ржевитян и гостей города.

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото

Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *