ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА ВОЕЦКИХ

Имя художника Виктора Воецкого известно не только в нашем городе, но и за его пределами. И, как это часто бывает, творческий успех во многом зависит от семейного благополучия. Энергичного, общительного и даже бескомпромиссного художника дополняет его жена Альбина Петровна — миниатюрная женщина, очень спокойная и радушная.

Как оказалось, 3 сентября этому крепкому семейному союзу исполнилось 50 лет. Воецкие — люди госте-приимные, да и желающих их поздравить оказалось много. Гости и поздравления приходят в течение всего сентября. Но, как сказал сам Виктор Воецкий, скорее всего, у них весь год будет юбилейным.

23 сентября прошла, скажем так, официальная часть торжества: Виктор и Альбина Воецкие получили от администрации города поздравительный адрес в честь их золотой свадьбы. Для автора этих строк это событие, на которое я был приглашен в качестве представителя СМИ, по любопытному стечению обстоятельств, носило личный характер. За неделю до этого состоялась еще одна свадьба — моя собственная. Поздравления при встрече получились обоюдными: от молодой семьи — семье «золотой», и от юбиляров — пожелания молодоженам такой же долгой совместной жизни. Кроме того, с художником и его женой мы уже были знакомы, и в прошлый мой визит очень запомнились сюрреалистические работы Виктора Воецкого, которые не слишком известны публике — жанр очень специфический. Однако хорошего повода поделиться этими впечатлениями тогда не было. И вот теперь — прекрасный случай рассказать сразу обо всём.

Художника Виктора Воецкого в нашем городе знают хорошо, его работы можно видеть в нескольких школах города, появляются они и в Выставочном зале. В основном, это либо картины, посвященные теме Второй мировой, либо портреты, выполненные в парадной манере. Виктор Евгеньевич происходит из рода польских шляхтичей, и в его портретных работах все изображённые люди, кажется, тоже обретают толику дворянского благородства. По проектам Виктора Евгеньевича в городе построены несколько памятников, например, афганцам, и входная арка на мемориальном кладбище. Известен художник и за пределами нашего города, так, его картина «Чтобы помнили», посвященная битве под Ржевом, находится сейчас в музее на Поклонной горе. И во всех творческих успехах и поисках Виктора Евгеньевича поддерживает его жена.

Воецкие вырастили трех сыновей — Олега, Аркадия и Евгения. Все трое получили образование скрипачей и продолжают заниматься музыкой. Подрастает и третье поколение: у Виктора Евгеньевича и Альбины Петровны четыре внука и две внучки.

Что интересно, появился этот крепкий семейный союз рано, буквально сразу после школы, молодым Виктору и Альбине тогда было 19 и 18 лет. К тому моменту они общались на протяжении 4-х лет. И поначалу родители не были готовы одобрить этот союз, но молодые оказались смелыми и сумели отстоять свой выбор.

Тут надо уточнить, что Виктор Воецкий ведет свой род от польского шляхтича Александра Войцеховского. Еще один его предок в Смутное время перешел на сторону русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. А отец Виктора был православным священником. Все это в советские времена было сопряжено с рядом проблем. Впрочем, отец Евгений пользовался уважением у прихожан и у представителей власти. Родился Виктор Воецкий в городе Уральске, в Казахстане. Потом жили в Ульяновске, где прошло детство юного Вити, где он поступил в художественную школу и начал свой творческий путь. В шесть с половиной лет он встретился с известным художником Аркадием Пластовым, и это стало отправной точкой его творческого пути. Но поскольку служба священника сродни военной, им с отцом пришлось поездить по стране. В итоге они оказались в Медногорске, что на Урале. Там Виктор и познакомился с будущей женой. Семьи у них были строгие, мать Альбины, также человек религиозный, видя взаимную симпатию детей, не одобряла раннего проявления чувств, пошла поговорить с отцом Евгением, чтобы тот повлиял на сына. Так получилось, что Виктор слышал этот разговор, и пока они общались, сел на мотоцикл и обратно вернулся уже с Альбиной, где они перед всеми старшими родственниками твердо заявили, что хотят пожениться.

Потом они какое-то время жили в Медногорске, где Виктор успел получить образование живописца, а Альбина — педагога, и даже поработала в детском саду воспитателем. Позже они переехали в родной художнику Уральск. Виктор получает второе образование художника-архитектора в Уральском проектном институте, в котором он по прошествии некоторого времени возглавит отдел художников-архитекторов. Совместно с женой в Уральске занялся музейной деятельностью, и за время жизни здесь супруги Воецкие приложили руку к обустройству аж четырех музеев. Также Виктор Воецкий создает художественное предприятие «Арт», принимает заказы на картины. Появляются связи в партийном руководстве Уральска.

7_3Этот жизненный этап закончился с развалом СССР. В Казахстане тогда были волнения, хоть, по признанию семьи Воецких, не такие, как недавно на Украине. Но многие выходцы из России поспешили уехать. Сначала художник с женой хотели остановиться в Санкт-Петербурге. Однако по дороге они заехали к сестре Виктора Вере Евгеньевне в Ржев. Наш город чем-то напомнил им одновременно Уральск и Медногорск и очаровал своей природой и историей.

Оставшись тут, Виктор Евгеньевич стал заниматься живописью, его, как музейного работника, поразила глубокая история Ржева и тот факт, что история Второй мировой войны в искусстве освящается мало. Даже патриотические праздники на 9 Мая и 3 марта проходят как-то скромно, не с таким размахом, как в Уральске, где войны не было. Его еще очень удивило, что художники редко пишут картины на военную тематику. Хотя, казалось бы, где, если не в Ржеве? Тут им было создано около двадцати работ на военную тематику.

Надо сказать, что тут Виктор Воецкий делает очень точное, но досадное для нас замечание. Когда упоминаешь Ржев в компании иностранцев, им понятно, о каком городе идет речь, а вот если разговаривать с русскими, можно долго вспоминать Сеславина, поручика Ржевского, ржевско-вяземскую операцию, строчки Твардовского «Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте…», а слушатель будет упорно искажать название нашего города — «Ржевск»…

Находясь в Ржеве, Виктор Воецкий, просто гуляя по улице, познакомился с Александром Харченко, на тот момент мэром нашего города. Они подружились, и Александр Васильевич часто помогал семье художника и даже несколько раз предлагал занять должность главного архитектора. На что получал решительный отказ, иной раз с шуточной формулировкой: «Ну за что Вы меня так не любите?». Виктору Воецкому хотелось больше времени уделять творчеству и своей жене Альбине Петровне.

Семью Воецких в городе любят, поэтому поздравления с золотой свадьбой супруги получают уже в течение месяца, и, кажется, друзья не собираются останавливаться на достигнутом. Мы также присоединяемся к этим поздравлением: долгих лет Вам, пан и пани Воецкие!

P.S.
О СЮРРЕАЛИЗМЕ

7_1 7_2 3Так получилось, что именно эта часть творчества Виктора Воецкого мало знакома зрителю. Возможно, потому, что в советские времена это было порицаемым видом живописи, и на выставку некоторых картин были вполне конкретные запреты от «органов безопасности». Сейчас зрителю больше по душе простые портретные или пейзажные картины. Но мне кажется, сюрреализм обойден вниманием. При этом картины Виктора Воецкого не переусложнены, разгадать образы и идеи можно даже не прибегая к подсказкам автора. Правда, картину для этого нужно внимательно изучить, тут все дело в деталях. Пожалуй, одной из основных мыслей в сюрреализме Воецкого является конфликт между внутренним миром человека, его семьей, его будущим и теми бедами, которые переживает общество в конкретный момент истории. Причем, не стоит думать, что это мысли только о советской власти, нет — проблема куда шире и актуальнее, чем может показаться. Человеку во все времена приходится выбирать между личным и общественным. Вот, например, картина «Воспоминания о будущем», сюжет которой, как говорит сам Воецкий, он увидел во сне. На картине — война, летят бомбардировщики, над последней краюшкой хлеба сжалась умирающая девушка, дороги, как на бетонных плитах, построены на гробах, а сбоку стоят неясные тени тех, кто начинает войны. На фоне мрачного настоящего изображена фигура сильного, красивого мужчины, грудью защищающего сферу, где изображено светлое будущее. Аллегория понятна почти сразу, так любой солдат сражается на войне не за государство, идеи — за своих собственных детей он готов идти под пули. Или вот картина «Васькин василёк»: на полянке изображен кот, защищающий одинокий цветок. По краям картины к этой идиллии подбирается тьма, несчастия, война. И коту, кажется, придется выбирать, что ему делать и как защищать свой цветок. Есть картина «Истинный ценитель искусства», которая не теряет актуальности в любое время. На ней изображены предметы роскоши и даже книги, ставшие вместо духовного светоча просто деталями интерьера, и вот посередине этого сидит хозяин — злой, черный бульдог, готовый растерзать за свое благополучие. А под этой грудой вещей придавлена рука художника, роняющая кисть в бессилии исправить духовное падение. Есть и другие работы, например, посвященная вырубке берез в Лермонтовском садике в Уральске. Что удивляет, образы на картинах в основном не требуют пояснений, понятны зрителю. И несколько жаль, что их можно увидеть только в гостях у художника.

Владимир КУТУЗОВ

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *