Любовь КОЛЕСНИК, поэт, писатель, музыкант: «ТЕКСТ — ЭТО ДУХ ЛЕТЯЩИЙ К СЕРДЦУ»

— Почитателям твоего творчества, среди которых люди мудрого возраста, что очень здорово, будет интересно узнать о тебе.

— Родилась в Москве по техническим причинам: «мама меня там родила», выбрала столичный роддом. После такого пафосного события я весьма закономерно оказалась в Ржеве, где и проживаю по настоящий момент. Училась в Тверском Госуниверситете на биофаке. Как победитель областных предметных олимпиад попала туда без экзаменов и училась с удовольствием. Правда, уже на втором курсе начала сотрудничать с тверской молодежной газетой «Смена плюс» и более к биологии, как к профессиональному занятию, не возвращалась. А писать начала с 11 лет. В 1991 году впервые опубликовалась в местной прессе с рассказом «Конец сказки».

— А первыми читателями стали…

— Одноклассники. Я прошу у них прощения за то, что на уроках приходилось слушать мои нудные эпосы про космических пиратов. Ребята, наконец-то это издано, вы не зря страдали!

— Нынешнее сотрудничество с «РН» для тебя не впервой, а еще ты работала в одном из местных изданий, на радио…

— СМИ — это феерическая школа жизни, полная интереснейших событий, эмоций. Денег только нет в этой отрасли… И эмоционально тяжело — вкладываешь душу в текст, изнашиваешься. Посему 14 января 2015 года, сразу после профессионального праздника дня печати, я отреклась от СМИ в пользу высокотехнологичного машиностроения и теперь работаю на ПАО «Электромеханика».

— В конце февраля в московском издательстве «Центрполиграф» вышла ваша с Наталией Нестеровой (известный писатель, автор, редактор московского журнала «Предсказания Оракула») книга «Витязь. Содружество невозможных». Теряюсь с определением жанра романа…

— Это как с определением жанра музыкальной группы NAKKA, в которой я пою: никто не понимает, что это, но всем весело, заводно и интересно. Одна барышня взяла книгу почитать со скрипом, говорит — эльфов на дух не переношу. Потом пишет с восторгами: все оказалось не так, как она думала. У нас место действия — Москва, а персонажи — волшебные. Написано исключительно по реальным событиям. Например, знакомая рассказывает: муж-сварщик сварил в доме ВСЁ — косу, замок, веранду. А у нас гномы щеголяют поговоркой: «Что не из металла сковано — ненадежно». Знакомая аж засияла: «Я так и знала! Гном супружник мой, гном чистокровный!». Городское волшебное фентези с элементами любовного романа, вот какой жанр. Сказка для взрослых, в которой добро неизменно побеждает. Сейчас усиленными темпами работаем над второй частью. Работать с Наталией — истинное удовольствие, она потрясающий профессионал и тонко чувствующий человек.

— И как сложилась ваше женское авторское сотрудничество с Наталией, как распределяли, кто что пишет, что будет происходить с героями?

— Мы встретились на литературном сайте, сразу вычислили друг друга и моментально спелись. Написание происходит так: сначала мы сюжет обсуждаем устно, а потом прописываем свои куски, временами редактируя и дополняя друг друга внахлест. Взаимопонимание по ходу событийной части повествования у нас полнейшее — и, наверное, читатели «Ржевских новостей» убедились в этом, читая наши тексты, которыми мы периодически делимся.

— Фэнтези, космооперы, пусть и с лавстори, по неписаным законам, скорее, мужские жанры…

— О, один из рецензентов нам так и сказал: если бы не знала, что на обложке женские фамилии, подумала бы, что пишут мужчины! Впрочем, если слушать все домыслы, будет некогда писать. Нет мужских и женских текстов, есть хорошие, плохие и никакие. Читайте хорошие!

— А откуда берутся сюжеты?

— Отовсюду; из воздуха, из Господнего мира. Иногда встретишь человека, поговоришь с ним, и удивляешься: отчего он до сих пор не наш персонаж? И вписываешь его в книгу. Надо просто смотреть на мир широко распахнутыми глазами, и тогда увидишь, насколько он полон чудесами. А люди смотрят в землю зачем-то…

— Люба, чтобы найти и завоевать своего читателя, нужно множество составляющих… В том числе, и собственный читательский опыт.

— Ой, я тут поговорила с одной поэтессой. Она говорит: не люблю поэзию, не читаю стихов. Мне довольно того, что я их пишу сама. Как пишу? Ручкой в тетради. И отлично получается, у меня и грамоты есть. Как прекрасно так жить! Ни сомнений, ни сравнений, ни поисков! А с читательским опытом мучительно тяжело. Все время думаешь, сравниваешь, ищешь… От этого портится цвет лица!

— У тебя есть любимый автор, произведения?

— Много. В части фантастики — это золотая копилка классики: Азимов, Шекли, Гаррисон, Бредбери, еще зарубежка: Кортасар, Борхес, Эко. Русская литература — Чехов, Булгаков, Пелевин, Иванов, Елизаров, Успенский, поэтическая школа — Заболоцкий, Слуцкий, Рыжий, Цветаева, Кушнир, Фанайлова… Ничего нового не назову, это, по большей части, известные имена, но почему-то мало кем читанные. Читаю много и постоянно, знакомлюсь с поэтическими открытиями, прозой. Всем рекомендую нижегородского автора Дмитрия Шунина (поэзия). Крутой городской роман ужасов прочитала — «Молот ведьм» К. Образцова. Посильнее «Фауста» Гете… Странно, современная провинциальная критика часто апеллирует к Фету, Тютчеву. 2016 год. Извините, когда я слушаю, как очередной поэт восторгается очередной скирдой на лугу, возникает вопрос: где вы на своем Лиговском проспекте видели скирду в последний раз? Отрыв от реальности очень обесценивает, обезверивает слово, особенно поэтическое. Поэтому так ценю творчество Бориса Рыжего: в нем — правда, больная русская правда.

— Муки творчества тебе не чужды?

— Сомнение в себе и стремление к лучшему — это неотъемлемые части любого творческого процесса. Если ты ощущаешь себя идеальным — ты пропал. Это одно из самых опасных искушений. Самоуспокоение, ожирение душевное. Слава Богу, мне есть у кого спросить совета, если внутренний редактор пасует. Дорого мнение Георгия Степанченко, замечательного поэта, Ларисы Виноградовой, редактора и журналиста. Эти люди стали редакторами моей третьей книги стихов. Изюминка в том, что они получили подборки независимо друг от друга… и почти ничего не поменяли и не передвинули. Значит, мой внутренний редактор пока не зря кушает свой обезжиренный творожок.

— В мае в Москве были оглашены победители конкурса «И я сжёг всё, чему поклонялся, поклонился всему, что сжигал» и шорт-лист. Ты в списке шорт-листа.

— Конкурсы сейчас проходят так: приходит сотен пять подборок. Первый отсев — лонг (длинный)-лист. Второй — шорт (короткий)-лист. Из шорт-листа уже выбирают победителей. Считаю, войти в сотню из тысячи, в пятьдесят из пятисот — достойно. Это показатель независимой оценки творчества: комиссия знать не знает, кто ты таков, смотрит стихи и судит исключительно по ним.

С февраля по апрель я отметилась в нескольких международных поэтических конкурсах. Финалист конкурса «Ночь Поэзии», лонг-листер конкурса «Заблудившийся трамвай», шорт-листер конкурса «45 калибр», лонг-листер Четвёртого конкурса короткого рассказа «Сестра таланта», шорт-листер конкурса «И я сжёг всё, чему поклонялся…» Лауреат главной премии конкурса «Посадская лира».

— Продуктивно! Твои стихи переведены на украинский и английский.

— Да! Перевела украинка, филолог Анна Вязьмитинова. А еще мое стихотворение про актера Алана Рикмана перевели на английский — Марина Куличихина, профессиональный переводчик. А ранние стихи переводили на иврит (Антон Паперный). Поэзия объединяет народы и сердца!

— Совсем недавно вышел в свет очередной сборник твоих стихов. Почему «Радио Мордор»?

— Никакой политики: это вещание о вечном из областей грустной и иногда страшной сказки. Современное в вечном, прорастание света и любви из пределов запустения и боли. Диссонанс технологии и волшебства. «Пелевин писал о внутренней Монголии, Любовь (а кто же ещё!) описала внутренний Мордор. Честный репортаж из мест не столь отдаленных, сколь недоступных. Как обычно — кто не любил, тот не поймёт», — написал московский критик Павел Пахомов. Мне кажется, лучше не скажешь.

— Здорово дополняют сборник иллюстрации…

— Их выполнила потрясающая художница-татуировщик Ксения Соколова; картинки — это эскизы татуировок. Верстала сборник профессиональный дизайнер из Германии Елена Вайманн. Считаю, что получилось аскетично и гармонично, и благодарю всех, кто помогал работать над книгой. Это действительно непросто.

— Какая публика ходит на встречи и мастер-классы в разных городах? Наверняка, встречаются таланты.

— Ходят молодые интеллигенты, интеллектуалы, неравнодушные люди. Кому-то интересно, как писать, кому-то прикольно послушать забавные истории о создании или издании книги. Если я вижу, что человек талантлив, стараюсь ему помочь: подсказать, как оформить подборку, в какие журналы послать. В то же время многим свойственен «синдром вахтера»: не пущать. Но текст — это Дух. Его нигде не запрешь, он окрылен и долетит до всех сердец.

— Согласна. Люба, что проще, написать или издать книгу?

— Все просто и все сложно. Это взаимосвязано. Можно начать — и на половине сгаснуть. Не дописать, потерять интерес. Можно написать — и не стать издавать. Испугаться. Одна знакомая, которая сама пишет стихи, сказала мне: надо обладать головокружительной смелостью, чтобы выпускать в свет такие щемяще-личные строки! Неужели ты, Люба, не боишься? Нет, стихи такие и должны быть — острые, проникающие. Что не трогает сердце, не заставляет плакать — увы, просто рифмованные слова. Моя собеседница сказала, что пишет в стол, боится издания… и последующего осуждения. Я долго уговаривала ее открыть творчество публике… А потом поняла, что доказываю — себе. Доказываю необходимость выпустить в свет третий сборник. Заняла денег у мамы и наутро отдала в типографию. И знаете что? Стихи нужны людям. Сборник выпущен в апреле, и две трети вложенной суммы я уже вернула. Чувство востребованности — удивительно!

— Каким ты видишь современного читателя?

— Взрослым ребенком, ждущим и находящим чудо. Умеющим искренне плакать и смеяться. Настоящим. Интересующимся. Влюбленным! И когда пишут из Якутии, с Ямала, из Америки — Люба, хочу сборник, хочу ваш с Наталией роман! — я думаю, что мой читатель прекрасен.

— Не так давно ты начала посещать занятия пауэрлифтингом.

— Спорт — это в первую очередь дисциплина! А про дисциплину лучше меня расскажет Николай Гумилев. Систематизирование себя, строгость к себе, вбирание в себя лучшего — это касается текстов, информации вообще и, как ни банально, пищи. Что ты принимаешь? Чипсы и Эдуарда Асадова? Телевизор и пиво? Или что-то другое? Ваш выбор.

— Остается удивляться, как в тебе уживается певец тяжелой музыки, писатель фэнтези и поэт, стихи которого так близки, понятны большинству и пробирают до мурашек?

— И технический переводчик с английского и обратно. А еще красивая женщина. И умная. А скромная какая!

— Не поспоришь. Люба, ты поймала свою минуту славы?

— Слава — это очередное дешевое искушение. Кому-то довольно быть напечатанным в стенгазете, чтобы зазнаться. На самом деле, слава не менее разрушительна, чем деньги. Один богатый дяденька скакал на своем жеребце и кричал: «Я богатый и молодо-о-ой!» Жеребец испугался криков, скинул его с седла, дяденька по-прежнему богатый и молодой, но с переломом позвоночника. Считать славу лакомой и желанной не стоит.

— И все же, кисейные платья ты иногда носишь и они тебе к лицу!

— Годы работы в муниципалитете научили слову «дресс-код» — и нелюбви к нему. По одежке судить опрометчиво. Как 90 процентов граждан, похудевших на 28 килограмм, предпочитаю спортивный стиль.

— Романы, стихи, песни — твоя возможность обратиться к людям с пожеланиями, предостережениями, может быть и назиданием.

— Читать стихи можно бесплатно, без регистрации и SMS. Адрес в Интернете: http://vk.com/radiomordor, https://www.facebook.com/radiomordor. А кто хочет купить — в интернет-магазинах есть фентези-роман, а книгу стихов приобрести можно через группы в соцсетях.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *