ПЕСОК И МОРЕ, КАКТУСЫ И МУСОР

 Продолжение.

Начало в N№31

ПИТЬ ЗА РУЛЕМ? МОЖНО!

Сигналят, кстати, здесь все. И водители сверкающих внедорожников, и таксисты на раздолбанных «бусиках», и на проселках, и в оживленных городах, и пешеходам, потенциальным пассажирам, и другим участникам движения. Окна у всех открыты — кондиционерами не пользуются — поэтому посигналив, водители тут же вступают в разговор. Правила движения? Оно, помимо запрета ездить по встречке, здесь одно: пропускать поток с кругового перекрестка (они по побережью в изобилии). Иногда, сидя в такси или маршрутке, которая лавирует по узкой полосе с бешеной скоростью, хочется зажмуриться. Вместе с этим, таксист никогда не возьмет на четыре пассажирских места взрослых с ребенком на коленях. Категорически. Нам девятерым, среди которых двое — дети, приходилось ждать маршрутку, где не меньше десяти мест. Еще интересный момент. В Тунисе отсутствует закон, запрещающий вождение транспорта в нетрезвом виде. Мусульманская страна подразумевает неприятие спиртного в принципе — а раз пить нельзя, зачем такой закон? Тем не менее, многие местные мужчины выпивают, и по вечерам, говорят, каждый второй водитель подшофе.

Спиртное в обычном магазине не купить. Только в специализированном супермаркете сети «Дженераль» — для этого придется ехать в крупный город. Но! Поскольку Тунис многое перенял от Франции, в том числе и винодельческие традиции, вина здесь хороши. Даже очень. И по цене доступны. Бутылка розового или красного сухого (полусладких здесь нет в принципе) вина стоит от 8 до 15 динар. Один динар по сегодняшнему курсу равен 32 рублям. Купить за такие деньги вина такого качества в России негде.

Еще один интересный момент: в Тунисе не подделывают лекарства, поскольку это карается чуть ли не смертной казнью. Поэтому за их качество можно ручаться. Как и за качество косметики — это целая отрасль местной индустрии. Различные средства для домашнего и салонного использования на основе водорослей, арганового и других масел, алоэ и кактусов действительно хороши! Бывалые туристы советуют посещать местные СПА- и талассо-заведения, но мы не сподобились. Как-нибудь в следующий раз…

ПОТРАТЬТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ

Что касается шопинга… Многие везут из Туниса кожу. Сумку из верблюжьей кожи наши знакомые сторговали за 12 динар, хотя изначально за нее просили 40 долларов. Торг приветствуется, даже в магазинах, где фиксированные цены (правда, в них — только на промтовары, а на рынке можно торговаться и за продукты тоже). Для нас такое непривычно, там же — в порядке вещей.

Что касается валюты и цен. Рубли в Тунисе не меняют вообще. Зато и в отеле, и в отделениях банка можно поменять на динары доллары и евро. Курс — за доллар дают 2,1 динара. Интересно, что совершить обратный обмен (динары на доллары) нельзя нигде, кроме как в аэропорту на вылете, причем — при наличии справки, где именно вы купили динары и сколько. Сколько в справке указано — столько и поменяют. Остальное изымут: вывоз динар из страны запрещен, как и хождение валюты внутри нее. Таким образом, Тунис словно говорит: все динары следует тратить тут!

Цены невысокие, особенно если вы не суетесь в ориентированные для туристов лавочки, а идете в магазины для местных. За динар можно купить две-три бутылки воды, или пару литров молока, или несколько местных батонов… Оливковое масло, производством которого славится Тунис, в жестяной банке стоит 12 динар литр. Но местные знают, где купить его в розлив и пользуются в основном фермерским, а не фабричным. Фабричное — для нас, туристов, которые везут его домой с большим удовольствием. В качестве сувениров мы купили и алкоголь местного производства: инжирная водка здесь называется «буха», финиковый ликер — тиберин, цитрусовый — сидратин. Созвучие с русскими словами налицо, не правда ли?

ОХРАНА
ПРИ ОРУЖИИ

Тунис — небогатая страна, это видно и в курортных городах, и на некотором от них отдалении. Пять лет, прошедших с начала «арабской весны», которая принесла в Тунис гражданскую войну и беспорядки, чувствуются везде. До этих событий республика успешно развивалась: достаток выше среднего у подавляющего большинства населения, высшее образование почти у всех, знание трех как минимум языков — это была норма, поскольку население Туниса неоднородно (здесь и арабы, и берберы, и французы, и турки. А то, что раньше к местному населению густо подмешались греки и римляне, вообще видно невооруженным глазом: типажи такие, что впору без грима в фильме про фараонов сниматься!) Во второй половине прошлого века здесь прочно установился светский европейский курс развития. Но после военного переворота страна чуть было не перевернулась в радикальный исламизм. Вот так и балансирует сейчас — на грани, удерживаясь ближе к светскому. Не все мужчины носят бороды, женщины не заворачиваются в плотные одеяния, однако в пятницу жизнь останавливается: местные — в мечети, даже лавки закрыты. Это здесь норма.

Еще в автобусе гид успокаивала: безопасность туристов охраняется постоянно. Поначалу мы этого не заметили, но когда выехали в курортный пригород Порт-эль-Кантауи, сразу бросилось в глаза, что на каждом перекрестке стоит вооруженный полицейский патруль. И не просто стоит — пристально наблюдает за всем происходящим. Беспорядки и тем более теракты Тунису не нужны: спокойный курортный сезон — способ экономического выживания страны. Неприметная вооруженная охрана обнаружилась и в самом отеле: как на выходе в город, так и на пляже! Просто мы ее, несущую вахту в сторонке, не заметили. А это, напомню, не 5*, а 3*, небольшой отель всего-то на две сотни номеров. Так что внимание этому уделяется, и понятно: два теракта в 2014 и 2015 чуть было не убили туристическую отрасль напрочь, и если бы остались для россиян доступными турецкие и египетские направления, в сторону Туниса мало кто посмотрел бы — сервис там значительно слабее.

(Продолжение следует)

Светлана АРТЕМЬЕВА

Фото автора

11_6 11_5 11_3 11_2 11_1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *