РАБОЧАЯ ФИЛОСОФИЯ ВИКТОРА ГАВРИЛОВИЧА

Виктор Наполеонович Гаврилович унаследовал свое экзотическое отчество от отца. Тот появился на свет в дни 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года и получил такое имя. Семья Гавриловичей — коренные ржевитяне. Виктор окончил школу, отслужил в армии и пришел на предприятие «Электромеханика», где трудится до сих пор. Без отрыва от производства окончил машиностроительный техникум.

Его непрерывный трудовой стаж — полвека, «золотой» юбилей. Гаврилович не покидал предприятие даже в сложнейшие 90-е годы. В цехе его считают одним из лучших мастеров своего дела. Шесть лет на пенсии, но работает, выполняя сложные производственные задачи. Он — слесарь механосборочных работ самого высокого, шестого разряда.

— Работа у нас разнообразная, — рассказывает Виктор Гаврилович, — она не конвейерная, творческая. Есть серийные установки, есть индивидуально спроектированные. Здесь, в сборочном производстве, осуществляется монтаж узлов и деталей разнообразных установок. Я занимаюсь в основном механической частью.

— В течение почти 50 лет Вы работаете с различной продукцией ПАО «Электромеханика». Скажите, как менялись тенденции производства за этот период времени? В какую сторону задан вектор движения предприятия?

— Оборудование становится технически совершеннее, с программным управлением. В конструкции установок на смену релейным схемам пришли компьютерные, интегральные, автоматизированные комплексы. Это делается, чтобы свести к минимуму человеческий фактор в работе сложного оборудования. Нажал кнопку — и установка работает в автоматическом либо полуавтоматическом режиме. Растут требования к качеству выпускаемой продукции. Мы делаем в основном технологическое оборудование для авиационной промышленности, самолето- и двигателестроения, а там все должно быть максимально точно.

Человек одну и ту же операцию может выполнить по-разному, в зависимости от состояния или настроения. Механизм — без эмоций, делает все одинаково. В этом плане прогресс автоматизации полезен.

Слесарь Гаврилович говорит о том, что одной из характеристик качества является стабильность: когда все единицы раз от раза получаются одинаково хорошо. Именно эта ровность выпускаемой ПАО «Электромеханика» сложной технологической продукции делает ее конкурентоспособной и открывает широкие перспективы к импортозамещению.

— Повышение сложности выпускаемого оборудования предъявляет повышенные требования к квалификации персонала? Сложнее ли собирать современное оборудование?

— В общем, нет. Ведь механизмы, в сущности, одинаковы. Шестерня всегда остается шестерней. Единственное, механика с годами становится более требовательной к точности параметров. Сейчас в конструкции активно применяются шарико-винтовые пары — пока чаще зарубежного производства. Они дают высокую точность безлюфтового соединения.

Особенно это важно в так называемых станочных комплексах, где требуется полностью идентичная работа механизма во всех направлениях без отклонений, когда прямой и реверсный пути приходят в одну точку. Программой задано, что так должно быть. Так что, на сборке в механическом плане это надо соблюсти. А полная автоматизация поможет избежать любых отклонений.

— Скажите, за годы работы появились ли у Вас своего рода «любимчики» — те установки, которые всегда легко и приятно собирать?

— Мне в принципе приятно сознавать, когда что-то получается,  когда дело, которым ты занят, принимает материальную форму. Когда чувствуешь итог своей работы, выполненной с чувством и душой.

Бывает как: что-то сделаешь и видишь — хотелось бы и получше, но по ряду объективных причин не получается; оставляешь так, потому что все равно уверен в рабочем состоянии техники. А есть моменты, которые требуют приложения всей квалификации и рабочей смекалки при доведении установки «до ума», потому что упрямый сегмент рано или поздно может проявить себя. И пока идет эта борьба, не спишь спокойно, рабочая совесть не даёт. Впрочем, это качество зависит в первую очередь от характера. Есть люди безразличные, а есть те, кто даже на мелочи в работе реагирует эмоционально.

Виктор Наполеонович излагает свою своеобразную философию сборочного производства: не бывает безвыходных положений, бывают лишь безнадежные. То есть, если откинуть эмоции и робость перед проблемой, любую задачу можно решить. Это техника: если что-то не движется, на то есть причины. Главное — эти причины последовательно выявить. И он может это сделать — и делает.

— Мне не стыдно за свою работу. Мне нравится поговорка: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме». И, по-моему, это мне немного удается… Я много лет работал бригадиром, были ученики.

Так скажу: молодежь — разная… Если кто-то приходит с целью, желает посвятить себя рабочей профессии, все будет получаться.

Кто думает, как бы отсидеть смену, никогда не станет нормальным специалистом. Знаете, что плохо? Катастрофически упал престиж рабочих профессий. Может быть, виноваты в этом и ваши коллеги-журналисты, которые муссировали: служить в армии, работать на заводе — «для лохов». Все нагнеталось, и в результате мы пришли к тому, что некому собирать космические корабли. Самолеты падают, а отчего они падают? Кто-то датчик не так поставил, разъемы не соединил… Одно-два рабочих поколения мы потеряли.

Виктор Наполеонович говорит это с сожалением, но при этом — на своём примере показывает молодежи, насколько интересна его профессия — быть сборщиком, а точнее, «создателем» новейшего и сложнейшего оборудования. И он всегда готов делиться своим опытом и знаниями.

Любовь КОЛЕСНИК

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *