УНИКАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА АНАТОЛИЯ БУРОВА

В краеведческом музее открылась выставка скульптора Заслуженного художника Российской Федерации Анатолия Сергеевича Бурова. Пятьдесят пять скульптур было представлено на недавно прошедшей выставке в Твери. В экспозицию в Ржеве вошло восемнадцать. Семнадцать живописных работ удачно их дополнили. Здесь получился хороший контакт скульптуры и живописи, ведь известно, что каждое выставочное пространство должно быть организовано по-своему. И это получилось.

Анималистика обращена к художественной характеристике животного, его повадкам. Анатолий Буров — единственный скульптор в нашей области, который трудится в этом направлении искусства. Его работы неизменно получают высокую оценку и признание как у профессионалов, так и у рядовых зрителей. И это потому, что каждая из его скульптур очень психологична. Сквозь состояние зверя или птицы просматриваются человеческие чувства, живое существо мира природы он поднимает на уровень человека: и оно чувствует, говорит языком, на котором его может понять человек. Поэтому-то часто зрители пишут художнику в своих отзывах, что его деревянные скульптуры излучают любовь, нежность и сердечное тепло.

Все его работы очень теплые… «Чувства добрые я лирой пробуждал» — это строка А.С. Пушкина из стихотворения «Памятник» неслучайно приходит на ум при посещении этой выставки. Потому что эти творения рук человеческих пробуждают именно добрые чувства. «Как хочется, — пишет один зритель в книге отзывов, — чтобы люди понимали, что мы должны заботиться о братьях наших меньших, как о своих детях… Спасибо за жизнь, радость, печаль и надежду».

И именно коряга как часть природной материи, сотворенной Богом, именно она подсказывает Анатолию Бурову образ, будущую работу. В самом начале в ней мастер видит определенный образ. Его цель — помочь выразиться этому исходному природному материалу. В этом помогает его особенное зрение художника. Ведь в любой работе, как говорит Анатолий Сергеевич, есть какое-то состояние:

— Я работу делаю с любовью. Как мозг и руки при этом взаимодействуют друг с другом — загадка.

За всем этим еще стоит и огромный труд, требующий терпения и желания дарить людям благо своим творчеством. Оттого так часто зрители пишут ему «благодарю» — так, по закону добра, возвращается ему то благое дарение.

Бог творит силами природы, а художник, Его подмастерье, творец, вызывает восхищение нашей природой как творением Божьим. Это удивляет, радует и волнует, как и положено настоящему искусству. Доброта и гармония успокаивают душу. И зрители переносятся в детство, когда все кажется сказкой, а звери умеют разговаривать. Туда, где все в гармонии, где веет теплом, добротой и спокойствием. И этих зверей непременно хочется погладить. Сделать то, что при всем желании невозможно сделать посетителям зоопарка… Ведь это и змея, и заяц, и лесные птицы, и орел, и муравьед. И посетители выставок всегда с удовольствием это делают и часто пишут отзывы: дети, подростки, пенсионеры, коллеги по творческому цеху, и всегда — люди с вдумчивой и чуткой душой.

Тот художественный образ, который зритель воспринимает естественно как атмосферу тепла и спокойствия — в нем для мастера нет мелочей и он должен продумать еще и высоту под постановки, абрис, форму, свет, падающий на тонировку дерева… Анатолий Сергеевич тщательно готовится к каждой выставке, учитывает особенности помещения, в котором она будет проходить. Он охотно общается со зрителями, иногда вносит какие-то мелкие штрихи в экспозицию. По его словам, за сорок лет творчества у него накопилось столько скульптур в дереве, что он мог бы сделать параллельно еще четыре таких выставки.

Вот центральная скульптура экспозиции «Братья». Два медвежонка, возможно, только что играли, боролись, катались по траве, лупили другу друга своими широкими лапами, но вдруг — привстали, обнявшись, повернув головы и носы в сторону: что-то их встревожило. Может, треск ветки или крик птицы… Все «герои» скульптора живут в природной среде, неведомой человеческому глазу. Художник создал образ, будто он это подсмотрел где-то и остановил мгновенье их потайной звериной жизни. Вот настороженно вытянула вверх шею цапля, будто защищая своего детеныша, вот прижались друг к другу в холоде лесном совята, вот привстала на задние лапы куница, вытянув и насторожив ушки. Важно не просто скопировать натуру, а создать образ.

О своем творчестве сам Буров говорит емко и просто: «Дело художника творить и творить. Больше ему ничего не остается. Художник должен колдовать на месте, то есть у него возникает своя жизнь на холсте. Я считаю, что еще натуры достаточно много, и можно ее интерпретировать по-своему. Она реальна, но я ее изменяю, ведь животные не позируют, скорее, наоборот, скрывают свою жизнь от человека. Мы же, люди, сами как варвары: носим шубы из куниц, едим мясо, а восхищение животным миром остается единицам: как это создано и кем? Это — загадка.

Здесь нужны и знания, кто из них как себя ведет, и специальная литература. Художнику нужно постоянно работать над собой. Я делаю свою композицию — скульптурную, чтобы она была интересна, но не противоречила поведению животных в природе. К «Степному соколу», например, искал второе крыло два года. Надо уметь сочинить. Вот сначала была осина, просто полено, я вырезал, но показалось — скучно. Я начал компоновать и получилось, что зверь сидит на лапах».

«Стремясь подчеркнуть повадки зверька, его пластику, А.С. Буров ищет острые композиционные решения, нередко прибегает к стилизации. Образы обобщены, монолитны, лишены дробности и излишнего натурализма. Главное для автора — передать сущность животного, представить его в неком пространстве. Не случайно большинство героев «живут» на небольшом пьедестале, являющемся отправной точкой для создания определенного природного ландшафта в воображении неравнодушного зрителя», — написала недавно Анна Шестакова, искусствовед, ответственный секретарь Тверского областного отделения Союза художников России.

Произведения скульптора А.С. Бурова находятся в художественных фондах России, в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Тверской областной картинной галереи, Тверского государственного объединенного музея, ряда музеев и учреждений культуры Тверской области…

Профессиональные художники разделяются на тех, у кого работы заказные и выставочные. Уникальная коллекция художника А.С. Бурова, в которой уже свыше 200 только скульптурных работ, вся состоит из выставочных работ, труд над каждой из них может длится до полутора лет. Каждая скульптура у него является неповторимой. И трудно переоценить то огромное воспитательное значение, которое несет в себе эта коллекция. Уже прошло четверть века с тех пор, как правительство не обращает должного внимания на изобразительную культуру, на художников, бедствующих без дотаций, а современный бизнесмен, в руках которого сосредоточены подчас колоссальные властные и материальные ресурсы, пока остается человеком, ориентированным на поток и на массовое производство…

Хочется пожелать, чтобы эта уникальная коллекция скульптуры осталась в нашем городе и стала бы его культурным наследием на законных основаниях, и чтобы была найдена возможность для создания музея анималистики, которого нет ещё ни в одном городе России.

Для начала при содействии меценатов можно было бы создать небольшую экспозицию в одной из школ искусств, чтобы видеть работы ржевского мастера могли и школьники, и гости города, и любители искусства. Культурной общественности города нужно думать о судьбе уникальной коллекции уже сегодня.

Виктория Кузнецова, научный сотрудник

Ржевского

краеведческого музея

9_7 9_6 9_4 9_3 9_2 9_1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *